Дальневосточный завод «Звезда»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 79: | Строка 79: | ||
<br> | <br> | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия Приморского края]] | [[Категория:Предприятия Приморского края]] | ||
[[Категория:Большой Камень]] | [[Категория:Большой Камень]] |
Версия от 23:25, 23 октября 2024
Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда») — крупное судоремонтное предприятие в г. Большой Камень Приморского края. Основано в 1954 году как «Завод № 892» (или «Почтовый ящик — 112»[1]).
Одно из основных судоремонтных предприятий Дальнего Востока, и единственное из них, оборудованным для обслуживания атомных подводных лодок. В сентябре 2010-х на базе части его имущества был создан расположенный в непосредственной близости Судостроительный комплекс «Звезда», быстро ставший крупнейшим судостроительным предприятием России.
История наименований предприятия:
- 1954—1966 годы — Завод № 892 (почтовый ящик — 112).
- 1966—1968 годы — Дальневосточный судоремзавод.
- 1968—1998 годы — Дальневосточный завод «Звезда».
- 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
- 2001—2008 — Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
- 2008—2016 — Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (ОАО «ДВЗ «Звезда»).
- 2016 − настоящее время — Акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда» (АО «ДВЗ «Звезда»).
История предприятия
Предыстория создания завода
9 июля 1946 года — Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о том, что для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона требуется строительство нового судоремонтного предприятия — Завода № 892. В дальнейшем для строительства была выбрана бухта Большой Камень, в которой для строительства завода пришлось проводить как углубление бухты, так и возведение насыпных территорий.
Ноябрь 1954 года — первым директором строящегося завода назначен Степан Иванович Лебедев.
Советская Россия
3 декабря 1954 года — предприятие приступило к выполнению производственной программы, что с тех пор отмечается как день рождения завода. Первыми были заказы на ремонт мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.[1] При этом из-за отсутствия докового оборудования для ремонта подводной части корпуса их вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебёдок.
Ноябрь 1957 года — на завод прибыла на ремонт первая дизельная лодка. В то время крупные заказы приходилось ремонтировать на плаву, у завода не было докового оборудования. В 63-м году была введена в строй док-камера, и процесс ремонта пошёл быстрее.
12 мая 1962 года — на предприятие прибыла на ремонт первая для него атомная подводная лодка.
1963 год — введена в строй док-камера. До этого момента крупные заказы ремонтировались на плаву, а подводные работы проводили не особо удобным и опасным для персонала кессонным способом.
1965 год — на заводе переоборудован плавучий док грузоподъёмностью 3600 тонн.[2]
31 января 1966 года — предприятие переименовано в Дальневосточный судоремзавод.
30 мая 1968 года — Дальневосточный судоремзавод официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда».[3]
Декабрь 1972 года — на заводе запущен первый его компьютер — им стала ЭВМ отечественного производства «Минск-32».
1976 год — введён в строй первый эллинг предприятия, позволивший проводить ремонт подводных лодок и надводных судов круглогодично, вне зависимости от погоды на крытом стапельном месте.
1980 год — введён в строй плавучий док «Паллада», построенный на Херсонском судостроительном заводе. Одновременно были построены передаточный стапель и трансбордер. Полученный судоподъёмный комплекс позволил поднимать и перемещать суда с доковым весом до 13500 тонн.
1981 год — введён в строй второй эллинг предприятия, более крупный, чем первый. На этом, по-видимому, была в целом завершена реконструкция предприятия под серийный ремонт атомных подводных лодок.
1989 год — бывший рабочий посёлок завода Большой Камень получил статус города. В этом же году начаты работы по утилизации списанных атомных подводных лодок.
Российская Федерация
1993 год — завод «Звезда» получил оплаченный США заказ на утилизацию стратегических подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России, в результате чего на заводе был создан комплекс по утилизации атомных подводных лодок, позволивший ему сохранить производство и коллектив в 1990-х.
30 декабря 1998 года — Дальневосточный завод «Звезда» переименован в Государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ГУП «ДВЗ «Звезда»).
2000 год — в акватории завода введён в строй профинансированный Японией плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов.
2 февраля 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный завод «Звезда» (ФГУП «ДВЗ «Звезда»).
2003 год — введён в строй новый экологически безопасный береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок. В том же году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ «Георгий Победоносец».
6 ноября 2008 года — предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество «Дальневосточный завод «Звезда», 100 % акций которого принадлежат государству и вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта, который, в свою очередь, был частью Объединённой судостроительной корпорации.
Ноябрь 2009 года — на территории предприятия заложена первая очередь судостроительного комплекса «Звезда» (на тот момент «Звезда-DSME»). Комплекс, который планировалось создавать совместно с мировым лидером в крупнотоннажном судостроении — DSME — судостроительным подразделением южнокорейского концерна Daewoo, должен был стать единственным на тот момент в стране судостроительным производством, способным производить супертанкеры и другие крупные суда прежде сего по гражданским заказам в области освоения арктического шельфа. При этом предприятие должно было стать одним из крупнейших в стране и по объёмам производства, выраженным в потребляемом металле или денежном обороте. Активное строительство комплекса в то время, однако, ещё не началось.
2012 год — иностранные партнёры окончательно отказались участвовать в проекте строительства судостроительного комплекса «Звезда», в результате чего в дальнейшем он строился Россией самостоятельно. В том же году 75 % минус две акции проекта перешли он государства в лице Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации к специально созданному Газпромбанком и Роснефтью консорциуму «Современные технологии судостроения»[4]. Всего в проект предполагалось вложить 146 млрд рублей.
2015 год — строящийся судостроительный комплекс выделен в отдельное предприятие — Общество с ограниченной ответственностью Судостроительный комплекс «Звезда».
См. также
- Судостроительный комплекс «Звезда»
- Дальневосточный центр судостроения и судоремонта
- Российское судостроение
- Российский военно-морской флот
Ссылки
Примечания
- ↑ Коротко пишется как «п/я-112», и не следует путать его с заводом «Красное Сормово», имевшим этот же номер во время Великой Отечественной войны.