Средне-Невский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 288: Строка 288:
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}


[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]]
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]]
[[Категория:Санкт-Петербург]]
[[Категория:Санкт-Петербург]]

Версия от 23:35, 23 октября 2024

Проходная Средне-Невского судостроительного завода, 2014

Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» (официальное сокращённое наименование АО «СНСЗ») — судостроительное предприятие в посёлке Понтонный г. Санкт-Петербурга, работающее в области малого и среднего судостроения. Создана на современной площадке в 1912 году как «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода». Предприятие является одним из мировых лидеров в композитном судостроении и безусловным лидером этого направления в России.

Входит в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

На 2021 год завод производит композитные и металлические противоминные, патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда следующих измерений: длина до 100 метров, ширина до 16 метров, осадка до 4,5 метров, спусковой вес до 2700 тонн.[1]

История наименований предприятия:

  • 1911 год — создана Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз) и один из предшественников СНСЗ.
  • 1912 год — основана Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода — непосредственный предшественник СНСЗ.
  • 1913 год — мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства переименована в Верфь Общества Финляндского Легкаго Пароходства.
  • 1918 — оба предприятия национализированы, Усть-Ижорская верфь утратила отсылки в названии к Металлическому заводу (в 1917—1920 и 1927—1928 годах законсервирована), а верфь ОФЛП, по всей видимости, сменила название на Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?).
  • 1919 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства, по-видимому, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).[2]
  • 1920 год — верфь Секции по металлу совнархоза Северного района передана в ведение Северо-Западного речного пароходства была переподчинена и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[3]
  • 1923 год — бывшая верфь Северо-Западного пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
  • 1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства с оборудованием и персоналом переведена на площадку бывшей Усть-Ижорской верфи.
  • 1931(1930?) год — Усть-Ижорская опытно-показательная верфь[1]
  • 1937 год — Завод № 363
  • 1966 год — Средне-Невский судостроительный завод

История предприятия

Предыстория создания завода

1857 год — основана частная акционерная «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода», изначально ориентированная в основном на выпуск отопительных приборов, металлоконструкций и проволоки.

1877(?) год — взявший русское имя бывший генеральный консул Дании в России Иван Оттонович Паллизен основывал писчебумажную фабрику, производственные подразделения которой были размещены у деревни Усть-Ижора под Санкт-Петербургом.[4]

1886 год — Санкт-Петербургский металлический завод впервые в России начинает производство артиллерийских установок особой мощности для кораблей 1 ранга, что сделало его одним из важнейших оборонных предприятий страны.

1899 год — «пустопорожняя» на тот момент территория нынешнего «Морского завода Алмаз» приобретена «Обществом Финляндского легкого пароходства» (ОФЛП) — фактическим монополистом того времени по внутригородским пассажирским перевозкам на паровых катерах в Санкт-Петербурге.[5]

1900—1903 годы — на приобретённом ОФЛП участке организована техническая база, обеспечивавшая проживание персонала, бункеровку углём и зимний отстой судов компании. В этот период там были построены причальная стенка, угольные склады, шесть деревянных двухэтажных жилых домов и двухэтажное кирпичное административное здание.[6]

1907 год — на фоне экономического кризиса, вызванного Революцией 1905 года, фабрика Акционерного общества Паллизена прекратила производственную деятельность.

1908 год — на базе ОФЛП для обеспечения потребностей в судоремонтных работах строятся продольный слип и рельсовые пути для перемещения поднятых из воды с его помощью судов. Впоследствии этот слип использовался до середины 1960-х.

4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.» Документы, помимо прочего, предусматривали строительство 36 эсминцев только на Балтике.[7]

16 (29) июня 1911 год — на территории базы компании основана Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Мастерские же ОФЛП в том же году построили два служебных деревянных моторных катера «Чайка» и «Базис».[8]

12 октября 1911 года — «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода» для постройки собственной судостроительной верфи под ожидавшиеся оборонные заказы выкупила земельный участок на берегу Невы выше Санкт-Петербурга в районе деревни Усть-Ижора, включая корпуса бывшей писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизена.[9]

Российская Империя

Июль 1912 года — заложена «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода» (ныне — Средне-Невский судостроительный завод).

29 декабря 1912 года — Компания Санкт-Петербургского Металлического завода Морское Министерство по итогам открытого конкурса, где она заняла второе из 11 мест, получила крупный контракт на постройку по проектам предприятия восьми эскадренных миноносцев -«Новиков» для Балтийского флота, впоследствии известных как тип «Орфей», а также на изготовление двух аналогичных эсминцев «Пылкий» и «Быстрый» для Черноморского флота.

1913 год — в посёлке при Усть-Ижорской верфи заводом построена школа для детей рабочих. В том же году мастерские ОФЛП сменили название на Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства.

Ноябрь 1913 года — Усть-Ижорская верфь начала строительство первых корпусов эскадренных миноносцев по заказу Морского министерства.

Конец 1913 года — завершено строительство Усть- Ижорской верфи. Помимо прочего, на берегу Невы построены четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала верфи составила полутора тысяч человек.

Конец 1914 года(?) — «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» получает военный заказ на 60 первых в мире мотопонтонов.

Эсминец «Победитель», 1915—1917

1915 год — введены в строй первые два эсминца, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Победитель» и «Забияка».

1916 год — введены в строй оставшиеся шесть эсминцев первого заказа, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Орфей», «Гром», «Летун», «Десна», «Азард», «Самсон».

Февраль — март 1917 года — Февральская революция, власть в стране взяли либералы полностью развалившие сначала её систему государственной власти, а вскоре и всю экономику.

18 октября 1917 года — начало массовых увольнений рабочих Усть-Ижорской верфи.

Советская Россия

Ноябрь 1917—1920 год — Усть-Ижорская верфь закрыта и законсервирована.

23 января 1918 года — вышел декрет Совета народных коммисаров «О национализации торгового флота», предусматривавший, в том числе и национализацию Судостроительной верфи Общества Финляндского легкого пароходства. Скорее всего, после этого она некоторое время называлась просто Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?). В том же году национализирована и законсервироаванная Усть-Ижорская верфь.

3 марта 1919 года — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Секции по металлу совнархоза Северного района.[10] В результате она, скорее всего, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).

1919 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства фактически временно закрыта.[11]

1920 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Северо-Западного речного пароходства и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[12]

Июнь 1920—1927 годы — Усть-Ижорская верфь перебивается случайными заказами, занимаясь ремонтом пароходов и железнодорожных вагонов, постройкой шлюпок и изготовлением металлоконструкций для строительства Волховской ГЭС.

Декабрь 1921 года — предприятие входит в состав Судотреста.

Конец 1924 года — начинается передача основной части оборудования и материалов верфи на другие судостроительные и судоремонтные заводы в Ленинграде.

1927 год — верфь повторно закрыта и законсервирована.

1923 год' — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.

1928 год — после передачи Северо-Западному речному пароходству бывшей Усть-Ижорской верфи (ныне Средне-Невский судостроительный завод), было принято решение о закрытии Верфи имени товарища Дзержинского (ныне Судостроительная фирма «Алмаз») в Ленинграде, всё оборудование и персонал которой переводились на территорию бывшей Усть-Ижорской верфи. В связи с этим бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства может считаться предшественницей сразу двух заводов: СФ «Алмаз» и СНСЗ. С возобновлением судостроения начинается реконструкция предприятия, включающие ремонт жилых и служебных зданий, а также монтаж оборудования цехов, силовой станции, технических сооружений.

1930-1931 годы — предприятие получило новое название Усть-Ижорская опытно-показательная верфь[2]. Тогда же на заводе с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов организована лаборатория электросварки под руководством академика В. П. Вологдина.

1934 год — при строительстве пассажирского судна «Белорыбица» заводом впервые в России применена электросварка. К этому моменту верфь стала крупнейшей судоремонтной базой северо-запада страны и приступила к ограниченному строительству новых судов — буксиров, землесосов и грузовых шаланд для реки Свирь.

1935-1938 годы — на заводе начинается обновление станочного парка.

1937(?) год — предприятие переименовано в Завод № 363.

Тральщик Т-206 «Верп», построенный на заводе, фото до 1941

1937-1940(?) годы — на предприятии построено 10 тральщиков проекта 53У «Трал». Это были первые тральщики, построенные заводом. В дальнейшем тральщики стали основной его специализацией.

1941 — 1946 годы — на заводе строятся и спущены на воду, по всей видимости с перерывом на конец 1941—1942 годы ещё два тральщика (с 1949 года базовых тральщика) проекта 53У «Трал». Тральщики были достроены на заводе 370 в Ленинграде и вошли в строй в 1946 году.

1939(?) — 1941 годы — предприятием начато строительство и произведён спуск на воду по меньшей мере 7 турбинных тральщиков проекта 59, в это время так и не вступивших в строй. Один из них после войны был достроен по проекту 73К на самом заводе, а остальные — на заводе 370 в Ленинграде

Август — сентябрь 1941 года — в связи с угрозой захвата противником завод подготовлен к уничтожению.

Октябрь 1941 — январь 1942 годов — основная часть завода временно эвакуирована в Ленинград на территорию ранее полностью эвакуированного завода навигационных приборов. Основная территория завода со 150 оставшимися сотрудниками при этом стала филиалом предприятия.

1941 — 1944 годы — в условиях блокады Ленинграда завод продолжает работу на обеих площадках, хотя его основная территория находилась всего в 5 км от линии фронта. В это время он производил снаряды и бомбы, достраивал тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал навигационные приборы и боевые корабли.

Январь 1943 года — в связи с прорывом блокады Ленинграда обстрелы артиллерией основной территории завода резко снижаются и интенсифицируются работы по его восстановлению.

Январь 1944 года — фронт отодвинут от предприяьия на значительное расстояние, что позволило начать полноценное восстановление его работы.

1947 год — на предприятии по проекту 73К достроен один из спущенных на воду ещё до войны тральщиков проекта 59.

1947 — 1952 годы — на заводе построено 33 морских тральщика проекта 254. В связи с этим впервые в стране освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. В результате, тральщики этого проекта строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи — 7-9 месяцев). Впоследствии за внедрение новой технологии директора и главного строителя завода удостоили Государственной премии.

1949 — (1956—1958?) годы — на заводе на базе морских тральщиков различных модификаций проекта 254 построена серия из семи опытовых судов проекта 254ЛК.

1950-е годы — завод впервые в стране освоил выпуск судов с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов.

Построенный на заводе тральщик проекта 254К, Албания, 2007

1951 — 1955 годы — на заводе построен 41 морской тральщик проекта 254К.

1954 — 1958 годы — на заводе построены 43 морских тральщика близких проектов 254М, 254А и 254МА, где буква «А» обозначала соответствие проекта требованиям противоатомной защиты. При этом два из построенных по проекту 254МА тральщиков были сразу переданы пограничникам в качестве пограничных сторожевых кораблей.

1954 — 1959 годы — предприятием производятся катера-тральщики проекта Т361.[13]

1955 год — введён в строй корабль воздушного наблюдения проекта 254В, изначально заложенный на заводе как тральщик проекта 254К.

1955 — 1958 годы — на заводе построен морской тральщик проекта 264.

Построенный на заводе тральщик проекта 264А, Владивосток, День ВМФ, 1982

1957 — 1962 годы — на заводе построены 23 морских тральщика проекта 264А. При этом значительная часть из них проходила впоследствии службу в качестве пограничных сторожевых кораблей.

Торпедный катер проекта 206, 1971

1960 — (1966?) годы — предприятием построены 5 больших торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206 «Шторм».

1960 — 1969 годы — на заводе построены 25 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод впервые в мире освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.

1964 — 1969 годы — на заводе построены 3 базовых тральщика проекта 1252 «Изумруд». При этом в 1966 году заводом впервые в мире был построен крупный тральщик из стеклопластика БТ-77. Тральщики этого типа также стали первыми в СССР стеклопластиковыми тральщиками.

1966 год — предприятие переименовано в Средне-Невский судостроительный завод.

1967 год — на территории завода установлен памятник с мемориальной доской, на которой были выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.[14]

1968(?) — 1969 годы — по всей видимости, именно на этом заводе были построены на экспорт 4 морских тральщика проекта 266Э, впоследствии переданные флоту Египта.

Построенный на заводе тральщик РТ-71 проекта 1258, 2012

1969 — 1984 годы — на заводе построен 51 рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд».

1970(?) — 1978 годы — на заводе построены 26 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М».

Торпедный катер проекта 206М, 1984

1973(1972?) — 1975 годы — предприятием построены 4 больших торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм-М».

1973(?) — 1976 годы — на заводе построено 7 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1259 «Малахит».[15]

1973(?)[3] — 1977 годы — предприятием строятся 8 больших торпедных катеров — по 4 единицы проектов 205Т и 205ЭТ, большинство из которых были отправлены на экспорт.[16]

1974 год — на заводе построены 2 базовых тральщика проекта 1256 «Топаз».[17]

1975 — 1985 годы — на заводе на экспорт построено 40 рейдовых тральщиков проекта 1258Э «Корунд-Э».

1977 — 1980 годы — на заводе построен поисково-обследовательский корабль «Стрелок» проекта 02666, близкий по конструкции к тральщикам семейства модификаций проекта 266.

Ракетный катер проекта 206МР, 2012

1977(1976?) — 1983 годы — предприятием построены 12 ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР «Вихрь».

1979(?) — октябрь 1991 года — на заводе построены 6 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1300 «Челнок», фактически — радиоуправляемых (роботизированных) прорывателей минных заграждений.

Конец 1970-х(?) — 1991 годы — на заводе построены 25(?) морских тральщиков проекта 266МЭ, активно поставлявшихся на экспорт, один из которых в 1981 году был достроен по проекту 266МЭС. Ещё 5(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.

1981-1986 годы — на заводе построена серия из пяти больших ракетных катеров проекта 12411Т. Катера этого типа по сравнению с предыдущим массовым проектом 205 получили значительно усиленное артиллерийское вооружение.

1981-1985 годы — на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением.

Ракетный катер проекта 12411, 2011

1983-1991 годы — на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения.

Order of the Patriotic War (1st class).svg

4 мая 1985 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны и поставку военной техники фронту завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Тральщик «Железняков», 1989

1985 — 1991 годы — на заводе построен морской тральщик «Железняков» проекта 12660 «Рубин». Ещё 2 аналогичных корабля были заложены в это время.[18]

Построенный на заводе тральщик РТ-57 проекта 10750, 2014

1986 — 1991 годы — на заводе построены 4 рейдовых тральщика проекта 10750 «Сапфир». Ещё 11(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.[19]

1989 — 1991 годы — на заводе построен 1 базовый (с 1992 года — рейдовый) тральщик-водитель БТ-343 проекта 12255 «Лазурит», предназначенный специально для дистанционного управления роботизированными тральщиками проекта 1300. Ещё 2 аналогичных катера были заложены в это время, но впоследствии не достроены.[20]

Российская Федерация

1991—1996 годы — на заводе достроены 5 из заложенных ранее рейдовых тральщиков проекта 10750.[21]

1991—2000 годы — на заводе достроены достроен один из двух заложенных ранее морских тоальщиков проекта 12660 «Рубин», а также два из трёх заложенных ранее больших ракетных катеров проекта 12411.

Конец 1990-х(?) — 2001 годы — на заводе с помощью добровольных пожертвований достроен «Валентин Пикуль» — один 5(?) заложенных ранее морских тральщиков проекта 266МЭ. По другим данным он был заложен (перезаложен?) в 1993 году.

2003 год — настоящее время (2021) — предприятие производит многоярусные композитные надстройки для корветов проекта 20380 и его модификаций.

Середина 2000-х(?) — 2008 годы — на заводе по проекту 02668 достроен «Вице-адмирал Захарьин» — один заложенных до 1991 года морских тральщиков проекта 266МЭ.

2008 год — на заводе построен многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Атаман» (с 2010 года «Полковник Чернышев»). Тогда же введена в строй несамоходная плавучая заправочная станция с символикой «Лукойл» проекта 2000 для заправки маломерных речных судов.

20 ноября 2008 года — в связи с акционированием название предприятия изменилось с ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод» на Открытое акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод».[22]

2009—2011 годы — на заводе для военно-морского флота Туркменистана построены два больших ракетных катера проекта 12418, отличающиеся использованием более актуальных на Каспийском море небольших противокорабельных ракет.

2009(?)-2014(?) годы — завод принял участие в строительстве во Вьетнаме серии патрульных катеров проекта TT-400TR на базе вьетнамской национальной судостроительной компании «Хонг ха шипбилдинг».

Тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», 2016

2011 год — предприятие первым из российских судостроительных заводов отработало и внедрило технологию вакуумной инфузии для производства композитных конструкций.

2011 год — настоящее время (2023 год) — на заводе строятся серией не менее 10 единиц корабли противоминной обороны проекта 12700 «Александрит».

Август 2011 года — заводом установлен мировой технологический рекорд — сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м для тральщика проекта 12700.

2012—2022 годы — завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки PF-1 — одной из важных частей международного экспериментального термоядерного реактора (ITER), который строится с 2007 года во Франции при участии России[23].

2013—2015 годы — на заводе для ООО «П.ТрансКо» в интересах ПАО «Северсталь» построена серия из 6 буксиров-толкачей проекта 81.[24][25]

2014—2015 годы — предприятием по заказу Пограничной службы построен головной многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо».

2014—2016 годы — на заводе для Казахстана построен рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э.[26]

2013 год — предприятием впервые в России освоено производство корпусов судов из углепластика.

2013 — 2017 годы — предприятием построен пассажирский катамаран «Грифон» проекта 23290 — первое в стране судно из углепластика.

11 января 2016 года — название предприятия изменилось на Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод».[27]

2016 — 2018 годы — предприятием по заказу Пограничной службы построены ещё 2 многоцелевых катера проекта Р1650 «Рондо».[28][29] В это же время в рамках комплексной модернизации завода было полностью перестроено его спусковое устройство — поперечный слип, который не менялся с 1950-х годов. Старый слип со шпально-балластным основанием был заменён на бетонный со свайным основанием и усилением грунтов, что позволило увеличить спусковой вес с 650 до 2700 тонн. Стоимость проекта оценивалась в более, чем 2 млрд рублей.

2017 год — на заводе введена в строй вторая очередь цеха стеклопластикового судостроения — фактически новый производственный цех.[30]

2018 — 2022 годы — предприятием выпущено в общей сложности 400 комплектов защитных стеклопластиковых кожухов для гондол и ступиц мощных ветроэнергетических установок.[31]

2019 — 2022 годы — на заводе построено научно-исследовательское судно «Пионер-М» проекта 25700. Судно станет первым в стране в своём размере плавсредством для отработки безэкипажного судовождения и в значительной степени спроектировано как демонстратор новых технологий.[32][33][34]

2020 год — настоящее время (2022 год) — на заводе для эксплуатации на маршруте Красноярск — Дудинка — Красноярск строятся два пассажирских судна класса «река-море» проекта А45-90.2.[35]

2022 год — настоящее время (2023 год) — предприятием строятся 4 пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин».

2022 год — настоящее время (2022 год) — на заводе строится высокоскоростной катер специального назначения «Петергоф».[36]

2023 год — настоящее время (2023 год) — предприятием строится серия из 4 пассажирских катамаранов проекта 04710 «Соммерс».

Международный экспериментальный термоядерный реактор

Знаменитые корабли и установки, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, а также выполняются другие работы, среди которых есть получившие достаточно широкую известность. В частности, можно отметить:

  • Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) (участие в строительстве с 2012 года) — строится с 2007 года во Франции при участии России, а оборудование для его сборки разрабатывается и поставляется многими предприятиями по всему миру. Завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки PF-1, являющейся одним из важных компонентов реактора.
  • Ракетный катер Р-50 «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР «Вихрь», он же корабль-музей «Покровский сторожевой» (построен в 1978 году) — ракетный катер на подводных крыльях прослужил в Балтийском флоте до 2004 года, после чего был переведён на Каспий, где получил собственное имя «Карачаево-Черкесия». Списан в 2014 году. В 2015 году при поддержке мецената установлен в г. Энгельс (через Волгу от Саратова, прежнее название — Покровск) в качестве корабля-музея «Покровский сторожевой».

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Данные с официального сайта компании. По другим данным «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь».
  2. Данные с официального сайта компании. По другим данным «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь».
  3. Первый катер проекта 205Т был введён в строй в январе 1974 года.