Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 87: | Строка 87: | ||
== Фортификационные сооружения == | == Фортификационные сооружения == | ||
=== Крепость Бобруйск === | |||
Одна из двух главных, по-видимому, предвоенных строек Империи должна была на ряду с аналогичной Динабургской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. | |||
=== Крепость Динабург === | |||
Одна из двух главных, по-видимому, предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. | |||
[[Файл:Fort Nr.4 -Pawel I.jpg|thumb|150px|right|Форт «Павел I» («Рисбанк»)]] | [[Файл:Fort Nr.4 -Pawel I.jpg|thumb|150px|right|Форт «Павел I» («Рисбанк»)]] |
Версия от 12:40, 25 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 13 (25) марта 1801 г. по 8 (20) ноября 1815 г.
Границы периода обусловлены приходом к власти и окончанием эпохи наполеоновских войн с подписанием Парижского мира 1815 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
120-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Храбрый»
Флагманский линейный корабль. Заложен 18 июля 1805 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 1 июля 1808 года.
110-пушечные линейные корабли Черноморского флота
- «Ратный» — Заложен 9 марта 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 18 ноября 1802 года.
- «Полтава» — Заложен 20 октября 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 20 июня 1808 года.
- «Двенадцать апостолов» — Заложен 12 ноября 1808 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 31 мая 1811 года.
- «Париж» — Заложен 18 сентября 1812 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 22 ноября 1814 года.
110-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ростислав»
Заложен 26 декабря 1811 года в Кронштадте, спущен на воду 31 августа 1813 года.
100-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Гавриил»
Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 октября 1802 года.
88-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Смелый»
Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 15 июля 1808 года.
80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Рафаил»
Реально нёс 82 пушки. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 августа 1802 года.
76-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Уриил»
Реально нёс 80 пушек. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 августа 1802 года.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 23 таких корабля:
- «Селафаил» — Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1803 года.
- «Сильный» — Заложен 29 августа 1801 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 мая 1804 года.
- «Твёрдый» — Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе как 90-пушечный, но в 1803 году принято решение об его переделке в 74-пушечный. Спущен на воду 18 июля 1805 года.
- «Орёл» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Северная звезда» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Борей» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1807 года.
- «Не тронь меня» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Три иерарха» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Святослав» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 августа 1809 года.
- «Память Евстафия» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Три Святителя» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Принц Густав» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Норд-Адлер» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Чесма» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
- «Мироносец» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
- «Юпитер» — Заложен 28 января 1811 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1812 года.
- «Нептунус» — Заложен 2 декабря 1811 года в в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июня 1813 года.
- «Берлин» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Гамбург» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Дрезден» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Любек» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Пётр» — Заложен 22 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
- «Финланд» — Заложен 5 декабря 1812 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
74-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Чёрном море в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:
- «Правый» — Заложен 14 июля 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 10 июля 1804 года. Реально нёс 76 пушек. Первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скрепленным медными болтами корпусом.
- «Анапа» — Заложен 5 февраля 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 30 сентября 1807 года.
- «Мария» — Заложен 28 февраля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 12 ноября 1808 года.
- «Дмитрий Донской» — Заложен 28 июля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 6 ноября 1809 года.
- «Азия» — Заложен 20 ноября 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 августа 1810 года.
- «Лесное» — Заложен 9 ноября 1809 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 июля 1811 года.
- «Максим Исповедник» — Заложен 4 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 9 июня 1812 года.
- «Бриен» — Заложен 23 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 1 ноября 1813 года.
- «Кульм» — Заложен 24 ноября 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 4 ноября 1813 года.
66-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Всего на Балтийском и белом морях в этот период было введено в строй з лёгких линейных корабля этого типа:
- «Мощный» — Заложен 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 июня 1805 года.
- «Всеволод» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1809 года.
- «Саратов» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1809 года.
64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Победоносец»
Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
Линейный корабль Балтийского флота «Скорый»
Достоверных сведений о ранге (количестве пушек) на борту корабля обнаружить не удалось. В Сети встречается предположение, что корабль был 66-ти пушечным, однако его размеры и, особенно, осадка характерные скорее для 74-пушечных линейных кораблей позволяют серьезной сомневаться в такой классификации. Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 августа 1805 года.
Машиностроение
Фортификационные сооружения
Крепость Бобруйск
Одна из двух главных, по-видимому, предвоенных строек Империи должна была на ряду с аналогичной Динабургской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве.
Крепость Динабург
Одна из двух главных, по-видимому, предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве.
Реконструкция крепости Кронштадт
После подписания в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном Санкт-Петербург и Кронштадт оказались под угрозой со стороны английского и шведского флотов. Вскоре началась и война со Швецией. Вследствие этого в 1807-1810 гг, до охлаждения отношений с Наполеоном, последовавшего в 1810 г., в Кронштадтской крепости проводились обширные работы по повышению ее обороноспособности. В частности были возведены обширные свайные преграды в акватории севернее и южнее крепости, новые батареи, в том числе две на северном фарватере, три флеши с гласисами и палисадами перед западными фронтами центральной крепости, восстановлено первое на острове Котлин укрепление Александр-Шанец, возведён новый форт «Рисбанк» (1812 г., перестроен позднее по личному проекту Николая I и переименован в «Павел I»), на вооружение крепости передано множество орудий и боеприпасов и т.д. Только в начале 1808 г. на производство срочных работ в крепости было выделено 150 тыс. рублей, при том что на строительстве в это время ежедневно бесплатно работало 2650 человек, привлеченных из различных армейских подразделений.[1][2][3]
Позднее в 1824 г. крепость серьезно пострадала от катастрофического наводнения, после чего была реконструирована.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.