Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
=== Волго-Донская железная дорога === | === Волго-Донская железная дорога === | ||
В связи с ростом перевозок угля из донецкого бассейна в центральную Россию по Дону и Волге, а также невозможностью в то время построить Волго-Донской канал практически по линии его будущей трассы была построена железная дорога | В связи с ростом перевозок угля из донецкого бассейна в центральную Россию по Дону и Волге, а также невозможностью в то время построить Волго-Донской канал практически по линии его будущей трассы была построена железная дорога Волжская — Донская от Царицына (ныне Волгограда) до основанного вместе с дорогой города Калач длиной 75 верст (80 км), связавшая по кратчайшему пути Волгу и Дон. Дорога введена в строй в марте (по другим сведениям 5 мая) 1862 г. | ||
=== Первая очередь Московско-Рязанской ж.д. (участок Москва — Коломна) === | |||
Участок Москва — Коломна Московско-Рязанской ж.д. длиной 107 верст (114 км) был введен в строй 5 июля 1862 года.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FF%E7%E0%ED%F1%EA%EE%E5_%ED%E0%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%E5_%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%EE%E9_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%EE%E9_%E4%EE%F0%EE%E3%E8] | |||
[[Файл:Railway guard by Repin.jpg|150px|thumb|right|Железнодорожный сторож на ст. Хотьково Моковско-Троицкой ж.д. Картина И. Репина, 1882]] | [[Файл:Railway guard by Repin.jpg|150px|thumb|right|Железнодорожный сторож на ст. Хотьково Моковско-Троицкой ж.д. Картина И. Репина, 1882]] |
Версия от 15:34, 12 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1855 г. по 18 (30) октября 1870 г.
Границы периода обусловлены приходом Императора к власти и рассылкой 19 (31) октября 1870 г. Циркулярной депеши Горчакова[1], в которой Россия отказалась от навязанных ей после Крымской войны ограничений на Черном море и смертью Императора.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Парусно-винтовые 135-пушечные линейные корабли
Заложенные в Спасском адмиралтействе в Николаеве как парусные линейные корабли эти линкоры из-за требований Парижского мирного договора в невооруженном виде были переведены на Балтику, где были дооснащены вооружением и паровыми машинами.
- «Цесаревич» - 135 пушек, заложен 3 августа 1853 г., спущен на воду 29 октября 1857 г., введен в строй в 1861 г.
- «Синоп» (до 30 марта 1856 г. «Босфор») - 135 пушек, заложен 29 октября 1852 г., спущен на воду 26 сентября 1858 г., введен в строй в 1861 г.
Парусно-винтовой 111-пушечный линейный корабль «Император Николай I»
Заложен как парусный линейный корабль 25 июня 1855 г. в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 мая 1860 г. Паровая машина мощностью 600 л.с. установлена в 1861 г. На пробу машин выходил в октябре 1861 г.
Железные дороги
1861
Риго-Динабургская железная дорога
Дорога длиной 204 версты (217,5 км), связавшая порт в Риге со строившейся Санкт-Петербурго-Варшавской железной дорогой в районе крепости Динабург (с 1893 г. Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия) введена в строй в сентябре 1861 г.
Участок Ковно — Вержболово Санкт-Петербурго-Варшавской ж.д.
Участок строившейся магистрали Санкт-Петербург — Варшава длиной 82 версты (87 км) был введен в строй в апреле 1861 г.
1862
Линия Гельсингфорс - Тавастгуст Железных дорог Великого Княжества Финляндского
Первая линия Железных дорог Великого Княжества Финляндского длиной в 101 версту (108 км). Введена в строй в марте 1862 г.
Волго-Донская железная дорога
В связи с ростом перевозок угля из донецкого бассейна в центральную Россию по Дону и Волге, а также невозможностью в то время построить Волго-Донской канал практически по линии его будущей трассы была построена железная дорога Волжская — Донская от Царицына (ныне Волгограда) до основанного вместе с дорогой города Калач длиной 75 верст (80 км), связавшая по кратчайшему пути Волгу и Дон. Дорога введена в строй в марте (по другим сведениям 5 мая) 1862 г.
Первая очередь Московско-Рязанской ж.д. (участок Москва — Коломна)
Участок Москва — Коломна Московско-Рязанской ж.д. длиной 107 верст (114 км) был введен в строй 5 июля 1862 года.[2]
Московско-Троицкая железная дорога
Частная железная дорога от Москвы до Сергиева Посада длиной 66 верст (70 км) была торжественно открыта 18 августа 1862 года. По оценкам современников, дорога являлась образцовой во всех отношениях - как по организации работ и качеству постройки, так и по финансовым показателям. Вскоре была продлена на северо восток, образовав Московско-Ярославскую железную дорогу.
Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога (завершение строительства)
Крупнейшую в России того времени железнодорожную магистраль, основная часть которой была введена в строй ранее, наконец полностью завершили в декабре 1862 года. Последние участки магистрали строились в следующем порядке:
- Ковно - Вержболово длиной 82 версты (87 км) - введен в строй в апреле 1861 г.
- Двинск - Ландварово длиной 178 верт (190 км) и Ландварово - Ковно длиной 80 верст (86 км) - введены в строй в марте 1862 г.
- Ландварово - Варшава длиной в 371 версту (396 км) - введен в строй в декабре 1862 г.
1863
1864
1865
1866
Первая и вторая очереди Варшавско-Тереспольской ж.д.
Магистральная железнодорожная линия в cторону Москвы начиналась в заречном предместье Варшавы - Праге. Первые участки Варшавско-Тереспольской ж.д. были введен в строй в 1866 году: Варшава (Прага) — Седлец длиной 83 версты (89 км) — 28 сентября 1866 года и Седлец — Луков длиной 26 вёрст (28 км) — 19 ноября 1866 года.[3]
1867
Участок Луков — Тересполь Варшавско-Тереспольской ж.д.
В 1867 г. была завершена основная часть Варшавско-Тереспольской ж.д., когда дорога дошла до заречного пригорода Бреста — Тересполя (точнее, станции Лобачев) (позднее, в 1870-м, был введен в строй только короткий участок Любачев — Брест с мостом через Буг). Линия вводилась в строй постепеннно: участок Луков — Межиречье (Мендзиржец) длиной 26 вёрст (28 км) был введен в строй 20 мая 1867 года (по другим сведениям в июне того же года), участок Межиречье (Мендзиржец) — Бела длиной 23 версты (25 км) введен в строй 30 июня 1867 года, а участок Бела — Лобачев (Тересполь) длиной 33 версты (35 км) — 6 сентября 1867 года. По другим сведениям последние два участка вводились в строй вместе в сентябре 1866 года.
1868
1869
1870
Варшавско-Тереспольская железная дорога
Железная дорога от Варшавы до Бреста первоначально была построена между их заречными пригородами - Прагой в Варшаве и Тересполем в Брест-Литовске, однако 17 февраля 1870 г. был введен в строй мост через Буг и железная дорога дошла до самого Бреста, а уже в следующем 1871 году дорога соединилась с линией Москва-Брест, образовав Московско-Варшавскую железную дорогу.[4] Сама линия железной дороги вводилась поэтапно:
- Участки Варшава (Прага) — Седлец и Седлец — Луков — введены в строй в 1866 году.
- Участки Луков — Межиречье (Мендзиржец), Межиречье (Мендзиржец) — Бела и Бела — Лобачев (Тересполь) — введены в строй в 1866 году.
- Участок Лобачев - Брест длиной 7 верст (8 км) с мостом через Буг — введен встрой 17 февраля 1870 года.
Московско-Ярославская железная дорога
Магистраль, строившаяся со 2 июля 1868 года как продолжение Московско-Троицкой ж.д. была введена в строй 18 февраля (2 марта) 1870 года. Длина вновь построенного участка от Сергиево до Ярославля составляла 196 верст (209 км).
Крупнейшие мосты
Днепровский мост на Курско-Киевской железной дороге (Мост Струве, г. Киев)
Также известен как Дарницкий мост и Мост Струве. Самый длинный в Европе на тот момент мост строился выдающимся отечественным инженером Арманом Струве с марта 1868 г. и был открыт в феврале 1870 г.[5] Стоимость проекта составила 3,2 млн рублей[6] (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Позднее мост был практически полностью разрушен во время Великой Отечественной войны и более не восстанавливался - рядом построили новый Дарницкий мост.
Машиностроение
Коломенский машиностроительный завод
Одно из крупнейших машиностроительных предприятий дореволюционной России (ныне ОАО Коломенский завод) было основано в в 1862-1863 г. как Механический и литейный завод инженеров братьев Струве, с 1866 г. сменил название на «Заводом инженеров братьев Струве». А с 1871 г., когда завод перешел в руки акционерного общества, он официально назывался Коломенским чугуно-медно-литейным и механическим заводом общества Коломенского машиностроительного завода. С самого своего основания завод занимался производством металлических мостов, в том числе крупнейших. С 1865 г. на заводе освоено производство железноодорожных платформ, а затем и вагонов. С 1869 г. началось производство паровозов, а с 1878 г. - пароходов. Стоимость проекта можно оценить, как минимум, по капиталу Общества, составлявшему в 1871 г. 2,8 млн рублей[7] (13 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Реконструкция Сормовского завода
Гидротехническое строительство
Новоладожский канал
В связи с тем, что построенный еще Петром I между Невой и Волховом Ладожский канал, несмотря на проведенную в начале XIX века реконструкцию и продление, не мог обеспечить возрастающие потребности страны, было решено построить новый канал параллельно предыдущему ближе к Ладожскому озеру. Как и предыдущий канал был предназначен для безопасного плавания речных судов в обхол Ладожского озера, на котором часто слуались шторма. Строился с мая 1861 г. по сентябрь 1866 г. и используется по настоящее время. Стоимость проекта 4,6 млн рублей[9].
Фортификационные сооружения
Оборонительная казарма цитадели Новогеоргиевской крепости
Самое длинное и поныне здание в Европе (2250 м, что на 15 м длиннее стен московского Кремля). Построено на территории цитадели возведенной в 1830-х гг крепости, по разным данным к 1862...1864 гг в качеестве одновременно места для размещения гарнизона и последней линии обороны. По-видимому является крупным проектом не только в силубольших геометрических размеров, сколько из-за толстых стен из специального кирпича повышенной прочности, аналогичного использованному в Брестской крепости, где, как известно, свою роль последнего рубежа аналогичная казарму успешно сыграла в 1941 г.
Позднее крепость неоднократно модернизировалась.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.