Судостроительный завод «Море»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 152: | Строка 152: | ||
'''2016 год''' — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода. | '''2016 год''' — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода. | ||
''' | '''Конец 2016 года''' — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветавшему на тот момент предприятию ОАО <nowiki>«</nowiki>[[Ленинградский судостроительный завод «Пелла»]] из г. [[Отрадное (город)|Отрадное]], [[Ленинградская область]]. | ||
''' | '''2016—2019 годы''' — на мощностях предприятия строится малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт», который позднее достраивался на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», который является его официальным производителем.[http://sdelanounas.ru/blogs/127675/][http://www.dp.ru/a/2022/04/06/Aktiv_na_CHjornom_more] | ||
'''2017 — настоящее время (2019)''' — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС. | '''2017 — настоящее время (2019)''' — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС. |
Версия от 05:11, 3 января 2023
Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 году, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета» и, одно время, ведущим мировым производителем техники такого типа.
История наименований предприятия:
- 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831 (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
- 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
- 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
- 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
- 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
- 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
- с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.
В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.
История предприятия
История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.
Предыстория предприятия
5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.
1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.
Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.
26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.
18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.
12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.
23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.
Советская Россия
1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.
1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.
1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.
1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.
1952 год — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено строительство завода.
1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.
1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.
1959—1976 годы — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.
1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
1963—1966 годы — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 125А.
1965—1980(1981?) годы — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.
20 июня 1966 года — предприятие переименовано в Феодосийский завод «Море».
1969—1991 годы — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [2]
1972—1976 годы — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[3]
21 февраля 1974 года — предприятие преобразовано в Феодосийское производственное объединение, при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.
5 марта 1974 года — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение «Море».
1981 год — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС.
1975—1985 годы — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[4]
1975—1991 годы — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».
1976—1991 годы — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2» (больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.
1979—1980 годы — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[5]
1982 год — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».
1982—1991 годы — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[6]
1986 год — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.
1987 год — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».
1988—1991 годы — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.
1991 год — предприятие переименовано обратно в Феодосийское производственное объединение «Море».
Украина
1991—1992 годы — заводом завершается строительство серии речных теплоходов на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2», вероятнее всего в это же время или чуть позже были построены и все три аналогичных парохода проекта «Восход-2М».
1991—1993 годы — на предприятии построены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», первый из которых был введен в строй уже через несколько дней после развала Советского Союза.
1991—1994 годы — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.
1993—1995 годы — введены в строй два морских пассажирских судна на подводных крыльях проекта 14600 «Олимпия».
1991—1999 годы — меньшими, чем в советское время темпами, но строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций в количестве примерно 20 — 22 единиц (всего с 1969 до 2000 года на заводе их было построено 217). [7]
1994 — конец 1990-х годов — завод строит 16 универсальных катеров с водометным движителем «Калкан».
2001 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная компания «Море». Тогда же на заводе был построен ещё один малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» по заказу Греции.
2001—2003 годы — завод строит три пассажирских судна подводных крыльях «Восход-2МFFF» (также известные как «Еврофойл») по заказу фирмы из Голландии и четыре глиссирующих патрульных катера «Калкан-М» по заказу Туркменистана.
2001—2003 годы — завод строит небольшие глиссирующий катер с кормовыми интерцепторами «Кафа-1350» и быстроходный патрульный катер проекта 581305 для Туркменистана.
2008 год — предприятие выпустило четвёртый пассажирский теплохода «Восход-2МFFF» для Голландии.
2010 — начало 2014 года — на заводе для флота Китая строятся и почти достроены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (который ради отжатия российских авторских прав после минимальных переделок был переименован в проект 958 «Бизон»).
2013 год — заводом построены три катера: патрульный проекта «Орлан», а также малые быстроходные «Марлин» и «Крым-1133».
22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
Республика Крым
16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
Современная Россия
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
25 июня 2014 года — предприятие национализировано властями Республики Крым.
11 сентября 2014 года — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море».
2014 год — введены в строй флота Китая строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода достраивался третий аналогичный, но уже, видимо, уже в Китае.
7 октября 2015 года — ГУП РК «Судостроительный завод «Море» преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море».
2016—2017 годы — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.
2016 год — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.
Конец 2016 года — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветавшему на тот момент предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.
2016—2019 годы — на мощностях предприятия строится малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт», который позднее достраивался на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», который является его официальным производителем.[8][9]
2017 — настоящее время (2019) — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС.
2017(?)—2021 годы — заводом для Росгвардии построена серия из 8 специальных скоростных катеров собственного проекта «Сарган».[10]
2018 год — предприятие передано из федеральной собственности в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростех».
2019 — настоящее время (2020) — заводом строится судно обеспечения.
2020 — настоящее время (2022) — предприятием строятся два скоростных судна на подводных крыльях «Комета-120М».
19 марта 2020 года — открыт после реконструкции цех термической обработки деталей.[11]
14 марта 2022 года — предприятие безвозмездно передано государственной корпорацией «Ростех» в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).[12]
Ожидаемые события
- Строительство до 2025 года 10 средних рыболовецких траулеров-сейнеров для производства лова рыбы в акватории Азово-Черноморского бассейна по договору, подписанному в 2020 году.[13]
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.