Черноморский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 112: Строка 112:
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Предприятия Украины]]
[[Категория:Предприятия Николаевской области]]
[[Категория:Предприятия Николаевской области]]
[[Категория:Судостроение Новороссии]]
[[Категория:Судостроение Новороссии]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Николаев]]
[[Категория:Николаев]]

Версия от 23:56, 20 декабря 2024

Черноморский судостроительный завод — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1895 году как «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (сокращённое название «Наваль», неофициально «Французский завод»).

В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей и единственным производителем авианесущих кораблей, вплоть до атомного авианосца, который не успели достроить при СССР и вскоре разрезали на металл. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.

История предприятия

Российская Империя

Ноябрь 1896 года — открытие Черноморского завода.

21 октября 1896 года — открыт завод «Наваль». В первые годы предприятие занималось производством оборудования для других кораблестроительных заводов.

Июль 1901 года — закладка эскадренного миноносца «Заветный». Корабль был сдан в 1903 году, вслед за ним до 1905 года построены другие эсминцы типа «Лейтенант Пущин» («Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий»).

1908 год — включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль», начало реконструкции завода.

1909 год — закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Построены минные крейсеры "«Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин».

1911—1915 годы — на заводе построен линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» — самый крупный и технически совершенный из когда-либо вступивших в строй отечественных линейных кораблей.

1912—1915 годы — на предприятии построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».

1914—1917 годы — на заводе строится впоследствии не завершенный (работы остановлены из-за революций) линейный корабль «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия»), представлявший собой заметно увеличенный и серьёзно добронированный вариант линкоров типа «Императрица Мария», поставивший его по всем параметрам, кроме главного калибра артиллерии, в один ряд со сверхдредноутами. Последний недостаток в значительной мере компенсировался возможностью вести огонь из 12 орудий на один борт против 8-10 орудий у большинства других сверхдредноутов, а также повышенной скорострельностью.

1915—1917 годы — на предприятии строились подводные лодки «Барс», две из них были введены в строй осенью 1917 года, а ещё две достроены не были из-за событий 1917 года.

Советская Россия

1919 год — национализация завода.

Середина 1920-х годов — руководство военно-морского флота СССР неоднократно пытается включить в планы на достройку хранящийся на плаву на заводе линейный корабль-сверхдредноут «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия»), но эти предложения не поддерживаются высшим руководством страны.

1927 год — хранившиеся на предприятии линейный корабль-сверхдредноут «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия») продан на металл и отбуксированы для разборки на Севастопольский морской завод.

1927—1930 годы — на заводе построены три подводные лодки «Д» («Декабрист») серии I.

1930—1933 годы — на заводе построены три подводные лодки «Л» («Ленинец») серии II, в том числе «Л-4» («Гарибальдиец»), впоследствии краснознамённая.

1932—1934 годы — на предприятии построены 20 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, 18 из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1934(1935?) годы — на заводе построены три подводные лодки «Л» («Ленинец») серии XI, две из которых были отправлены для окончательной сборки на ещё не вступивший официально в строй Амурский судостроительный завод (№ 199) в Комсомольск-на-Амуре, а одна — на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1936 годы — на предприятии построены 12 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис, 11 из которых были отправлены для окончательной сборки на Завод имени Жданова (позднее Завод № 190, ныне Северная верфь) в Ленинграде.

1935—1936 годы — на заводе для Тихоокеанского флота построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XIII, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1936 — вероятно 1939 годы — на заводе построены 16 первых советских эскадренных миноносцев проекта 7, двенадцать из которых были отправлены на Дальний Восток по секциям, семь из которых были достроены на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре, а ещё пять — на Дальзавод № 202 во Владивостоке. Достройка некоторых из них продолжалась на обоих заводах до 1942 года.

1937—1941 годы — на предприятии построены 4 подводных лодки типа С («Средняя») серии IX-бис, ещё одна достраивалась на плаву, была эвакуирована для отстоя в Поти и достраивалась позднее, а ещё три заложенных аналогичных подводных лодки были взорваны на стапелях при отступлении и впоследствии разобраны немцами на металл.

1938—1941 годы — на заводе строились и были спущены на воду три подводных минных заградителя типа «Л»(«Ленинец») серии XIII-1938 (XIII-бис). В начале войны все три подводные лодки были поэтапно переведены в Поти для достройки, но достроены были только две, а третья была потеряна в 1944 году во время буксировки.

6 июня 1941 года — на заводе заложены 4 сторожевых корабля проекта 29 типа «Ястреб», впоследствии недостроенные из-за начала войны, ещё два заказанных корабля не закладывались.

15—17 августа 1941 года — Николаев оккупирован немецкими войсками.

28 марта 1944 года — Николаев освобождён советскими войсками.

1950—1957 годы — на заводе построены 72 средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613, в том числе С-79 (в индонезийском флоте «Pasopati»), установленная в качестве музея на берегу в Сурабае, Индонезия.

1957 год — на предприятии для обеспечения разработки стартующих из-под воды баллистических ракет перестроена по проекту В613 подводная лодка С-229 проекта 613.

1960—1961 годы — подводная лодка С-229 проекта В613 вновь модернизирована по проекту 613Д4 для испытаний ракетного комплекса Д4.

1960—1961 годы — подводная лодка С-229 проекта 613Д4 вновь модернизирована по проекту 613Д7 для испытаний ракетного комплекса Д7.

1961—1962 годы — подводная лодка С-72 проекта 613 модернизирована по проекту 613А для испытаний противокорабельных ракет «Аметист».

1963—1964 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-65 проекта 613 с установкой ракетоторпедного комплекса «Вьюга» по проекту 613РВ. В это же время подводная лодка С-72 проекта 613А, предназначенная для испытаний противокорабельных ракет «Аметист» вновь модернизирована по проекту 613АД.

1964—1965 годы — подводная лодка С-229 проекта 613Д7 вновь модернизирована по проекту 613Д5 для испытаний ракетного комплекса Д5.

1974—2000 годы — на заводе строятся серией в 111 единиц большие морозильные траулеры проекта 1288 типа «Пулковский меридиан».[1]

1981—1991 годы — на заводе построен тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (при постройке последовательно носил имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси») — первый полноценный авианесущий корабль отечественного флота с возможностью базирования летательных аппаратов с горизонтальным взлётом и посадкой.

Украина

1990-е годы — завод перешёл на строительство танкер-продуктовозов по заказу греческой компании Avin International SA. К 2002 году было построено шесть судов.

2018 год — хозяйственный суд Николаевской области признал ПАО «Черноморский судостроительный завод» банкротом.[1]

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На борту линкора «Императрица Екатерина Великая»

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» (построен в 1911—1915 годах) — самый крупный и технически совершенный отечественный линейный корабль, когда-либо вступивший в строй.[2] Участвовал в Первой мировой войне. Был уведён из Севастополя, где должен был достаться Германии по условиям Брестского мира, в Новороссийск. Там был затоплен по тайному приказу Ленина[3], поскольку немцы требовали передать корабль им. Впоследствии часть оборудования линкора была поднята и использована для создания береговых батарей.
  • Подводный минный заградитель «Краб» (построен в 1912—1915 годах) — первый в мире корабль этого типа. Участвовал в Первой мировой войне.
ПЛ «Pasopati», 2009
  • Подводная лодка «Pasopati» индонезийского флота (в советском флоте С-79) проекта 613 (построена в 1953—1954 годах) — переведена по внутренним водным путям в плавучем доке на Северный флот, а оттуда Северным морским путём на Тихоокеанский флот, в который зачислена в 1955 году. В 1959 году в индонезийском порту Сурабая передана Индонезии (по соображениям секретности от имени Польши и под польским же флагом), где была переименована в KRI «Pasopati». В дальнейшем субмарина участвовала в операциях по защите независимости страны и операции «Трикора». С 1994 года — корабль-музей в Сурабае, Индонезия.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (построен в 1982—1991 годах) — долгое время единственный авианесущий корабль российского военно-морского флота, способный использовать самолёты с горизонтальным взлётом и посадкой.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Суд признал Черноморский судостроительный завод банкротом - Информационно аналитическая интернет газета MK.MK.UA. (ru). www.mk.mk.ua. Проверено 5 июля 2018.
  2. Строившиеся параллельно на заводе «Россуд» линкоры были несколько меньше и несли в результате на два 130 мм орудия меньше, снятых из-за ошибки в расчётах центровки. Строившиеся позднее до революции намного превосходившие его линейный корабль «Император Николай I» и линейные крейсера (фактически быстроходные линейные корабли) типа «Измаил» не были достроены из-за революций, а сталинские линкоры проекта 23 — сначала из-за неготовности разваленной из-за революций судостроительной промышленности, а затем из-за начала Великой Отечественной войны.
  3. Если считать с учётом того, что позорный Брестский мир был уже подписан, это решение, как показала практика, было правильным. Близкий по конструкции линкор «Воля» (бывший «Император Александр III»), которого тогда не затопили, в результате всё равно был продан на металлолом после отстоя во французской Бизерте, но его орудия во время Второй мировой войны использовались Финляндией и Германией.