Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 55: | Строка 55: | ||
=== Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена» === | === Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена» === | ||
* К-497 21.02.1975 29.04.1976 31.10.1976 | |||
* К-500 25.07.1975 14.07.1976 19.12.1976 | |||
* К-512 21.01.1976 26.09.1976 18.08.1977 1988 - наим. «70 лет ВЛКСМ» | |||
* К-523 01.07.1976 03.05.1977 30.10.1977 | |||
* К-530 05.11.1976 23.07.1977 28.12.1977 | |||
=== Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира» === | === Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира» === |
Версия от 00:53, 23 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 марта 1976 года по 10 ноября 1982 года.
Границы периода обусловлены окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьезными проблемами Л.И. Брежнева со здоровьем и его смертью.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
Второй в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Заложен 28 декабря 1972 года, спущен на воду 30 сентября 1975 года, веден в строй 27 сентября 1978 года.
После вывода из состава флота в 1994 г. продан на металл в Южную Корею, оттуда перепродан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)
Головная в серии крупнейших когда либо построеных подводных лодок — атомный подводный крейсер ТК-208 введен в строй 29 декабря 1981 года, а 7 октября 2002 г. получил собственное имя «Дмитрий Донской» (до него имя Великого Князя Московского носило еще несколько боевых кораблей, последним из которых был герически погибший в бою в 1905 г. броненосный крейсер). Первоначально нес 20 самых больших в истории баллистических ракет для подводных лодок ракетного комплекса Д-19, чего было достаточно, для того чтобы не оставить ни одного райцентра в отдельно взятой среднего размера стране. С 1992 г. классифицируется как тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения. В 1989…2002 гг модернизирован по проекту 941УМ, в результате чего был первым оснащен ракетами «Булава» для проведения их испытаний.
Позднее строились серийные крейсера этого проекта.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)
Первый в серии тяжелых атомных крейсеров проекта 1144, являющихся самыми мощными неавианесущими надводными кораблями в мире с послевоенного времени по настоящее время (2013 г.). В англоязычной литературе вследствие несопоставимости с другими современными им крейсерами по размеру и силе вооружения эти корабли классифицируются как линейные крейсера (battlecruisers) по аналогии с соответствующим классом боевых кораблей, популярным в 1910-х гг. Заложен 26 марта 1973 года, спущен на воду 27 декабря 1977 года, веден в строй 30 декабря 1980 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Ушаков».
Еще три корабля этого типа были построены позднее.
Атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика»
Второй (после ледокола «Арктика») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути. Строился на Балтийском заводе в Ленинграде, введен в строй 28 декабря 1977 года.
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»
Подводные стратегические ракетоносцы этого проеккта отличались применением более совершенного ракетного комплекса, оснащенного разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением, 16 ракет которого можно было запустиьт в одном залпе. Также были выполнены многочисленные улучшения других бортовых систем. Все 14 атомных подводных крейсеров этого проекта были построены в это время (имена собственные получены гораздо позднее):
- К-424 — Заложен 30 января 1974 года, спущен на воду 31 декабря 1975 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-441 — Заложен 7 мая 1974 года, спущен на воду 25 мая 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-449 — Заложен 19 ноября 1975 года, спущен на воду 29 июля 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-506 («Зеленоград») — Заложен 29 декабря 1975 года, спущен на воду 26 марта 1979 года, введен в строй 30 ноября 1979 года.
- К-455 — Заложен 16 октября 1976 года, спущен на воду 16 февраля 1977 года, введен в строй 30 августа 1977 года.
- К-490 — Заложен 6 ноября 1976 года, спущен на воду 21 марта 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
- К-487 — Заложен 9 декабря 1976 года, спущен на воду 4 июня 1977 года, введен в строй 27 декабря 1977 года.
- К-496 («Борисоглебск») — Заложен 23 мая 1978 года, спущен на воду 13 сентября 1978 года, введен в строй 30 августа 1979 года.
- К-129 (КС-129 «Оренбург») — Заложен 9 апреля 1979 года, спущен на воду 15 апреля 1981 года, введен в строй 5 ноября 1981 года.
- К-211 («Петропавловск-Камчатский») — Заложен 19 апреля 1979 года, спущен на воду 13 декабря 1979 года, введен в строй 28 августа 1980 года.
- К-433 («Святой Георгий Победоносец») — Заложен 24 августа 1979 года, спущен на воду 20 июня 1980 года, введен в строй 15 декабря 1980 года.
- К-223 («Подольск») — Заложен 19 ноября 1979 года, спущен на воду 30 апреля 1980 года, введен в строй 25 декабря 1980 года.
- К-44 («Рязань») — Заложен 31 января 1980 года, спущен на воду 19 января 1982 года, введен в строй 17 сентября 1982 года.
- К-180 — Заложен 27 апреля 1980 года, спущен на воду 8 ноября 1980 года, введен в строй 25 августа 1981 года.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»
- К-497 21.02.1975 29.04.1976 31.10.1976
- К-500 25.07.1975 14.07.1976 19.12.1976
- К-512 21.01.1976 26.09.1976 18.08.1977 1988 - наим. «70 лет ВЛКСМ»
- К-523 01.07.1976 03.05.1977 30.10.1977
- К-530 05.11.1976 23.07.1977 28.12.1977
Атомные торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира»
Не считая головного корабля, введенного в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок этого типа были введены в строй в этот период:
- К-123
- К-316
- К-432
- К-373
- К-493
- К-463
Эскадренные миноносцы проекта 956
- «Современный»
- «Отчаянный»
Большие противолодочные корабли проекта 1155
- «Удалой»
- «Вице-адмирал Кулаков»
Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
В этот период серию из четырех ранее построенных больших противолодочных кораблей с газотубинной установкой дополнили последние три корабля, построенные по этому проекту:
- «Петропавловск» — заложен 14 сентября 1973 года, спущен на воду 22 ноября 1974 года, введен в строй 29 декабря 1976 года.
- «Ташкент» — заложен 22 ноября 1974 года, спущен на воду 5 ноября 1975 года, введен в строй 31 декабря 1977 года.
- «Таллин» — заложен 5 ноября 1975 года, спущен на воду 5 ноября 1976 года, введен в строй 31 декабря 1979 года.
Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
Ранее уже было построено 8 кораблей этого проекта. В этот период были введены в строй последние два корабля серии:
- «Василий Чапаев» — заложен 22 ноября 1973 года, спущен на воду 28 ноября 1974 года, введен в строй 30 ноября 1976 года.
- «Адмирал Юмашев» — заложен 17 апреля 1975 года, спущен на воду 30 сентября 1977 года, введен в строй 30 декабря 1977 года.
Подводные лодки проекта 877
В это время было введено в строй первых два корабля очень крупной серии:
- Б-248
- Б-260
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.