Украинская речь Владимира Путина: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 32: | Строка 32: | ||
{{quote|''Собственно, как уже сказал, в результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать '''«Украина имени Владимира Ильича Ленина»'''. Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жёсткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины. А сейчас «благодарные потомки» посносили на Украине памятники Ленину. Это у них декоммунизацией называется.''}} | {{quote|''Собственно, как уже сказал, в результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать '''«Украина имени Владимира Ильича Ленина»'''. Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жёсткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины. А сейчас «благодарные потомки» посносили на Украине памятники Ленину. Это у них декоммунизацией называется.''}} | ||
=== | === Устройство СССР === | ||
Вторая тема выступления ‒ устройство СССР и политика большевиков. В 1922 году на территории бывшей Российской империи образовано новое государство ‒ {{abrr|СССР|Союз советских социалистических республик|0}}, организованное на ''«предложенных аморфных, фактически конфедеративных принципах»''. Эти принципы, как отметил президент, ''«были напрочь оторваны и от действительности, и от исторической традиции»'' и поэтому не могли сохранить такую огромную и сложную территорию, как Россия. | Вторая тема выступления ‒ устройство СССР и политика большевиков. В 1922 году на территории бывшей Российской империи образовано новое государство ‒ {{abrr|СССР|Союз советских социалистических республик|0}}, организованное на ''«предложенных аморфных, фактически конфедеративных принципах»''. Эти принципы, как отметил президент, ''«были напрочь оторваны и от действительности, и от исторической традиции»'' и поэтому не могли сохранить такую огромную и сложную территорию, как Россия. | ||
Версия от 23:09, 20 марта 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Обращение от 21 февраля
В начале своей речи президент обозначил тему своего выступления – события на Украине, в частности обострение ситуации на Донбассе:
Тема моего выступления – события на Украине и то, почему это так важно для нас, для России. Конечно, моё обращение адресовано и нашим соотечественникам на Украине. Говорить придётся обстоятельно и подробно. Вопрос очень серьёзный. Ситуация на Донбассе вновь приобрела критический, острый характер. И сегодня обращаюсь к вам напрямую, чтобы не только дать оценку происходящему, но и проинформировать вас о принимаемых решениях, о возможных дальнейших шагах на этом направлении. |
Тут же президент напомнил о братстве русского и украинского народов:
Ещё раз подчеркну, что Украина для нас – это не просто соседняя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры, духовного пространства. Это наши товарищи, близкие, среди которых не только коллеги, друзья, бывшие сослуживцы, но и родственники, люди, связанные с нами кровными, семейными узами. Издавна жители юго-западных исторических древнерусских земель называли себя русскими и православными. Так было и до XVII века, когда часть этих территорий воссоединилась с Российским государством, и после. |
История создания Украины
Первой темой выступления стала история Украины – история того, как большевики сформировали её территорию. Экскурс в историю сделал с целью объяснить мотивы действий России и целей, которые она перед собой ставит. «Нам кажется, что в принципе мы все об этом знаем, что речь идёт об общеизвестных фактах», отметил Владимир Путин.
«Украина была создана большевиками» – эта мысль проходит красной нитью через все обращение президента. Причем Украине в советский период передавали земли не только самой России («собственные исторические территории»), но и других государств:
Итак, начну с того, что современная Украина целиком и полностью была создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией. Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, причём Ленин и его соратники делали это весьма грубым по отношению к самой России способом – за счёт отделения, отторжения от неё части её собственных исторических территорий. У миллионов людей, которые там проживали, конечно, никто ни о чём не спрашивал. Затем накануне и после Великой Отечественной войны уже Сталин присоединил к СССР и передал Украине некоторые земли, ранее принадлежавшие Польше, Румынии и Венгрии. При этом в качестве своего рода компенсации Сталин наделил Польшу частью исконных германских территорий, а в 1954 году Хрущёв зачем-то отобрал у России Крым и тоже подарил его Украине. Собственно, так и сформировалась территория советской Украины. |
Акцент в своем экскурсе Путин сделал на начальный период создания СССР, когда в советском руководстве «возникли довольно острые разногласия» по поводу устройства советского государства:
Напомню, что после Октябрьского переворота 1917 года и последовавшей затем Гражданской войны большевики приступили к строительству новой государственности, и между ними возникли довольно острые разногласия. Сталин, который в 1922 году совмещал посты Генерального секретаря ЦК РКП(б) и Народного комиссара по делам национальностей, предложил строить страну на принципах автономизации, то есть предоставляя республикам – будущим административно-территориальным единицам – широкие полномочия при их вступлении в единое государство. Ленин раскритиковал этот план и предложил пойти на уступки националистам, как он их тогда называл – «независимцам». Именно эти ленинские идеи, по сути, конфедеративного государственного устройства и лозунг о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и были положены в основу советской государственности: сначала в 1922 году были закреплены в Декларации об образовании Союза ССР, а затем, после смерти Ленина, и в Конституции СССР 1924 года. |
Президент выступил с резкой критикой такого набора решений:
Здесь сразу же возникает много вопросов. И первый из них, на самом деле главный: зачем надо было с барского плеча удовлетворять любые, безгранично растущие националистические амбиции на окраинах бывшей империи? Передавать во вновь образуемые, причём часто произвольно сформированные, административные единицы – союзные республики – огромные, часто не имевшие к ним вообще никакого отношения территории. Повторяю, передавать вместе с населением исторической России. Более того, по факту этим административным единицам придали статус и форму национальных государственных образований. Вновь задаюсь вопросом: зачем надо было делать такие щедрые подарки, о которых самые ярые националисты раньше даже и не мечтали, да ещё и наделять республики правом выхода из состава единого государства без всяких условий? |
Большевики, по словам президента, руководствовались целью «любой ценой удержаться у власти», но это обернулось для России негативными последствиями:
На первый взгляд это вообще непонятно, безумие какое-то. Но это только на первый взгляд. Объяснение есть. После революции главной задачей большевиков было любой ценой удержаться у власти, именно любой ценой. Ради этого они шли на всё: и на унизительные условия Брестского мира в то время, когда кайзеровская Германия и её союзники находились в тяжелейшем военном и экономическом положении, а исход Первой мировой войны был фактически предрешён, и на удовлетворение любых требований, любых хотелок со стороны националистов внутри страны. |
Негативные последствия политики большевиков аукнулись после распада СССР, о чем необходимо говорить «без всяких оговорок да и без всякой политической окраски»:
С точки зрения исторических судеб России и её народов ленинские принципы государственного строительства оказались не просто ошибкой, это было, как говорится, гораздо хуже, чем ошибка. После развала СССР в 1991 году это стало абсолютно очевидным. Конечно, событий прошлого уже не изменить, но мы должны хотя бы сказать о них прямо и честно, без всяких оговорок да и без всякой политической окраски. Могу от себя только добавить, что соображения текущей политической конъюнктуры, какими бы эффектными, выигрышными они ни казались в конкретный момент времени, ни при каких обстоятельствах не должны и не могут быть положены в основу базовых принципов государственности. |
При этом Путин подчеркнул, что политика большевиков была обоснована тогдашними событиями и положением дел в стране:
Никого и ни в чём сейчас не обвиняю, обстановка в стране в то время и после Гражданской войны, накануне, была невероятно сложной, критической. Сегодня хочу только сказать о том, что всё было именно так. Это исторический факт. |
«Украина имени Владимира Ильича Ленина» – именно так Путин подытожил свой экскурс в историю создания Украины, в частности упомянув политику декоммунизации на Украине:
Собственно, как уже сказал, в результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать «Украина имени Владимира Ильича Ленина». Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жёсткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины. А сейчас «благодарные потомки» посносили на Украине памятники Ленину. Это у них декоммунизацией называется. |
Устройство СССР
Вторая тема выступления ‒ устройство СССР и политика большевиков. В 1922 году на территории бывшей Российской империи образовано новое государство ‒ Шаблон:Abrr, организованное на «предложенных аморфных, фактически конфедеративных принципах». Эти принципы, как отметил президент, «были напрочь оторваны и от действительности, и от исторической традиции» и поэтому не могли сохранить такую огромную и сложную территорию, как Россия.
Провозглашая на бумаге демократическое и федеративное государство, большевики на деле следовали совершенно иной политике:
Закономерно, что красный террор и быстрый переход к сталинской диктатуре, господство коммунистической идеологии и монополия компартии на власть, национализация и плановая система народного хозяйства ‒ всё это на деле превратило в простую декларацию, в формальность заявленные, но неработающие принципы государственного устройства. Никаких суверенных прав в реальности у союзных республик так и не возникло, их попросту не было. А на практике было создано строго централизованное, абсолютно унитарное по своему характеру государство. |
Президент отдельно отметил политику Иосифа Сталина, указав на её противоречивость:
Сталин по факту полностью реализовал на практике не ленинские, а именно свои собственные идеи государственного устройства. Но соответствующих изменений в системообразующие документы, в Конституцию страны не внёс, провозглашённые ленинские принципы построения СССР формально не пересматривал. Да, судя по всему, казалось, что в этом и не было необходимости ‒ в условиях тоталитарного режима и так всё работало, а внешне выглядело красиво, привлекательно и даже сверхдемократично. |
Подытоживая оценку ленинско-сталинской политики, Путин высказал знаменитый тезис про «заложенную мину, подрывающую государственный иммунитет», имея ввиду право республик на свободный выход из состава СССР:
И всё же жаль, очень жаль, что из базовых, формально юридических основ, на которых была построена вся наша государственность, не были своевременно вычищены одиозные, утопичные, навеянные революцией, но абсолютно разрушительные для любой нормальной страны фантазии. О будущем, как это часто бывало у нас и раньше, никто не подумал. Лидеры компартии были, похоже, уверены, что им удалось сформировать прочную систему управления, что за счёт своей политики они окончательно решили и национальный вопрос. Но фальсификации, подмена понятий, манипуляция общественным сознанием и обман дорого обходятся. Бацилла националистических амбиций никуда не делась, а изначально заложенная мина, подрывающая государственный иммунитет против заразы национализма, только ждала своего часа. Такой миной, повторю, было право выхода из СССР. |
В середине 1980-х годов СССР находился в кризисном положении – на этом фоне происходило обострение национального вопроса. Причем сутью национального вопроса, по словам президента, были не ожидания и чаяния народов, а «растущие аппетиты местных элит». На все это советская власть ответила не принятием адекватных мер, а поддержкой национализма на местах:
Однако руководство КПСС вместо глубокого анализа ситуации, принятия адекватных мер, в первую очередь в экономике, а также постепенной, вдумчивой, взвешенной трансформации политической системы и государственного устройства ограничилось откровенным словоблудием о восстановлении ленинского принципа национального самоопределения. Более того, в ходе развернувшейся борьбы за власть внутри самой компартии каждая из противоборствующих сторон с целью расширить базу поддержки стала бездумно стимулировать, поощрять националистические настроения, играть на них, обещая своим потенциальным сторонникам всё, что они только пожелают. На фоне поверхностной и популистской болтовни о демократии и светлом будущем, построенном на базе то ли рыночной, то ли плановой экономики, но в условиях реального обнищания людей и тотального дефицита никто из властей предержащих и не думал о неизбежных трагических для страны последствиях. |
Как отметил Путин, советская власть стала повторять те же ошибки национального строительства, что и «заре создания СССР», хотя тогдашних инструментов удержания власти в 1980-е годы компартия в своем арсенале уже не имела:
А затем и вовсе пошли проторённой на заре создания СССР дорожкой удовлетворения амбиций националистических элит, выращенных в собственных партийных рядах, позабыв при этом, что в руках у КПСС нет уже, да и слава богу, таких инструментов удержания власти и самой страны, как государственной террор, диктатура сталинского типа. И что даже пресловутая руководящая роль партии, как утренний туман, бесследно исчезает прямо у них на глазах. |
Роковым документом, принятом в рамках этой политики, Путин назвал платформу КПСС «Национальная политика партии в современных условиях», принятую в сентябре 1989 года. Далее были процитированы (в сокращенном виде) положения этого документа:
Она содержала следующие положения, процитирую: «Союзным республикам принадлежат все права, отвечающие их статусу суверенных социалистических государств»[1]. Ещё один пункт: «Высшие представительные органы власти союзных республик могут опротестовать и приостановить действие постановлений и распоряжений союзного правительства на своей территории»[2] . И наконец: «Каждая союзная республика имеет своё гражданство, которое распространяется на всех её жителей»[3]. Разве не очевидно было, к чему приведут подобные формулировки и решения? Сейчас не время, не место вдаваться в вопросы государственного или конституционного права, давать определение самому понятию гражданства. Но всё же возникает вопрос: зачем в тех и без того сложных условиях понадобилось таким образом ещё больше раскачивать страну? Факт остается фактом. |
Таким образом, судьба СССР была предрешена за два года до его распада. По словам президента, современные радикалы и националисты зря приписывают себе заслугу завоевания независимости. К распаду СССР привели исторические, стратегические ошибки советского руководства, допущенные в разное время в государственной политике, в частности национальной. «Распад исторической России под названием СССР на их совести», подытожил Путин.
Отношения России и Украины
Основная статья: Отношения России и Украины
Третья тема – помощь России, оказанная Украине, в первые годы после распада СССР. Россия, принимая новые геополитические реалии, не только признала новые независимые страны, но и помогала им. Материальная поддержка оказывалась в ответ на соответствующие запросы при труднейшем положении самой России:
Несмотря на все эти несправедливости, обман и откровенный грабёж России, наш народ, именно народ, признал новые геополитические реалии, возникшие после распада СССР, признал новые независимые государства. И не только признал ‒ Россия сама, находясь тогда в труднейшем положении, помогала партнёрам по СНГ, в том числе украинским коллегам, от которых прямо с момента провозглашения независимости стали поступать многочисленные запросы о материальной поддержке. И наша страна оказывала такую поддержку с уважением к достоинству и суверенитету Украины. По экспертным оценкам, которые подтверждаются простым подсчётом цен на наши энергоносители, объёмов льготных кредитов, экономических и торговых преференций, которые Россия предоставляла Украине, общая выгода для украинского бюджета на период с 1991 по 2013 год составила порядка 250 миллиардов долларов. |
Отдельно Путин упомянул вопрос распределения долговых обязательств бывшего СССР между странами СНГ:
Но и это далеко не всё. К концу 1991 года долговые обязательства СССР перед иностранными государствами и международными фондами составляли порядка 100 миллиардов долларов. И первоначально предполагалось, что эти кредиты будут возвращаться всеми республиками бывшего СССР солидарно, пропорционально их экономическому потенциалу. Однако Россия взяла на себя погашение всего советского долга и полностью по нему рассчиталась. Окончательно завершила этот процесс в 2017 году. Взамен новые независимые государства должны были отказаться от своей части советских зарубежных активов, и соответствующие соглашения в декабре 1994 года были достигнуты с Украиной. Однако Киев эти соглашения не ратифицировал и позднее просто отказался исполнять, выдвигая претензии на алмазный фонд, золотой запас, а также имущество и другие активы бывшего СССР за рубежом. |
Далее Путин напомнил, что сотрудничество с Украиной было открытым, честным и с уважением к её интересам. Украина же в ответ использовала это сотрудничество исключительно в своих интересах – в частности, сближением с Россией Киев шантажировал западные страны:
И всё же, несмотря на известные проблемы, Россия всегда сотрудничала с Украиной открыто, честно и, повторю, с уважением к её интересам, наши связи в самых разных областях развивались. Так, в 2011 году двусторонний торговый оборот превысил 50 миллиардов долларов. Замечу, что объём торговли Украины со всеми странами Евросоюза в 2019 году, то есть ещё до пандемии, уступал этому показателю. Вместе с тем бросалось в глаза, что украинские власти предпочитали действовать так, чтобы в отношениях с Россией иметь все права и преимущества, но не нести при этом никаких обязательств. Вместо партнёрства стало превалировать иждивенчество, которое со стороны киевских официальных властей подчас приобретало абсолютно бесцеремонный характер. Достаточно вспомнить перманентный шантаж в сфере энергетического транзита и банальное воровство газа. Добавлю, что в Киеве пытались использовать диалог с Россией как предлог для торга с Западом, шантажировали его сближением с Москвой, выбивая для себя преференции: мол, в противном случае будет расти российское влияние на Украину. |
Независимая Украина строила свое государство «на отрицании всего, что нас объединяет» – отсюда рост ультраправого национализма, который поставил Украину на путь агрессивной русофобии и неонацизма:
При этом украинские власти изначально, хочу это подчеркнуть, именно с первых шагов стали строить свою государственность на отрицании всего, что нас объединяет, стремились исковеркать сознание, историческую память миллионов людей, целых поколений, живущих на Украине. Неудивительно, что украинское общество столкнулось с ростом крайнего национализма, который быстро приобрёл форму агрессивной русофобии и неонацизма. Отсюда и участие украинских националистов и неонацистов в бандах террористов на Северном Кавказе, всё громче звучащие территориальные претензии к России. |
Другая проблема Украины как государства – государственное строительство шло под внешним контролем и вопреки интересам народа страны:
Свою роль сыграли и внешние силы, которые с помощью разветвлённой сети НКО и спецслужб выращивали на Украине свою клиентуру и продвигали её представителей во власть. Важно понимать и то, что Украина, по сути, никогда не имела устойчивой традиции своей подлинной государственности. И начиная с 1991 года пошла по пути механического копирования чужих моделей, оторванных как от истории, так и от украинских реалий. Политические государственные институты постоянно перекраивались в угоду быстро сформировавшихся кланов с их собственными корыстными интересами, не имеющими ничего общего с интересами народа Украины. |
Фактически, процесс государственного строительства на Украине направлен на удовлетворение интересов группы олигархов:
Весь смысл так называемого прозападного цивилизационного выбора украинской олигархической власти заключался и заключается не в том, чтобы создать лучшие условия для благополучия народа, а в том, чтобы, подобострастно оказывая услуги геополитическим соперникам России, сохранить миллиарды долларов, украденные у украинцев и спрятанные олигархами на счетах в западных банках. Одни промышленные финансовые группы, взятые ими на содержание партии и политики изначально опирались на националистов и радикалов. Другие на словах выступали за добрые отношения с Россией, за культурное и языковое многообразие и приходили к власти с помощью голосов граждан, которые искренне поддерживали такие устремления, в том числе и миллионов жителей юго-востока. Но, получив посты, должности, они тут же предавали своих избирателей, отказывались от своих предвыборных обещаний, а реальную политику проводили под диктовку радикалов, подчас преследуя своих вчерашних союзников ‒ те общественные организации, которые выступали за двуязычие, за сотрудничество с Россией. Пользовались тем, что люди, поддержавшие их, как правило, законопослушные, умеренных взглядов, привыкшие доверять власти, они в отличие от радикалов не будут проявлять агрессию, прибегать к незаконным действиям. |
Зависимость от олигархии сделала украинскую власть слабой – из-за этого «радикалы наглели, их претензии год за годом росли»:
В свою очередь радикалы наглели, их претензии год за годом росли. Им оказывалось нетрудно раз за разом навязывать свою волю слабой власти, которая сама была поражена вирусом национализма и коррупции и искусно подменяла истинные культурные, экономические, социальные интересы народа, реальный суверенитет Украины разного рода спекуляциями на национальной почве и внешней этнографической атрибутикой. Устойчивой государственности на Украине так и не сложилось, а политические, выборные процедуры служат лишь прикрытием, ширмой для передела власти и собственности между различными олигархическими кланами. |
Примечания
- ↑ Полная версия[1]:
Союзным республикам принадлежат все права, отвечающие их статусу суверенных социалистических государств — членов федерации. Они властны решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно переданы ими в ведение Союза. - ↑ Полная версия[2]:
Высшие представительные органы власти союзных республик могут опротестовать и приостановить действие постановлений и распоряжений союзного правительства на своей территории, если они нарушают конституционные права союзной республики. - ↑ Полная версия[3]:
С суверенитетом республики тесно связан вопрос о гражданстве. Согласно принципам социалистического федерализма следует признать, что каждая союзная республика имеет свое гражданство, которое распространяется на всех ее жителей. Гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Недопустимы какие бы то ни было привилегии для одних и ущемление прав других советских граждан по этническим, религиозным, языковым мотивам или по времени проживания, а также иным, нарушающим права человека.