Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 55: Строка 55:


=== Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира» ===
=== Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира» ===
Не считая головного корабля, введенного в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок этого типа были введены в строй в этот период:
* К-123
* К-316
* К-432
* К-373
* К-493
* К-463


=== Эскадренные миноносцы проекта 956 ===
=== Эскадренные миноносцы проекта 956 ===

Версия от 20:23, 22 января 2014

Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 марта 1976 года по 10 ноября 1982 года.

Границы периода обусловлены окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьезными проблемами Л.И. Брежнева со здоровьем и его смертью.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Второй в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Заложен 28 декабря 1972 года, спущен на воду 30 сентября 1975 года, веден в строй 27 сентября 1978 года.

После вывода из состава флота в 1994 г. продан на металл в Южную Корею, оттуда перепродан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.

Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)

Головная в серии крупнейших когда либо построеных подводных лодок — атомный подводный крейсер ТК-208 введен в строй 29 декабря 1981 года, а 7 октября 2002 г. получил собственное имя «Дмитрий Донской» (до него имя Великого Князя Московского носило еще несколько боевых кораблей, последним из которых был герически погибший в бою в 1905 г. броненосный крейсер). Первоначально нес 20 самых больших в истории баллистических ракет для подводных лодок ракетного комплекса Д-19, чего было достаточно, для того чтобы не оставить ни одного райцентра в отдельно взятой среднего размера стране. С 1992 г. классифицируется как тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения. В 1989…2002 гг модернизирован по проекту 941УМ, в результате чего был первым оснащен ракетами «Булава» для проведения их испытаний.

Позднее строились серийные крейсера этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)

Первый в серии тяжелых атомных крейсеров проекта 1144, являющихся самыми мощными неавианесущими надводными кораблями в мире с послевоенного времени по настоящее время (2013 г.). В англоязычной литературе вследствие несопоставимости с другими современными им крейсерами по размеру и силе вооружения эти корабли классифицируются как линейные крейсера (battlecruisers) по аналогии с соответствующим классом боевых кораблей, популярным в 1910-х гг. Заложен 26 марта 1973 года, спущен на воду 27 декабря 1977 года, веден в строй 30 декабря 1980 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Ушаков».

Еще три корабля этого типа были построены позднее.

Атомный ледокол «Сибирь» у дрейфующей полярной станции Северный Полюс-27, 1987

Атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика»

Второй (после ледокола «Арктика») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути. Строился на Балтийском заводе в Ленинграде, введен в строй 28 декабря 1977 года.

Ледоколы этого проекта строились и позднее.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»

Подводные стратегические ракетоносцы этого проеккта отличались применением более совершенного ракетного комплекса, оснащенного разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением, 16 ракет которого можно было запустиьт в одном залпе. Также были выполнены многочисленные улучшения других бортовых систем. Все 14 атомных подводных крейсеров этого проекта были построены в это время (имена собственные получены гораздо позднее):

  • К-424 — Заложен 30 января 1974 года, спущен на воду 31 декабря 1975 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-441 — Заложен 7 мая 1974 года, спущен на воду 25 мая 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-449 — Заложен 19 ноября 1975 года, спущен на воду 29 июля 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-506 «Зеленоград» — Заложен 29 декабря 1975 года, спущен на воду 26 марта 1979 года, введен в строй 30 ноября 1979 года.
  • К-455 — Заложен 16 октября 1976 года, спущен на воду 16 февраля 1977 года, введен в строй 30 августа 1977 года.
  • К-490 — Заложен 6 ноября 1976 года, спущен на воду 21 марта 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
  • К-487 — Заложен 9 декабря 1976 года, спущен на воду 4 июня 1977 года, введен в строй 27 декабря 1977 года.
  • К-496 «Борисоглебск» — Заложен 23 мая 1978 года, спущен на воду 13 сентября 1978 года, введен в строй 30 августа 1979 года.
  • К-129 (КС-129 «Оренбург») — Заложен 9 апреля 1979 года, спущен на воду 15 апреля 1981 года, введен в строй 5 ноября 1981 года.
  • К-211 «Петропавловск-Камчатский» — Заложен 19 апреля 1979 года, спущен на воду 13 декабря 1979 года, введен в строй 28 августа 1980 года.
  • К-433 «Святой Георгий Победоносец» — Заложен 24 августа 1979 года, спущен на воду 20 июня 1980 года, введен в строй 15 декабря 1980 года.
  • К-223 «Подольск» — Заложен 19 ноября 1979 года, спущен на воду 30 апреля 1980 года, введен в строй 25 декабря 1980 года.
  • К-44 «Рязань» — Заложен 31 января 1980 года, спущен на воду 19 января 1982 года, введен в строй 17 сентября 1982 года.
  • К-180 — Заложен 27 апреля 1980 года, спущен на воду 8 ноября 1980 года, введен в строй 25 августа 1981 года.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»

Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира»

Не считая головного корабля, введенного в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок этого типа были введены в строй в этот период:

  • К-123
  • К-316
  • К-432
  • К-373
  • К-493
  • К-463

Эскадренные миноносцы проекта 956

  • «Современный»
  • «Отчаянный»

Большие противолодочные корабли проекта 1155

  • «Удалой»
  • «Вице-адмирал Кулаков»
Большой противолодочный корабль «Петропавловск» пр.1134-Б

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б

В этот период серию из четырех ранее построенных больших противолодочных кораблей с газотубинной установкой дополнили последние три корабля, построенные по этому проекту:

  • «Петропавловск» — заложен 14 сентября 1973 года, спущен на воду 22 ноября 1974 года, введен в строй 29 декабря 1976 года.
  • «Ташкент» — заложен 22 ноября 1974 года, спущен на воду 5 ноября 1975 года, введен в строй 31 декабря 1977 года.
  • «Таллин» — заложен 5 ноября 1975 года, спущен на воду 5 ноября 1976 года, введен в строй 31 декабря 1979 года.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

Ранее уже было построено 8 кораблей этого проекта. В этот период были введены в строй последние два корабля серии:

  • «Василий Чапаев» — заложен 22 ноября 1973 года, спущен на воду 28 ноября 1974 года, введен в строй 30 ноября 1976 года.
  • «Адмирал Юмашев» — заложен 17 апреля 1975 года, спущен на воду 30 сентября 1977 года, введен в строй 30 декабря 1977 года.

Подводные лодки проекта 877

В это время было введено в строй первых два корабля очень крупной серии:

  • Б-248
  • Б-260

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.