Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 85: | Строка 85: | ||
[[Файл:Kazan Metro Ploshchad Tukaya Station.jpg|thumb|165px|Станция «Площадь Тукая», Казань]] | [[Файл:Kazan Metro Ploshchad Tukaya Station.jpg|thumb|165px|Станция «Площадь Тукая», Казань]] | ||
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными. | Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными. | ||
=== Казанский метрополитен === | |||
Строившийся с 1997 г. пусковой участок введен в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. к [[#1000-летие Казани|празднованию 1000-летия Казани]]. До 2005 г. в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[http://history-kazan.ru/2010/03/metropoliten-kazani/]. [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Достройка первой очереди Казанского метрополитена|Оставшиеся 2 станции первой очереди]] были достроены в 2008 и 2010 гг. | |||
=== Третий пусковой участок Самарского метрополитена === | |||
Самарский метрополитен был введен в строй в составе четырех станций на одной линии в 1987 г., [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Второй пусковой участок Самарского метрополитена|второй пусковой участок]] с тремя станциями был открыт в 1991-1992 гг. Две станции третьего пускового участка первой линии были постепенно достроены в 2002-2007 гг.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Самарский_метрополитен]. На начало 2013 г. самарский метрополитен продолжает медленно строиться. | |||
=== Строительство Петербургского метрополитена === | === Строительство Петербургского метрополитена === | ||
Строка 90: | Строка 96: | ||
В июне 2004 г. завершен крупный, по-видимому, проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на перегоне Лесная-Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1997 г. (эта авария известна как "размыв"). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[http://www.lenpravda.ru/digest/spb/255670.html]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 г.). | В июне 2004 г. завершен крупный, по-видимому, проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на перегоне Лесная-Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1997 г. (эта авария известна как "размыв"). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[http://www.lenpravda.ru/digest/spb/255670.html]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 г.). | ||
=== Строительство Московского метрополитена === | === Строительство Московского метрополитена === |
Версия от 21:32, 15 июня 2013
Символы нации
Реконструкция (достройка) дворцово-паркового комплекса Царицыно
Самый главный долгострой России строился 232 года с 1775 по 2007 г. За это время комплекс, изначально расположенный в Московской губернии, оказался в одном из не самых отдаленных районов Москвы. Когда при мэре Лужкове в ходе длившейся еще с 1980-х реставрации стало окончательно ясно, что кирпичные руины в нашем климате не могут стоять тысячелетиями, было принято решение провести достройку дворцового комплекса и благоустройство парка. Это и было выполнено, в основном, в 2005—2007 гг. под критику части общественности, но к удовольствию большинства москвичей. В это время в работы было вложено 10 млрд рублей[1], в 2008 г. — еще 4 млрд.[2]
Вот что было[3] и что стало[4].
Космонавтика и ракетная техника
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М»
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Шахтный вариант фактически введен в строй с 1998 г., прнят на вооружение в 2000 г. Мобильный вариант ракетного комплекса поступил в войска в 2006 г., стоимость его разработки не раскрывается, однако, судя по 40% экономии на унификации ракеты, составившей 12-15 млрд рублей в ценах 2006 г.[5], оставшаяся сумма подразумевает именно расходы на создание собственно грунтового комплекса в размере порядка 20 млрд рублей в ценах тех лет.
Зенитная ракетная система С-400 «Триумф»
Зенитная ракетная система большой дальности принята на вооружение в 2007 г.[6] и включает как новую наземную часть, так и разработку новых типов ракет дальностью до 400 км. Стоимость только одного дивизиона оценивается в 200 млн долларов[7].
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер»
Высокоточный ракетный коплекс, оснащенный баллистическими и крылатыми ракетами дальностью до 500 км. Разработка первого варианта комплекса началась в конце 1980-х и завершена в 2006 г., в дальнейшем разрабатывались новые модификации. Отличительной особенностью комплекса является то, что интенсивно маневрирующие баллистические ракеты комплекса на современном уровне техники сбить практически невозможно[8].
Авиация
Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.
Су-34
Фронтовой бомбардировщик, который представляет собой замену устаревшего Су-24 в ВВС России. Первый полет прототипа — 1990 год, первые серийные самолеты введены в строй в декабре 2006 г. Первое боевое применение во время войны 2008 года в Южной Осетии. В 2010 году модернизирован, начало массовой эксплуатации — 2011 год. Стоимость единицы составляет 1 млрд рублей, на 2012 год произведено более 25 единиц. [9][10]
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.
Атомный ледокол «50 лет Победы»
В настоящее время является крупнейшим атомным ледоколом в мире. По некоторым оценкам его общая стоимость составляет 2 млрд долл.[11] Строился с 1989 г. по 2007 г. с перерывом между 1993 и 2003 гг.
Эсминцы проекта 956 «Сарыч»
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[12]. Ранее было построено 19 кораблей этого типа: 14 в советское время, 3 в период 1991-1993 гг., 1 в 1999 г. и 1 в 2000 г.. В этот период были введены в строй:
- «Тайчжоу» заложен для ВМФ Китая в 2002 г., вошел строй в 2005 г.
- «Нинбо» заложен для ВМФ Китая в 2002 г., вошел строй в 2006 г.
Фрегат «Табар» проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии
Третий фрегат этого типа построенный для ВМС Индии. Ранее были ввведены в строй 2 корабля в 2002 г. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В этот период построен фрегат «Tabar», который был заложен в 2000 г. и вошел строй в апреле 2004 г.
Позднее по немного измененному проекту были построены еще три фрегата этого типа.
Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [13] Ранее советское время с 1980 г. было введено в строй 32 подводных лодки этого типа. Позднеее построены еще 13 кораблей: 8 в 1991-1996 гг., 4 в 1996-1998 гг. и 1 в 2000 г.. В этот период были введены в строй:
- «368 Yuan Zhend 68 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2002…2004 гг.);
- «369 Yuan Zhend 69 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2002…2005 гг.);
- «370 Yuan Zhend 70 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2004…2005 гг.);
- «371 Yuan Zhend 71 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2004…2005 гг.);
- «372 Yuan Zhend 72 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2005…2006 гг.);
- «367 Yuan Zhend 73 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 1992…2005 гг.);
- «367 Yuan Zhend 74 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2003…2005 гг.);
- «367 Yuan Zhend 75 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2003…2005 гг.).
Позднее были построены еще 2 корабля в 2009 г. Строительство кораблей этого типа продолжается и сейчас.
Морские порты
Порт Приморск
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[14]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[15].
Железные дороги
Строительство вторых путей на участке Буй-Вологда
Укладка вторых путей на 130-километровом участке проведена в 2004…2006 гг., что позволило увеличить его пропускную способность в 1,6 раза. [16] Стоимость проекта 11 млрд рублей. [17]
Электрификация железной дороги Волховстрой-Идель
Проект завершил электрификацию Северного хода Октябрьской железной дороги (линии Волховстрой — Мурманск), которую начали еще в 1931 г. Первый участок Кандалакша-Апатиты был сдан в эксплуатацию в 1935 г. К 1991 г. ближайшая к Мурманску часть железной дороги (Мурманск — Лоухи) была элекрифицирована на потоянном токе, следующая часть (Лоухи-Беломорск) — на переменном. А далее существовал разрыв примерно в 650 км от Беломорска до электрифицированной станции Волховстрой. До 1997 г. была завершена электрификация участка Беломорск-Идель. В рамках проекта было решено обеспечить сквозное движение на магистрали, для чего был переведен с постоянного на переменный ток участок Лоухи-Мурманск (в 2001 г. за 1,6 млрд рублей), а также электрифицирован участок Волховстрой-Беломорск. На завершение электрификации оставшихся 600 км магистрали в 1999…2006 гг. было потрачено не менее 24 млрд рублей в ценах тех лет[18][19].
Электрификация участка Саратов — Петров Вал — М. Горький — Котельниково
Участок Приволжской железной дороги электрифицирован для развития транспортного коридора «Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел». В рамках проекта электрифицировано 710 км железной дороги, еще 89 км переведено на переменный ток, построены объекты соответствующей инфраструктуры, включая удлиннение путей на станциях. Проект выполнялся в несколько этапов: электрификации участков Саратов — Петров Вал, Петров Вал — М. Горький, М. Горький — Котельниково и перевод Волгоградского узла на переменный ток. Проект был выполнен в 2000…2005 гг. Стоимость проекта 14 млрд рублей в ценах тех лет[20].
Автомобильные дороги
Реконструкция и продление до МКАД Краснопресненского проспекта
Семикилометровый часток условно выделяемого Краснопресненского проспекта должен был соединить проспект Маршала Жукова с ранее построенной развязкой Новорижского шоссе и МКАД. Сложность заключалась в том, что на практически прямом пути трассы находились заповедные природоохранные территории Серебрянного Бора и Природного парка «Москворецкий». В результате дорога, обходя остров Серебряного Бора, практически полностью проходит по мостам и тоннелям — 1,4 км крупному вантовому Живописному мосту, проложенному вдоль Москвы-реки (1 км трассы идет непосредственно над рекой), 2,5 км по Северо-Западному тоннелю, идущему под Природным парком «Москворецкий», еще 0,6 км на подходах к нему и всего 1,35 км по поверхности земли[21]. Участок введен в строй в 2007 г.[22] Стоимость проекта более 36 млрд рублей в ценах тех лет[23]. Кросме того, была выполнена реконструкция прилегающего участка Краснопресненского проспекта от 3-го Силикатного проезда до Живописной улицы (велючая входящие в магистраль участки проспекта Маршала Жукова, улицы Мневники и Звенигородского шоссе). В дальнейшем работы по достройке продолжались и в 2012 г. стоимость реализации проекта с 2003 по 2012 г. с учетом съездов на МКАД, реконструируемых участков и достройки смотровой площадки Живописного моста оценивались в 117 млрд рублей[24].
Линии метрополитена
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.
Казанский метрополитен
Строившийся с 1997 г. пусковой участок введен в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. к празднованию 1000-летия Казани. До 2005 г. в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[25]. Оставшиеся 2 станции первой очереди были достроены в 2008 и 2010 гг.
Третий пусковой участок Самарского метрополитена
Самарский метрополитен был введен в строй в составе четырех станций на одной линии в 1987 г., второй пусковой участок с тремя станциями был открыт в 1991-1992 гг. Две станции третьего пускового участка первой линии были постепенно достроены в 2002-2007 гг.[26]. На начало 2013 г. самарский метрополитен продолжает медленно строиться.
Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода.
В июне 2004 г. завершен крупный, по-видимому, проект по ликвидации последствий аварии и отстройке заново участка тоннелей на перегоне Лесная-Площадь Мужества 1-й (Кировско-Выборгской) линии, который был затоплен из-за действия плывунов в 1997 г. (эта авария известна как "размыв"). Только за работу иностранного подрядчика по собственно проходке тоннеля с помощью нового щита было заплачено 141 млн долларов в ценах тех лет[27]. Также в этот период были введены в строй две отдельные станции на разных линиях метрополитена (каждая в отдельности менее 10 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок Киевская — Международная Фиилевкой линии, представляющий собой отдельное ответвление с двумя станциями к деловому центру «Москва-Сити» введен в строй в 2005—2006 гг.
- Участок Чкаловская - Трубная Люблинско-Дмитриевской линии с двумя станциями введен в строй в 2007 г.
- Западная часть Арбатско-Покровской линии (Митинско-Строгинская линия). В январе 2008 г. в линию был включен участок Кунцевская-Крылатское, ранее входивший в Филевскую линию и открыты две новые станции[28].
Крупнейшие мосты
6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. [29] См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.
Большой Обуховский мост
Первый неразводной мост через Неву. Построен в 2001…2007 гг. на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Представляет собой два параллельных вантовых моста с максимальным пролетом 382 м. Стоимость строительства первой очереди 7 млрд рублей в ценах 2004 г., второй очереди — 6,5 млрд руб. в ценах 2007 г.[30] В ценах 2012 г. суммарная стоимость составит порядка 24 млрд рублей. Является частью проекта кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.
Живописный мост, г. Москва
Автодорожный мост, один из крупнейших вантовых мостов в стране (входит в список крупнейших вантовых мостов мира в англоязычной Википедии) с длиной основного пролета 409,5 м построен в 2007 г. в Москве в рамках в рамках проекта строительства продолжения проспекта маршала Жукова до МКАД. Мост отличается целым рядом нестандартных конструктивных решений — около километра дороги идут по мосту практически вдоль Москвы-реки, при этом полотно дороги имеет S-образное искривление и виражи для обеспечения комфортной езды на скорости до 100 км/час. Основной пролет подвешен на вантах к высокой арке, установленной поперек моста и реки, в верхней части которой подвешена смотровая площадка на которой в мае 2013 г. планируется открыть зал бракосочетаний[31].
Мост имени 60-летия Победы (метромост через Иртыш), г. Омск
Совмещенный мост для автомобилей и строящегося метрополитена. Строился с 2003 г., введен в строй в 2005 г. Стоимость строительства составила более 6 млрд рублей в ценах тех лет[32][33], что составляет порядка 11…12 млрд рублей в ценах 2012 г. В городе планируется построить второй метромост — через Омь.
Крупнейшие тоннели
Северо-Западный (Серебряноборский) тоннель
Крупный тоннельный комплекс состоящий из трех тоннелей длиной 2,5 км и 600 м рамповых участков на северо-западе Москвы[34]. Введен в строй в 2007 г. в рамках проекта строительства продолжения проспекта маршала Жукова до МКАД. Два основных тоннеля имеют внутренний диаметр 12,3 м. В каждом из них расположены по три полосы движения Проспекта маршала Жукова и один путь Арбатско-Покровской линии метрополитена. Третий, сервисный, тоннель диаметром 6 м расположен между ними и выполняет аварийно-спасательные и эксплуатационные функции.
Аэропорты и аэродромы
Развитие аэропорта Домодедово (Москва)
С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, ежегодно в реконструкцию и новое строительство на его территории вкладываются миллиарды рублей. За прошедшее время можно выделить следующие этапы работ, которые можно отнести к крупным завершенным проектам:
- Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово 1999—2003 гг. В рамках коренной реконструкции аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)[35]. Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.[36][37]
- Реконструкция взлетно-посадочной полосы № 1 в 2003—2007 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах тех лет.[38][39]
Работы по развитию аэропорта продолжаются.
Рудные месторождения
Нефтяные и газовые месторождения
Южно-Русское нефтегазовое месторождение
Расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого АО.[40] Инфраструктура строилась с 2005 г. Введено в строй в 2007 г. Инвестиции в 2005…2008 гг. составили 133 млрд рублей. [41]
Сахалин-1
Проект по добыче нефти и газа на восточном шельфе острова Сахалин. Реализуется на основе соглашения о разделе продукции, подписанного в 1995 г. Добыча началась в 2005 г. Общая стоимость проекта оценивается в 10-12 млрд долларов[42], из которых на начало 2006 г. были уже вложены 4,5 млрд долларов[43].
В рамках проекта были многократно побиты мировые рекорды длины скважин. Самые длинные скважины в мире были пробурены здесь в 2007 г. (11,282 м) и в 2008 г. (11680 м), затем в мае 2008 г. лидерство было утрачено, но рекорд снова был побит в 2011 г. (12,345 м) и в 2012 г. (12376 м)[44].
Нефтепроводы
Газопроводы
Голубой поток
Газопровод длиной 1213 км, из них 446 км по дну Черного моря и 3,3 км горных тоннелей, проложен из России в Турцию. Производительность 16 млрд м³ газа в год. Строился примерно с 2000 г. по 2005 г. Стоимость 3,2 млрд долларов[45][46].
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
Гидроэнергетика
Бурейская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[47]
Вилюйская ГЭС-3 (Светлинская ГЭС)
Гидроэлектростанция на реке Вилюй в Якутии, строилась с 1979 г. Мощность станции 270 МВт. Станция является уникальной по условиям строительства, так как плотина расположена на вечномерзлых грунтах. В 2008 г. принята в эксплуатацию с тремя из четырех гидроагрегатов. [48] Строительство четвертого гидроагрегата, который поднимет мощность ГЭС до проектных 360 МВт отложено, по-видимому, в связи с избытком генерирующих мощностей в регионе (см. также проект ЛЭП «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» в «Незавершенных проектах»).
Ирганайская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Аварское Койсу в Дагестане, строилась с 1979 г. по 2008 г. Крупнейшая в России ГЭС деривационного типа. Введена в строй с двумя гидроагрегатами вместо первончально планировавшихся четырех, которые, возможно, достроят позднее. Мощность станции 400 МВт. В 2010 г. на станции случился пожар, но на начало 2013 г. оба гидроагрегата введены в промышленную эксплуатацию.[49]
Атомная энергетика
Тяньваньская АЭС (Китай)
Оснащена 2 блоками ВВЭР-1000. Строилась с 1999 по 2007 г.
Тепловая энергетика
ТЭС «Международная»
Теплоэлектростанция на базе двух парогазовых установок для обеспечения электроэнергией делового центра «Москва-Сити» строилась с 2006 г. В 2007 г. введена в строй ПГУ (блок № 2) мощностью 116 Мвт, в 2008 г. ПГУ мощностью 120 МВт[50]. Общая стоимость проекта в сети отсутствует, но, исходя из стоимости похожих объектов, должна составлять не менее 10 млрд рублей.
Северо-западная ТЭЦ, г. Санкт-Петербург
Первая в России ТЭЦ с парогазовым циклом. Строительство первой очереди осуществлялось с 1994 по 2000 г. Второй энергоблок введен в строй в 2006 году. Электрическая мощность двух энергоблоков составляет 900 МВт, тепловая — 700 Гкал/час. Стоимость строительства составляла 750 млн долларов в ценах 2002 года. Планируется строительство еще двух энергоблоков. [51] [52]
Северная ТЭЦ (ТЭЦ-27), г. Москва
Станция строилась с 1987 г. Первые два энергоблока общей мощностью 160 МВт введены в строй в 1996 и 1998 г. Энергоблоки № 3 и № 4 ТЭЦ-27 Мосэнерго на базе ПГУ-450Т, строились в 2005…2007 и 2007…2008 гг. соответственно. Только стоимость строительства третьего энергоблока мощностью 450 МВт составляла 9,5 млрд руб в ценах 2005 г. [53][54]
Металлургия
Литейно-прокатный комплекс Объединенной металлургической компании в Выксунском районе Нижегородской области
Не имеющий аналогов в мире на момент вступления в строй по показателям технологического процесса комплекс по производству горячего проката для трубных заводов строился с июня 2005 по октябрь 2008 г. в 5 км от одного из основных потребителя его продукции — Выксунского металлургического завода. Также прокат поставляется на Альметьевский трубный завод. Производственная мощность 1,2 млн тонн рулонов в год (планируется увеличение до 3 млн тонн). Стоимость проекта 1,4 млрд долларов в ценах тех лет.[55][56]
Техническое перевооружение Северского трубного завода (переход от мартеновского к электросталеплавильному производству)
Один из старейших (1739 г.) металлургических заводов в России. С 2001 года активно модернизируется. Уже реализован в 2008 г. проект перехода от мартеновского к электросталеплавильному производству. Сумма инвестиций — 15 млрд рублей в ценах тех лет.[57] Еще один крупный проект — строительство непрерывного стана FQM — на начало 2013 г. реализуется (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).
Хакасский алюминиевый завод
Алюминиевый завод производственной мощностью 297 тыс. тонн алюминия в год строился с 2004 г., запущен в 2006 г., выведен на проектную мощность в 2007 г. [58] Построен по соседству с корпусами ранее существовавшего Саяногорского алюминиевого завода. Объем инвестиций составил 750 млн долларов. [59]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Пуровский завод переработки газового конденсата
Строился с 2003 г. на средства компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая — в 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд рублей. [60]
Машиностроение
Производство Лада Калина на АвтоВАЗе
Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в 2004 г., с кузовом хэтчбек- в 2006 г., с кузовом седан — в 2007 г.[61] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[62].
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Коммунальное хозяйство
Реконструкция Мусоросжигательного завода № 3 в Москве
В крупных городах проблемы с вывозом мусора сильно возрастают — для него не только нужно найти место в плотно заселенных пригородах, но и вести его туда на грузовиках на расстояние в десятки километров, провоцируя колоннами грузовиков пробки на магистралях. В таких условиях совмещенный с сортировочным комплексом современный мусоросжигательный завод может даже уменьшить суммарные выбросы в воздушную среду. Жидких отходов на них не образуется из-за замкнутого цикла водоснабжения, а зола используется в промышленности. Кроме того мусоросжигательный завод вырабатывает тепло и электроэнергию, в том числе за счет собственно теплоты сгорания мусора.
Московский мусоросжигательный завод № 3 в Бирюлево был введен в строй в 1981 г. В 2004 г. выведен из эксплутации. В 2004…2007 гг. проведена коренная реконструкция с использованием новейших на тот момент технологий, предусматривавшая практически полную перестройку завода и доведение его производственной мощности до 360 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год. При этом завод стал также вырабатывать электроэнергию и тепло[63]. Стоимость проекта 3,6 млрд рублей в ценах 2002 г.[64], с учетом выплат по кредиту до 2020 г. расходы московского бюджета составят 13 млрд рублей.[65][66]
Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность
Линия по производству интегральных микросхем по технологии 180 нм заводе Микрон
Проект запущен в 2006 г. и введен в строй в 2007 г. Стоимость только оборудования составила 6,5 млрд рублей в ценах тех лет (что составляет около 10 млрд рублей в ценах 2012 г.).[67]
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Развертывание сетей мобильной связи стандарта GSM
Началось развертывание сетей мобильной связи второго поколения стандарта GSM фактически с 1993 г. и в основном завершилось к 2007 г., начиная с которого начали развиваться сети третьего поколения, а сети стандарта GSM расширяться большей частью в отдаленных местностях. По некоторым оценкам[68] только операторы «большой тройки» потратили на строительство сетей GSM к 2007 г. по 4…5 млрд долларов каждый, то есть общая сумма инвестиий, с учетом региональных операторов, может составляеть порядка 15 млрд долларов.
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.
Промышленно-логистический парк Новосибирской области
Расположенный под Новосибирском парк, предназначенный для размещения транспортно-логистических комплексов и промышленных предприятий образован в 2007 г. Площадь парка 2000 га.[69] Заявленный объем инвестиций на конец 2012 г. составил 43 млрд рублей, в разных стадиях реализации находился 21 проект.[70].
В рамках парка уже реализован крупный проект:
В стадии реализации находится крупный проект:
Развитие парка продолжается, поэтому он продублирован в статье о проектах в стадии реализации.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
1000-летие Казани
1000-летие Казани отмечалось в 2005 году. К юбилею были построены знаковые для города объекты — первая очередь Казанского метрополитена, Мост Миллениум через реку Казанку, ставшая символом города мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле.
Только на сооружение метрополитена было потрачено, по разным оценкам, 12..17 млрд руб. [71]
Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики
После окончательного восстановления законной власти в республике были предприняты усилия по восстановлению разрушенного в ходе боевых действий. Уже в 2000 г. на первоочередные нужды было выделено 1,3 млрд рублей в ценах тех лет. В 2001 г. была реализована наиболее дорогостоящая программа на 12,5 млрд рублей в ценах тех лет (из которых 3,6 млрд из внебюджетных источников). Новая программа реализовывалась с 2002 по 2007 г., предусматривала восстановление сотен объектов. Например, только в одном 2007 г. восттанавливалось 104 жилых дома (не считая вновь строящихся поселков), 14 трансформаторных подстанций, 46 линий электропередач, 37 объектов здравоохранения и социального обслуживания, 25 школ и десятки других объектов. В 2007 г. было признано, что восстановление практически завершено и в дальнейшем надо заниматься уже развитием республики.
Общая стоимость программы восстановления с 2002 составила 50 млрд рублей в ценах тех лет[72], таким образом в ценах 2012 г. общие затраты сотавили порядка 210 млрд рублей.