Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
=== Эсминец «Ханчжоу» проекта 956 «Сарыч» === | === Эсминец «Ханчжоу» проекта 956 «Сарыч» === | ||
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[8]. В этот период был введен в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложеный в 1988 г. и достроеныый для ВМФ Китая в 1999 г. | |||
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[http://gosha.clan.su/publ/korabli/ehskadrennye_minonoscy_proekta_956_sarych/6-1-0-45]. Ранее было построено кораблей этого типа: 14 в советское время, [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#Эсминцы проекта 956 «Сарыч»|3 в период 1991-1993 гг.]] В этот период был введен в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложеный в 1988 г. и достроеныый для ВМФ Китая в 1999 г. | |||
Позднее были построены еще 3 корабля: [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Эсминец «Фучжоу» проекта 956 «Сарыч»|1 в 2000 г.]] и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)#Эсминцы проекта 956 «Сарыч»|2 в 2005-2006 гг.]]. | |||
=== Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» === | === Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» === |
Версия от 19:59, 12 июня 2013
Символы нации
Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве
Крупнейший в России храм вместимостью 10000 человек — памятник героям 1812 г. Cтроился с 1839 по 1883 г. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1994—1997 гг. в основном на пожертвования. При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Суммарная стоимость проекта — более 4 млрд рублей в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]
Космонавтика и ракетная техника
Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
Создана в 1998 г. за 5 млрд долларов. Российский «Центр им. Хруничева» участвовал в ее развертывании (вложено 87 млн долларов), за что получил 4,8 %. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 г. готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок (25 млн долларов) досталась неким частным инвесторам. При этом у нее появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.
Морской старт
Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошел в строй в 1999 г. Изначально создавался консорциумом фирм из США, России, Украины и Норвегии. Стоимость проекта 3,5 млрд долларов. В настоящий момент после банкротства из-за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анжелес, США) на 95 % принадлежит российской РКК «Энергия» через ее дочернюю фирму. [2][3]
Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 гг., официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 г. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 г. [4]
Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан
Комплекс российских Войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 г. с перерывом на на фактически гражданскую войну в Таджикистане в 1992…1996 гг. Введен в строй в 1999 г.[5]
Авиация
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Крупнейший и сильнейший в мире на начало 2013 г. крейсер. Строился с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд долл. [6] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибсом бассейне, в борье с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награжден орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».
Эсминец «Ханчжоу» проекта 956 «Сарыч»
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[8]. В этот период был введен в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложеный в 1988 г. и достроеныый для ВМФ Китая в 1999 г. Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[7]. Ранее было построено кораблей этого типа: 14 в советское время, 3 в период 1991-1993 гг. В этот период был введен в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложеный в 1988 г. и достроеныый для ВМФ Китая в 1999 г.
Позднее были построены еще 3 корабля: 1 в 2000 г. и 2 в 2005-2006 гг..
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»
Корабль проекта 1155.1 за счет установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на эсинцах типа «Сарыч». В результате корабль получился значительно более универсальным. Заложен в 1990 г., введен в строй в 1999 г.[8]
Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [9] Ранее советское время с 1980 г. было построено 32 подводных лодки этого типа, а также 8 кораблей в 1991-1996 гг. В этот период были введены в строй:
- «Yunes» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась с 1992 г., введена в строй в сентябре 1996 г.);
- S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии (строилась в 1995…1997 гг.);
- «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1996…1997 гг.);
- «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1997…1998 гг.).
Позднее были построены еще 11 кораблей: 1 в 2000 г., 8 в 2004-2006 гг. и 2 в 2009 г. Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.
Морские порты
Железные дороги
Автомобильные дороги
Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)
В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длинной 109 км построенного в 1962 г. оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти». [10] Начавшаяся в 1994 г. реконструкция расширила МКАД к 1998 г. с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 г.[11], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд руб. за счет сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги). С 2011 г. прорабатываются планы новой серьезной реконструкции МКАД.
Линии метрополитена
Крупнейшие мосты
Крупнейшие тоннели
Аэропорты и аэродромы
Рудные месторождения
Угольные месторождения
Нефтяные и газовые месторождения
Нефтепроводы
Газопроводы
Ямал — Европа
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[12][13]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[14]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал)
Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал[15] строилась в советское время для обеспечения транзита мощности из Сибири и Казахстана на Урал и более эффективного регулирования суточных колебаний в системе. Последняя линия транзита Барнаул — Итат длиной 444,5 км введена в строй в 1998 г. на напряжении 500 кВ. Согласно отраслевым нормативам[16], где этот уникальный объект выделен отдельной строкой, каждый километр такой линии обошелся в 11 млн рублей в ценах 2000 г., что составляет около31ё млрд рублей в ценах 2012 г. за всю линию.
Гидроэнергетика
Атомная энергетика
Тепловая энергетика
Промышленность строительных материалов
Металлургия
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Машиностроение
Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область
Автомобильный завод, построенный в 1997-1998 гг. в г. Таганроге компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 г. (к 2013 г. общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов).[17][18]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Коммунальное хозяйство
Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Спорт
Реконструкция стадиона «Лужники» 1996—1997 гг., г. Москва
Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны, в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта — 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд рублей в ценах 2012 г.). [19]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
850-летие Москвы
850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. [20]. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, создан парк 850-летия [21]. Из новых крупных объектов был введен подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади у Кремля.