Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
=== Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота === | === Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота === | ||
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. | Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. | ||
* | * «Красной» | ||
* «Николай» | * «Николай» | ||
* «Скорый» | * «Скорый» |
Версия от 23:47, 1 февраля 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 9 (21) ноября 1815 г. по 19 ноября (1 декабря) 1825 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
110-пушечные линейные корабли Балтийского флота
- «Лейпциг»
- «Твёрдый»
110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Император Франц»
80-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Пантелеймон»
Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли.
- «Красной»
- «Николай»
- «Скорый»
- «Норд-Адлер»
- «Пимен»
- «Пармен»
- «Иоанн Златоуст» - заложен 30 января 1824 г. на верфи в Херсоне, спущен на воду 7 сентября 1825 г. Реально нес 83 пушки.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:
- «Арсис»
- «Кацбах»
- «Фершампенуаз»
- «Ретвизан»
- «Трёх Святителей»
- «Святой Андрей»
- «Сысой Великий»
- «Прохор»
- «Князь Владимир»
66-пушечный фрегат Балтийского флота «Эммануил»
Заложен 24 февраля 1822 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 июля 1824 года. В 1826 году переклассифицирован в линейные корабли.
Машиностроение
Реконструкция Главного адмиратейства в Санкт-Петербурге
См. раздел Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)
Не гармонировавшее по своему величию с расположенным неподалеку Зимним дворцом здание Главного адмиралтейства, к которому сходились основные проспекты Санкт-Петербурга, в ходе реконструкции 1806-1823 гг. было почти полностью перестроено. Огромное здание с протяженностью главного фасада 407 м в основном сохранило прежнее положение на плане, но построенные еще при Петре I укрепления Адмиралтейства были уничтожены и заменены бульваром, а само здание, впервые перестроенное в камень при Анне Иоанновне, было надстроено и украшено множеством скульптур.
Проект может рассматриваться как отчасти машиностроительный, поскольку одной из основных функций Главного адмиралтейства в это время и до 1844 года было строительство парусных кораблей на верфи, расположенной в его внутреннем дворе.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец появился в Санкт-Петербурге по воле Павла I, который, по-видимому, под влиянием опыта эпохи дворцовых переворотов, посчитал, что для младшего сына Михаила тоже необходим достойный дворец. В результате, было издано распоряжение откладывать ежегодно средства на постройку дворца вплоть до совершеннолетия великого князя. Вступивший вскоре на трон Александр I в точности исполнил волю отца, и дворец был построен на накопленные средства. Строительство началось в 1819 г. и завершилось 30 августа (11 сентября) 1825 г. Стоимость проекта 7,6 млн рублей[1], по-видимому, ассигнациями, т.е. порядка 1,98 млн серебрянных рублей в ценах 1823 г.[2] (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).[3][4]
Позднее дворец был выкуплен у наследников князя Императором Николаем II (что собирался, но не успел сделать Александр III) и в здании был организован Русский музей Императора Александра III, ныне Государственный Русский музей.
Макарьевская (Нижегородская) ярмарка
В 1816 году грандиозный пожар практически полностью уничтожил недавно отстроенную крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку на Волге, причинив, несмотря на неярмарочное время и полное отсутствие на ней людей и товаров, ущерб около 2 млн рублей. Однако, Александр I решил использовать это событие с пользой и, отложив планировавшуюся перестройку Зимнего дворца, выделил 6 млн рублей на строительство гораздо более обширной ярмарки на новом месте. Новую Макарьевскую ярмарку расположили на 90 км выше по течению реки Волги на противоположном от тогдашнего Нижнего Новгорода берегу Оки, где две реки при слиянии образовывают широокий низинный мыс. Руководил начавшимся 15 февраля 1817 года строительством лично глава Комитета строений и гидравлических работ Империи Августин Бетанкур, поставивший себе цель построить там лучший торговый комплекс в Европе (точнее - в мире, поскольку остальная часть мира в то время не без оснований просто не принималась всерьёз).
В рамках проекта в низине было насыпано основание высотой 3,5 метра под капитальные сооружения, построен Спасский собор и 54-метровая колокольня (мечеть и армянская церковь были построены немного позднее), прокопан полукольцевой обводной канал шириной 100 метров, возведён сам гостиный двор и другие торговые сооружения. Собственно гостиный двор при этом включал 60 корпусов с 2530 лавками, в том числе большой каменный главный дом, а также павильоны для торговцев из Азии, построенные в китайском стиле. Вдоль каналов было построено еще более 40 каменных торговых и складских зданий. Также на территории ярмарки была построена подземная сводчатая канализация, подобная построенной позднее парижской, и наплавной мост через Оку длинной 510 метров, по некоторым сведениям[5], самый длинный наплавной мост того времени.
Введена в строй ярмарка была 15 июля 1822 года и до 25 августа того же года продлился её первый торговый сезон.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Восстановление города Москвы
|
В ходе катастрофических пожаров и разграбления французами в 1812 году город очень серьезно пострадал — по оценкам 1911 года сгорело 6 496 из 9 151 жилых домов, 8251 хозяйственных построек и 122 из 329 храмов без учета разграбленных. Кроме того, французскими войсками были частично взорваны и сожжены постройки Московского кремля — в частности, была уничтожена звонница колокольни Ивана Великого, Водовзводная башня, а многие другие башни от полного разрушения спасло только чудо в виде не ождавшейся французами прочности — дав трещины, они устояли. На самом деле пожары за время оккупации возникали неоднократно, по-видимому, в основном по вине мародёрствующих и не умеющих обращаться с русскими печками французов и распространялись из-за отсутсвия жителей. Были свидетельства и явных поджогов:
Кудринский вдовий дом сгорел 3-го сентября во вторник, не от соседственных дворов, но от явного зажигательства французов, которые видя что в том доме русских раненых было около 3000 человек стреляли в оный горючими веществами и сколько смотритель Мирицкий ни просил варваров сих о пощаде дома; до 700 раненых наших в оном сгорело. |
В то же время несколько подожженных российскими властями при самом вступлении в Москву Наполеона, от которых более ничего не занялось, дали повод оккупационным властям обвинить во всех проблемах московского губернатора и местное население, среди которого по-быстрому нахватали и казнили «виновных» в пожаре.
Для научно- и художествнно-обоснованного восстановления Москвы после катастрофического пожара 1812 года императорским указом 04 февраля 1813 года была создана специальная Комиссия о строении Москвы, которая руководила проектом восстановления старой столицы, руководя московскими землемерами и архитекторами. На первый этап работ, продлившийся до включавший фактически в основном постройку добротных домов для погорельцев, в её ведение был выдан беспроцентный кредит на пять миллионов рублей, а также несколько московских кирпичных заводов. А в 1816 году комиссия получила дополнительно более 1,5 млн рублей на нивелирование и благоустройство городских улиц.[6]
Хотя проект в целом был практически завершен ещё в 1810-х, хорошо показавшая себя комиссия продолжала работать до 1843 года, когда вошла в состав Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а ныне её контрольные функции выполняет Мосгосстройнадзор.
Фортификационные сооружения
Крепость Динабург (первая очередь восстановления и достройки)
Крепость, едва вступившая в строй к началу Отечественной войны 1812 года в её ходе героически сражалась, но затем, ввиду неподготовленности к длительной обороне из-за незавершенного строительства, она была разрушена отступающими русскими войсками. Восстановление и достройка крепости по несколько изменённым планам начались уже вскоре после изгнания остатков Великой армии Наполеона из Росссии, но 1814 года шли относительно медленно, так как в строительстве участвовали «всего» 2100 человек, основные же работы развернулись после войны. Поэтому вооружение крепости артиллерией, ознаменовавшее её фактическое вступление в строй произошло в 1818 году, к так как к этому времени былипостроены главный вал цитадели, предмостное укрепление, а также минимально необходимые жилые, офисные, хозяйственные здания, которые строились только в камне. Тогда же, в сентябре 1818 года, крепость посетил Император, утвердивший планы дальнейшего строительства.[7]
Полностью крепость была достроена и освящена позднее в 1833 году.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.