Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 75: | Строка 75: | ||
=== Строительство Петербургского метрополитена === | === Строительство Петербургского метрополитена === | ||
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. | Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. | ||
В это время был введен в строй участок 4-й (Правобережной) линии Площадь Александра Невкого — Садовая с тремя новыми станциями. Позднее, с 2009 г., станция «Садовая» была переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». | В это время был введен в строй участок 4-й (Правобережной) линии Площадь Александра Невкого — Садовая с тремя новыми станциями. Позднее, с 2009 г., станция «Садовая» была переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». |
Версия от 19:31, 15 июня 2013
Космонавтика и ракетная техника
Орбитальная станция «Мир»
Строилась с 1980-х по 1996 г. Являлась первой по-настоящему долговременной и многомодульной станцией на орбите. Была затоплена в 2001 г. после 15 лет полета первых модулей, что в три раза превышало их первоначально заложенный ресурс. Ориентировочная стоимость проекта — не менее 3 млрд долларов в ценах тех лет. [1]
ГЛОНАСС (первое развертывание)
Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Первоначально система была введена в эксплуатацию в 1993 г. с 12 спутниками, а в 1995 г. их количество было доведено до штатного состава — 24 шт., но позднее из-за малого срока службы спутников и недостатка средств система фактически утратила работоспособность. Окончательный ввод в эксплуатацию системы ГЛОНАСС произошел в 2001—2011 гг. По некоторым оценкам на 1997 г. на развертывание системы было потрачено 2,5 млрд долларов в ценах тех лет.[2]
Авиация
Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.
Ил-96
Первый российский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначен для авиалиний средней и большой протяжённости. Совершил первый полёт в 1988 году, эксплуатируется и производится серийно с 1993 года. Стоимость самолета — 58 млн долларов, на 2012 год произведено более 25 единиц. [3]
Ка-50 «Чёрная акула»
Ка-50 «Чёрная акула» (как и его двуместный вариант Ка-52 «Аллигатор») — боевой ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы. На вертолете реализован принцип «длинной руки», то есть они оснащены вооружением, дальность действия которого больше, чем у систем ПВО потенциального противника. Ка-50 принят на вооружение в 1995 г. Это первый боевой вертолет, на котором установлено кресло-катапульта (перед ее действием для обеспечения безопасности пилота происходит отделение винтов). На данный момент производится и эксплуатируется только принятая на вооружение в 2011 г. двухместная версия этого вертолета - Ка-52 «Аллигатор». Стоимость единицы двыхместного вррианта Ка-52 — 857,142 млн руб.[4]
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.
Эсминцы проекта 956 «Сарыч»
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[5]. Ранее в советское время было построено 14 кораблей этого типа. В этот период были введены в строй:
- «Беспокойный», заложен в 1987 г., вошел строй в 1991 г.
- «Настойчивый» (до 1992 года — «Московский комсомолец»), заложен в 1988 г., вошел строй в 1992 г.
- «Адмирал Ушаков» (до 2004 г. «Бесстрашный»), заложен в 1988 г., вошел строй в 1993 г.
Позднее были построены еще 4 корабля: 1 в 1999 г., 1 в 2000 г. и 2 в 2005-2006 гг.
Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»
Последний в серии из 12 кораблей проекта 1155, обладающих мощным противолодочным вооружением. Заложен в 1988 г., введен в строй в декабре 1991 г.[6]
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1982 по 1996 г. Всего было построено 11 кораблей, один достраивается по проекту 09852, еще несколько не достраивались. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.).[7] После распада СССР вступило в строй 5 подводных лодок этого типа[8], из них 4 в этот период:
- К-456 «Тверь» («Касатка», «Вилючинск»), вошла в строй в 1992 гг.
- К-266 «Орёл», вошла в строй в 1992 гг.
- К-186 «Омск», вошла в строй в 1993 гг.
- К-141 «Курск», вошла в строй в 1995 гг.
Еще одна подводная лодка К-150 «Томск», вошла в строй позднее, в конце 1996 гг.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, еще несколько не достравивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа: 6 в этот период, 1 в 2002 г., и 1 в январе 2012 г. (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ[9] меется еще одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии. В этот период введены в строй:
- К-461 «Волк», строилась с 1988 г., вошла в строй в декабре 1991 г.
- К-328 «Леопард», строилась с 1988 г., вошла в строй в 1993 г.
- К-154 «Тигр», строилась с 1989 г., вошла в строй в 1993 г.
- К-419 «Кузбасс» («Морж»), вошла в строй в 1995 г.
- К-157 «Вепрь», строилась с 1990 г., вошла в строй в 1995 г.
- К-295 «Самара» («Дракон»), вошла в строй в 1995 г.
Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [10] Ранее советское время с 1980 г. было построено 32 подводных лодки этого типа. В этот период были введены в строй:
- «Tareg» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1991 г.);
- Б-187 проекта 877 (строилась в 1991 г.);
- Б-177 «Липецк» проекта 877 (строилась в 1989…1991 г.);
- Б-190 «Краснокаменск» проекта 877 (строилась в 1992 г.);
- «Noor» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1992 г.);
- Б-345 «Могоча» проекта 877 (строилась в 1993…1994 г.);
- «364 Yuan Zhend 64 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1989…1994 гг.);
- «365 Yuan Zhend 65 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1990…1995 гг.).
Позднее были построены еще 15 кораблей: 4 в 1996-1998 гг., 1 в 2000 г., 8 в 2004-2006 гг. и 2 в 2009 г. Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.
Морские порты
Автомобильные дороги
Линии метрополитена
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.
Сормовская линия Нижегородского метрополитена
Первый участок второй линии Нижегородского метро был открыт в 1993 году. Ранее в 1985 году была открыта сдвоенная станция Московская, пересадочная между Сормовской и Автозаводской линиями. На настоящий момент линия длиной 4 км состоит из 4-х станций (считая Московскую) и открытую позднее (в 2002 г.) станцию «Буревестник». В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году планируется продление линии к новому стадиону в район Стрелки и Мещерского Озера. [11]
Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.
В это время был введен в строй участок 4-й (Правобережной) линии Площадь Александра Невкого — Садовая с тремя новыми станциями. Позднее, с 2009 г., станция «Садовая» была переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская».
Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена
Екатеринбургский метрополитен был введен в строй в составе трех станций на одной линии в апреле 1991 г. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться. В рассматриваемый период одна станция введена в строй в 1992 г. и еще 2 в 1994 г. Достройка первой линии продолжалась и позднее.[12]
Второй пусковой участок Самарского метрополитена
Самарский метрополитен был введен в строй в составе четырех станций на одной линии в 1987 г. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться — в 1992…1993 гг.[13] еще три станции были введены в строй. Позднее, в 2002—2007 гг., в метрополитене был построен третий пусковой участок.
Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена
Новосибирский метрополитен[14] был открыт в 1986 г. Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена произошло в 1992 г. с открытием станций «Гагаринская» и «Заельцовская» Ленинской линии. Позднее строилась вторая очередь.
Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
- Люблинско-Дмитровская линия. Начала строиться в конце 1980-х, первые 6 станций и электродепо «Печатники» введены в строй в 1995 г.[15]
- Участок Отрадное — Алтуфьево Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина 4,6 км, введен в строй в 1992…1994 гг., содержит две новых станции.
Крупнейшие мосты
Крупнейшие тоннели
Аэропорты и аэродромы
Рудные месторождения
Нефтяные и газовые месторождения
Нефтепроводы
Газопроводы
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
Гидроэнергетика
Атомная энергетика
Тепловая энергетика
Нижневартовская ГРЭС (энергоблок №1)
Первый энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введен в строй в 1993 г. Мощность энергоблока 800 МВт. Строиельство аналогичного второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет[16]. На начало 2013 г. на станции строится третий энергоблок.
Псковская ГРЭС
Строилась с 1979 по 1996 г. Введена в строй в 1993—1996 гг. с двумя энергоблоками по 215 МВт. Третий энергоблок начали строить в 1997 г. и тогда же отложили. [17]
Металлургия
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Машиностроение
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
50-летие Победы
50-летие Победы в Великой Отечественной войне отмечалось в 1995 году. В 1994 году затраты на празднование (включая затраты на памятники и завершение строительства музейных комплексов) оценивались в 862,1 млрд рублей.[18] В числе крупных объектов, возведенных к празднику, был мемориальный комплекс Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Строительство комплекса было запланировано еще в 1958 году и началось в 1984 году. В комплекс входят: Центральный музей Великой Отечественной войны, храмы трех конфессий, Монумент Победы и другие памятники. [19]