Развал СССР: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:История России]] | [[Категория:История России]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Советская Россия]] | ||
[[Категория:1991 год]] | [[Категория:1991 год]] | ||
[[Категория:1990-е годы]] | [[Категория:1990-е годы]] | ||
[[Категория:XX век]] | [[Категория:XX век]] |
Версия от 01:22, 9 апреля 2015
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Развал СССР — одно из крупнейших событий ХХ века, в ходе которого Советский Союз распался на 15 признанных республик и несколько непризнанных, причём во всех этих новообразовавшихся государствах произошёл переход от идеологического коммунизма, однопартийной системы и плановой экономики к умеренному (или не очень) национализму, многопартийности и капитализму.
Развал Советского Союза стал шоковым событием для многих миллионов людей, как в материальном так и в моральном смысле. Осмысление того, почему это произошло, продолжается до сих пор. Одни утверждают, что СССР развалился сам, по внутренним причинам, из-за ошибок/предательства советского руководства и/или фундаментальных недостатков советского строя, заложенных ещё в годы революции и при создании СССР. Другие указывают на подрывную деятельность Запада, который в течение многих десятков лет вёл геополитическую холодную войну против СССР (в том числе информационную войну).
В реальности, по всей видимости, имела место сложная совокупность разных причин, и трудно сказать, какая из них была важнее прочих. Нельзя сводить всё только к коварству Запада или некомпетентности/предательству советского руководства — если бы советская общественно-государственная система была более разумной и качественной, то в СССР не появилось бы целое поколение элит (и не только элит), часть которых была готова продать свою страну за жвачку и кока-колу, а другая часть оказалась неспособной этому помешать. Но нельзя всё сводить только ко внутренним проблемам советского строя — в конце концов, многие заимствовавшие советскую систему страны (например, Китай) продолжают успешно существовать и развиваться после проведения ряда реформ, и можно предположить, что если бы не обман со стороны Запада и не субъктивный фактор в лице исключительно наивного, некомпетентного или попросту компрадорского позднесоветского руководства, то при проведении определённых преобразований СССР мог бы успешно существовать и далее, хотя и в существенно изменённом виде.
Тем не менее, обстоятельства сложились так, как сложились, и теперь задача состоит в том, чтобы проанализировать ошибки и не допустить их повторения.
Широко известна фраза Владимира Путина о том, что распад СССР — «крупнейшая геополитическая катастрофа века». Эта катастрофа не кончилась собственно развалом СССР в 1991 году, а в замедленном темпе продолжалась в течение 1990-х. По словам Путина, "Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последующей хасавюртовской капитуляцией...Эпидемия распада перекинулась на саму Россию...". [1] Однако при Путине удалось остановить тенденцию к дальнейшему распаду страны. И, более того, в последние годы происходит частичная реинтеграция на постсоветском пространстве. С учётом накопленного опыта в этой сфере, а также накопленных знаний как о самом позднесоветском кризисе и распаде, так и о разнообразных цветных революциях и кризисах в других странах, можно оценить и проанализировать то, что происходило с СССР.
Внутренние факторы
- В 1988 году бюджет СССР был сведен с дефицитом в 60 миллиардов рублей. За короткий период (с 1988 по 1990 г.) государственный долг СССР достиг 70 миллиардов долларов;
- В 1988 году приянт «Закон о государственных предприятиях». Суть идеи: каждое предприятие получало права распоряжения своим бюджетным фондом, не ожидая инструкции или реакции Москвы. Планировалось, что получение доступа к решению судьбы своего заводского бюджета должно было привести к двум результатам — каждое предприятие постарается так начать строить свое производство, чтобы увеличить наличные фонды и самоокупаемость; каждое предприятие усилит инициативный поиск рынков, свяжется с наиболее удобными (а не навязываемыми из Москвы) субподрядчиками, почти автоматически оптимизируя внутри- и межрегиональные отношения производственников;
- В 1988 году было проведено резкое сокращение служащих центральных минестерствах: с 1,7 млн. человек до 0,7 миллиона;
- В 1988 Совет Экономической Взаимопомощи был переведен на расчеты в валюте. Нехватка валюты привела к крушению существующих экономических связей внутри блока;
- В 1988 году начался «парад суверенитетов». Эстония заявила о своем суверенитете. М.С. Горбачев назвал решение эстонского парламента противоречащим конституции, но далее словесного осуждения не пошел;
- В 1988 году М.С. Горбачев объявляет в ООН об одностороннем сокращении советских войск на половину миллиона.
Государственный секретарь США Дж. Бейкер:
«Я находился в московских аппартаментах советского министра иностранных дел (бывший глава ЦК компартии Грузии Э.А.Шеварднадзе) и беседовал с энергичной и интеллигентной его женой, которая безо всякого провоцирования открыла мне, что в глубине души она всегда была грузинской националисткой».[1]
Посол Джэк Мэтлок:
«на протяжении следующих двух-трех лет связка Язов — Ахромеев (две очень отличные друг от друга личности, о них трудно говорить как о команде) служили Горбачеву отменно… Они стремились задушить свои личные взгляды и угождать Горбачеву как главенствующей политической власти страны. Несомненно, они хотели бы следовать политике, популярной в среде советского военного истэблишмента — но, когда Горбачев решал следовать очень отличным курсом, они поддерживали его, сдерживая потенциальные горячие головы среди военных, готовых выйти из-под контроля».[2]
Посол США в СССР Артур Хартман описывал выступление Горбачева в Ленинграде:
«Горбачев читает несколько предложений, а затем обращается к публике с многословными разъяснениями. Горбачев говорит как баптистский священник. Он перепугал всю советскую бюрократию, он говорит о «духовных ценностях» и о «новом советском человеке».[3]
Внешние факторы
- На Женевской встречи лидеров СССР и США в ноябре 1985 года Советский Союз в лице М.С. Горбачева впервые согласился с тем, что внутренняя ситуация в СССР может быть предметом американо-советских обсуждений.
Посол Джэк Мэтлок:
«Русские постепенно делали важнейшие уступки по вопросу контроля над вооружениями… Горбачев согласился на американское предложение о 50-процентном сокращении тяжелых, запускаемых с земли и с подводных лодок ракет, согласился на низкий уровень ракет средней дальности и на обширные инспекции на местах… К полудню соглашение о ракетах средней дальности стало казаться настолько возможным, что американская делегация послала экстренные телеграммы американским послам в Западной Европе и Японии, чтобы те оповестили глав союзных с американцами правительств».[4]
Посол СССР в США Анатолий Фёдорович Добрынин:
«Когда Горбачев прибыл в Вашингтон, он, опять же без серьезного торга, согласился еще на одну уступку: уничтожить все ракеты СС-20 не только в европейской части СССР, но и в азиатской части, хотя в Азии они являлись частью нашей обороны против американских баз в Японии и Индийском океане, а также противовесом китайским ядерным вооружениям».[5]
Госсекретарь США Джордж Прэтт Шульц:
Мы можем позволять Горбачеву играть роль новатора, играющего фактически в нашу пользу — как он сыграл драматически в случае с ракетами средней дальности и в случае с Афганистаном».[6]
Рональд Рейган:
«Если вы желаете мира, если вы желаете процветания для Советского Союза и Восточной Европы, если вы добиваетесь либерализации… Мистер Горбачев, снесите эту Берлинскую стену».[7]
Ссылки
- Потребление энергии, население и ВВП республик СССР — «…суть перестройки, если отвлечься от риторики и пропаганды, а чисто с точки зрения энергопотока и его распределения — Запад отжал приличную долю ресурсов СССР, сняв их с решения национальных задач».
Примечания
- ↑ Baker J. The Politics of Diplomacy. Revolution, War and Peace. 1989–1992. N.Y., 1995, p.78, 146.
- ↑ Matlock J. Autopsy of an Empire. The American Ambassador's Account of the Collapse of the Soviet Union. New York: Random House, 1995, p. 138.
- ↑ Shultz G. Turmoil and Triumph: My Years as Secretary of State. New York: Charles Scribner's Sons, 1993, p. 568
- ↑ Matlock J. Autopsy of an Empire. The American Ambassador's Account of the Collapse of the Soviet Union. New York: Random House, 1995, p.96.
- ↑ Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986). Москва: 1996, с. 657.
- ↑ Shultz G. Turmoil and Triumph: My Years as Secretary of State. New York: Charles Scribner's Sons, 1993, p. 1003.
- ↑ Presidential Documents, June 22, 1987, p. 658–659.