Обсуждение:Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 108: Строка 108:
* <!--Ефрон.jpg|-->[[rwp:Ефрон, Илья Абрамович|Илья Ефрон]] — типограф, издал все главные дореволюционные энциклопедические издания в России, в том числе «[[rwp:Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона]]»
* <!--Ефрон.jpg|-->[[rwp:Ефрон, Илья Абрамович|Илья Ефрон]] — типограф, издал все главные дореволюционные энциклопедические издания в России, в том числе «[[rwp:Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона]]»
* [[rwp:Щеголёнок, Василий Петрович|Василий Щеголёнок]] и другие сказители
* [[rwp:Щеголёнок, Василий Петрович|Василий Щеголёнок]] и другие сказители
* [[rwp:Мей, Лев Александрович]]
* [[rwp:Кутепов, Николай Иванович]] — [[rwp:Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси]]


====Серебряный век (конец XIX — начало XX века)====
====Серебряный век (конец XIX — начало XX века)====

Версия от 02:57, 18 ноября 2021

Кандидаты в статью

Древняя Русь

IX-X века

XI век

XII век

  • Звенислава Полоцкая — предположительно, первая писательница на русском языке
  • Герман Воята — являлся летописцем архиепископа святого Иоанна (Илии) и пополнял Новгородскую владычную летопись в период управления святителем Иоанном Новгородской кафедрой — в 1165—1186 годах (по лингвистическим данным, с 1164 по 1186 годы летопись вел один человек). Во 2-й половине 60-х годов Герман Воята также переработал начальную часть Новгородской владычной летописи и изготовил ее дополненную копию для Юрьева новгородского мужского монастыря. В этой копии, отразившейся в Синодальном списке Новгородской первой летописи, и появилась «автобиографическая» заметка Германа Вояты под 1144 годом.

XIII век

XIV век

  • Василий Калика — архиепископ Новгородский, меценат и миротворец, способствовал закреплению Новгорода за Москвой и стабильной выплате дани в Орду, финансировал крупнейшие стройки Новгорода (стены, храмы, мосты); иконописец, святой
  • rwp:Игнатий Смолянин
  • rwp:Стефан Новгородец

Московская Русь

XV век

XVI век

XVII век

Российская Империя

XVIII век

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха реализма (вторая половина XIX века)

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Россия XX-XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

  • Владимир Пропп
  • Николай Рерих — художник и философ-мистик, совершил две крупные экспедиции в Центральную Азию и Маньчжурию, пионер международного движения по защите культурных ценностей (пакт Рериха)
  • Георгий Щедровицкий — философ и методолог, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения»
  • Анатолий Луначарский — первый нарком просвещения РСФСР, создатель советской системы образования и системы охраны памятников

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Современность (1990-е — настоящее время)

  • Пелевин

Спорные случаи

Ильин

Считаю, что необходимо вернуть в статью. Что касается Гитлера, то в первой половине 1930-х человек вполне и ошибиться мог. Вы ещё философские сочинения Циолковского тогда почитайте, вот уж где лютая жесть.--Бульдозер (обсуждение) 00:14, 7 марта 2021 (MSK)

Скопирую сюда моё мнение, высказанное в другой переписке:

Ильина я читал лет 5 назад, «Наши задачи». Никакого фашизма или симпатий к фашизму там нет. Просто весьма неплохо написанные призывы к государственничеству и возрождению России. А вот антикоммунистом и противником тогдашней советской власти, он, конечно, был.
Статьи из этого сборника изначально при жизни Ильина выпускались анонимно — возможно, именно по причине подмоченной репутации из-за поддержки фашистов в начале 1930-х. Однако Ильин от этого довольно быстро отошёл, как и все другие адекватные русские белоэмигранты. Их первоначальная симпатия к фашизму как альтернативе коммунизму вполне объяснима: всё-таки поколение «Философского парохода» действительно сильно пострадало от большевиков.
Насколько я знаю, Ильина цитировал Путин и некоторые другие довольно респектабельные деятели. Поэтому я не вижу особой проблемы в наличии тёмных пятен в его биографии.
Честно говоря, у половины людей в списке государственных деятелей есть очень здоровые минусы в биографии — ошибки и преступления по нынешним меркам. Среди известных писателей также много неоднозначных личностей.
Изначально я пытался отбирать только наиболее положительных персонажей. Однако, например, практически все значимые древнерусские князья замазаны в тех или иных междоусобных войнах и жестокостях. Если подходить к этому строго, то там вообще почти никого добавлять нельзя.
Но если считать, что это была норма для той эпохи, то можно добавлять (кроме самых негативных и одиозных персонажей), и тогда получается интересная статья.
С писателями также придётся проявлять определённую толерантность к их сомнительным воззрениям и действиям, если их заслуги и достижения перевешивают эти минусы. AlexBond (обсуждение) 03:02, 7 марта 2021 (MSK)

Глуховский

А вот этого деятеля я бы убрал из списка. Ничего прям выдающегося в единственном известном романе, как и серии, кроме пиара, на мой взгляд, нет. И идеи никакой нет. Моё, во всяком случае, такое мнение.--Бульдозер (обсуждение) 00:14, 7 марта 2021 (MSK)

Я не читал, просто бегло ознакомился. Идеологическое содержание книги в пересказе показалось мне невнятным. Но я думал, что ценность всё же есть: идея мира постапокалипсиса в метро. AlexBond (обсуждение) 03:04, 7 марта 2021 (MSK)
Там довольно-таки комиксовый полуфэнтезийный мир, по "заклёпкам" конечно никакой критики не выдерживающий. Идея близкая к планете обезьян и аватару, но ГГ всё же сторону не меняет, разве что. К близким по остальной части сюжета могу отнести "Город наверху" Кира Булычева, правда там не метро, а сознательно построенный частично заброшенный многоуровневый подземныё город-бункер. Но больше всего доказывает вторичность на мой взгляд вот эти отзывы: https://zen.yandex.ru/media/id/5efdb1419e8e5e060f320737/a-gluhovskiito-vyros-novyi-roman-prevzoshel-moi-samye-derzkie-ojidaniia-5fc9fba5eb95a53734c0fa30; https://svpressa.ru/culture/article/281564/. Особенно вторая ссылка, посмотрите, коллеги, в первой одного заголовка достаточно. Картина маслом, в том числе и по уровню писательскому по отзывам. Удаляю.--Бульдозер (обсуждение) 12:30, 7 марта 2021 (MSK)
Я бы не торопился с окончательным удалением. Пока неясно, сколько у нас современных писателей будет. И будет грустно, если их будет совсем мало. Если не найдётся никого лучше, то придётся нам терпеть и того же Акунина, несмотря на его сомнительные взгляды. AlexBond (обсуждение) 15:56, 7 марта 2021 (MSK)
Да хватит там писателей. Взгляды этого персонажа не лучше, чем у Акунина, если не хуже. По одной фантастике есть писатели, у которых суммарные тиражи никак не меньше, а литературно они на две головы выше. Вот хотя бы Пехова. Его цикл "Страж" хоть и близок к теме Сапковского, но по исполнению это высший литературный класс, иначе не сказать.--Бульдозер (обсуждение) 21:15, 7 марта 2021 (MSK)

Циолковский

Голосую против. Я читал его философские работы. Лютый бред, замешанный на жесткой евгенике. У него значимый вклад именно технический в прогресс.--Бульдозер (обсуждение) 23:32, 7 марта 2021 (MSK)

Циолковский ещё фантастику научно-популярную писал, оказал какое-то влияние на Беляева. AlexBond (обсуждение) 00:42, 10 марта 2021 (MSK)</spoiler>

Убрать разделения по форме правления

Есть предложение вообще убрать вехи перехода между разными состояниями страны, поскольку сейчас Серебряный век, который на самом деле включал все 1920-е, оказывается совершенно искусственно разрублен едва ли не посередине.--Бульдозер (обсуждение) 22:29, 10 марта 2021 (MSK)

Там эпохи перекрываются, в общем-то, Серебряный век и советская литература. Думаю, что всё же к Серебряному веку относятся те писатели, которые начали творить ещё до революции, хотя многие продолжали и после. Поэтому их можно указать до революции. А после уже тех, чьё творчество знаменито уже в основном благодаря их советским произведениям. AlexBond (обсуждение) 00:34, 11 марта 2021 (MSK)
Либо по идеологическому принципу разделять: условно, Маяковский в cоветской эпохе, Ахматова и Гумилёв — в имперской. AlexBond (обсуждение) 00:39, 11 марта 2021 (MSK)
Просто следующая эпоха — соцреализм, начинается только где-то около 1930-го. Тот же Маяковский и соцреализм — слабо совместимые понятия, что жизнь и доказала, в общем-то. Из-за него и поднял вопрос, поскольку основные достижения у него всё же после революций были, но стиль к соцреализму практически никаким боком не клеился.--Бульдозер (обсуждение) 16:54, 13 марта 2021 (MSK)
Название периодов условное. Речь идёт не о всеобщем, а просто о доминирующем стиле. В эпоху золотого века некоторые, например Гнедич, ещё писали в классическом стиле. В эпоху реализма, наверное, кто-то всё же писал фантастику. Просто такие названия как «Золотой век» или «Эпоха соцреализма» более красивые, чем обычное временное обозначение периода, и появление этих названий ожидаемо. AlexBond (обсуждение) 19:10, 13 марта 2021 (MSK)