Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 111: Строка 111:


=== Участок узкоколейной железной дороги Вологда - Архангельск ===
=== Участок узкоколейной железной дороги Вологда - Архангельск ===
Участок железной дороги колеей 1067 мм строился в 1894-1897 гг. в условиях крайне заболоченной местности. Формально открыт в 1897 г., регулярное движение начато в 1898 г.[http://sothys-tlt.ru/zheleznaya-doroga/istoriya-rzhd/severnaya-zheleznaya-doroga.html] Длина участка 560 км (525 верст). Сравнение с ранее построенными узкоколейными дорогами[http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/129582/Железные] показывает, что стоимость объекта составляла никак не менее, а, скорее всего, намного больше 13 млн рублей в ценах 1901 г. (23 млн рублей в ценах 2012 г.). Позднее, в годы Первой мировой войны, участок был перешит на широкую колею.
Участок железной дороги колеей 1067 мм строился в 1894-1897 гг. в условиях крайне заболоченной местности. Формально открыт в 1897 г., регулярное движение начато в 1898 г.[http://sothys-tlt.ru/zheleznaya-doroga/istoriya-rzhd/severnaya-zheleznaya-doroga.html] Длина участка 560 км (525 верст). Сравнение с ранее построенными узкоколейными дорогами[http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/129582/Железные] показывает, что стоимость объекта составляла никак не менее, а, скорее всего, намного более 13 млн рублей в ценах 1901 г. (23 млн рублей в ценах 2012 г.). Позднее, в годы Первой мировой войны, участок был перешит на широкую колею.


== Фортификационные сооружения ==
== Фортификационные сооружения ==

Версия от 12:14, 26 июля 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.), введенные в строй с 21 октября 1894 г. по 23 апреля 1906 г. Границы периода обусловлены фактическим вступлением на престол и изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием конституции Империи).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

После победы над Китаем в войне 1894-1895 гг. Япония взяла курс на создание общеазиатской империи, которая должна была включать в том числе и российский Дальний Восток. Частью этой политики было строительство на зарубежные кредиты и, большей частью, на зарубежных же верфях мощного флота, явно непосильного для этой страны в мирное время. По этой причине на рубеже веков Россия также предпринимала меры по наращиванию военно-морских сил, которые к началу войны стали вторыми по силе в мире после английских. Однако в дальнейшем распыленность сил по трем в разной степени изолированным театрам (Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому), а также экономия средств по инициативе министерства финансов, привели к тому, что основные силы построенного в это время флота были разбиты на Дальнем Востоке по частям.

Файл:Battleship Navarin Colored.jpg
Эскадренный броненосец "Наварин". Раскрашенная фотография с открытки того времени

Эскадренный броненосец «Наварин»

Первый русский эскадренный броненосец с "классическим" для этого типа кораблей основным вооружением - четырьмя орудиями калибром 305 мм в двухвухорудийных башнях. Заложен в Санкт-Петербурге в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в июне 1896 г. Стоимость корпуса 2,9 млн рублей, механизмов (с учетом штрафа за задержку изготовления) 1,5 млн рублей, с учетом того, что миллионные суммы требовались также на броню и вооружение, и дело происходило в начале 1890-х, однозначно относится к крупным проектам.

Эскадренный броненосец «Три Святителя»

Заложен в сентябре 1891 г. на верфи Николаевского адмиралтейства, спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в 1895 г. (по некоторым сведениям фактически в 1897 г.). Получив, по сравнению с «Навариным», увеличенные скорость и водоизмещение, улучшенную броню и новые орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда, на момент ввода в строй являлся сильнейшим боевым кораблем в мире. Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну водоизмещения[1], можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (25 млн рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Броненосец строился в рамках скорректированной двадцатилетней программы развития флота 1881 г. Заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1894 г., введен в эксплуатацию в августе 1896 г. Точной стоимости проекта обнаружить не удалось, но, учитывая тогдашнюю практику оплаты работ по водоизмещению и типичные цены для заводов Санкт-Петербурга[2], корабль можно оценить в 7-9 млн рублей в ценах 1901 г., что составляет 13-16 млрд рублей в ценах 2012 г.[3]

Эскадренные броненосцы типа «Полтава»

Серия эскадренных броненосцев Балтийского флота, построенных по судостроительной программе 1881 г. В дальнейшем были переведены на Тихий океан. Стоимость каждого корабля составила более 8 млн рублей в ценах середины 1890-х гг. (при сравнении с аналогами стоимость можно оценить в 8,2 млн рублей, что составляло более 15 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля:

  • «Полтава» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в июне 1900 г.
  • «Петропавловск» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в 1899 г.
  • «Севастополь» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1895 г., вошел в строй в июле 1900 г.

Эскадренный броненосец «Ростислав»

Облегченный эскадренный броненосец, предназначенный для действия в прибрежных районах Черного моря. Заложен в мае 1895 г., спущен на воду в августе 1896 г., вошел в строй в 1900 г. (хотя артиллерия главного калибра дорабатывалась фактически до 1902 г.). Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну проектного водоизмещения[4], можно оценить в 19,7 млн рублей в ценах 1901 г. (17 млн рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» и «Победа»

Серия эскадренных броненосцев отечественого производства в которой броня и артиллерия были принесены в жертву кресерским качествам (скороси и дальности). Корабли получились достаточно мощными, но, в целом, не слишком удачными, поскольку их скорость практически не превосходила скорость броненосцев следующего поколения и отказ от бронирования оконечностей оказался неудачным для того времени решением. Стоимость каждого кораблей составила от 10,05 до 11,34 млн рублей (18-20 млрд рублей в ценах 2012 г.). Изначально по проекту было заказано два корабля, третий строилсся позднее и по измененнному проекту. Всего в серии было построено три корабля:

  • «Пересвет», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
  • «Ослябя», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
  • «Победа», заложен в феврале 1899 г., введен в строй в феврале 1903 г. Обычно все три корабля относят к типу «Пересвет», но третий (дополнительный) корабль серии — «Победа» — несмотря на практически неизменный внешний вид, существенно отличался от первых двух в боевом отношении, так как имел броню следующего поколения (+20 % прочности), новые усиленные орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда и увеличенную на 470 миль дальность плавания.

Эскадренный броненосец «Ретвизан»

Эскадренный броненосец строился в США, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в июле 1899 г., в строю с декабря 1901 г. Общая стоимость корабля 12,55 млн рублей[5] (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренный броненосец «Цесаревич»

Эскадренный броненосец строился во Франции, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в мае 1899 г., спущен на воду в феврале 1901 г., в строю с августа 1903 г. Общая стоимость корабля 14 млн рублей[6] (25 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Серия первоклассных эскадренных броненосцев, построенных по по улучшенному проекту броненосца «Цесаревич» на судостроительных заводах Санкт-Петербурга. Согласно принятой в 1898 г. программе кораблестроения «Для нужд Дальнего Востока» в стране фактически создавался третий флот — Тихоокеанский. Сверх обычного бюджета военного кораблестроения на эти цели в рамках программы выделялось 90 млн рублей (около 160 млрд рублей в ценах 2012 г.), которые должны были пойти большей частью на строительство пяти дополнительных эскадренных броненосцев. Корабли строились для экстренного усиления флота ввиду угрозы нападения Японии, однако силами тогдашнего министра финансов Витте, яростно возражавшего против малейшего завышения расходов на оборону, сроки их готовности при дальнейшей переработке программ строительства флота были сдвинуты с 1902 на 1905 г., что сыграло роковую роль в судьбе и этих кораблей, и страны в целом. Стоимость единицы без учета существенного удорожания из-за переделок при постройке 13,4-14,6 млн рублей в ценах 1900 г.[7] (24-26 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено пять кораблей:

  • «Бородино», заложен 1900 г., вошел в строй в сентябре 1904 г.
  • «Император Александр III», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1903 г.
  • «Орёл», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1904 г. непосредственно перед уходом на Дальний Восток. Готовность корабля сильно задержала диверсия (как считается, кого-то из революционно настроенных рабочих), в результате которой весной 1904 г. почти достроенный корабль оказался полузатоплен у достроечной стенки в Кронштадте.
  • «Князь Суворов», заложен 1901 г., вошел в строй в августе 1904 г.
  • «Слава», заложен 1902 г., вошел в строй в июне 1905 г. — корабль не смогли подготовить к походу на Дальний Восток вовремя из-за того, что после диверсии на «Орле» туда пришлось передать часть механизмов, в том числе остродефицитные, по причине полной загрузки мощностей отечественных заводов, электроприборы. Возможно это обстоятельство стало роковым для всей войны, так как японский флот к этому времени имел только четыре броненосца и против пятого полноценного броненосца в русской линии неизбежно оказался бы слабо бронированный броненосный крейсер, который мог запросто взлететь на воздух или полностью потерять ход всего от одного попадания «Славы» главным калибром в район ватерлинии.

Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер «Россия»

Файл:Cruiser Gromoboy.jpg
Средний винт и руль крейсера "Громобой"

Броненосный крейсер «Громобой»

Броненосный крейсер «Баян»

Последний крейсер судостроительной программы 1895 г., позднее вошедший в объединенную судостроительной программы "Для нужд Дальнего Востока". Строился во Франции с российским вооружением и отдельными компонентами. Заложен в июне 1899 г., спущен на воду в мае 1900 г., вошел в стирой в январе 1903 г. В ходе войны корабль показал себя лучшим среди русских крейсеров ноых проектов, поэтому позднее по немного улучшенному проект крейсера были построены еще три корабля. Стоимость проекта 7,0 млн рублей [8] (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»

Крейсера этого типа предназначались для разведки при эскадре, а также борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от своих берегов. Строились они по судостроительной программе 1895 г. специально для Тихого океана. Общая стоимость каждого корабля составила 6,4 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля этого типа:

  • «Паллада» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в августе 1899 г., введен в строй в мае 1901 г.
  • «Диана» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в октябре 1899 г., введен в строй в декабре 1901 г.
  • «Аврора» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в мае 1900 г., введен в строй в июне 1903 г.
Файл:Cruiser Varjag.jpg
Крейсер "Варяг" в довоенной окраске

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Крейсер строился в США с целью изучить передовую практику строительства кораблей этого типа в мире, а также экстренно усилить силы на Тихом океане, где Япония также скупала корабли по всему миру. Дополнительным фактором при этом, по видимому, послужило то, что все стапеля Санкт-Петербургских кораблестроительных заводов к этому моенту были заняты строительством других кораблей. Вооружение и часть комплектующих были российскими. Заложен в 1898 г., спущен на воду 19 октября 1899 г., из-за волны всеобщих стачек и забастовок, охвативших в то время в США, передан заказчику с опозданием в сентябре 1900 г., фактически введен в эскплуатацию в 1901 г. Общая стоимость корабля 5,9 млн рублей [9] (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»

Первый корабль серии были построен в Германии с российским вооружением и отдельными компонентами. В дальнейшем передж войной он был признан наиболее удачным из всех заказывавшихся в качестве «образцов» импортных крейсеров («Аскольд», «Варяг», "Баян"). В результате в России по данному проекту было построено еще три крейсера (четвертый, который должен был стать вторым в серии, достроен не был, так как погиб при пожаре в деревянном эллинге в низкой степени готовности). Стоимость головного крейсера составила 5,509 млн рублей (с учетом данных по стоимости 1900 г. и инфляции это позволяет оценить его стоимость практически ровно в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость остальных составила 7,36 млн рублей (13 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено 4 корабля, из них в этот период было введено в строй три:

  • «Богатырь» — заложен в декабре 1899 г., спущен на воду в январе 1901 г., введен в строй в августе 1902 г.
  • «Кагул» (позднее переименовывался в «Память Меркурия» и «Коминтерн») — заложен в августе 1901 г., спущен на воду в мае 1902 г., введен в строй в 1905 г.
  • «Олег» — заложен в июле 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., введен в строй в июне 1904 г.

Морские порты

Военно-морская база Порт-Артур

15 марта 1898 г. в Пекине было подписано соглашение, согласно которому Квантунсий полуостров и расположенный на нем сильно устаревший к тому моменту порт-крепость Порт-Артур передавались в аренду России на 25 лет с првом соединения этой территории с КВЖД с помощью отдельной ветки. Порт-Артур имел стратегическое значение по двум причинам: во-первых, это был первый доступный Российскому Императорскому флоту незамерзающий порт на Тихом океане, а во-вторых он, в отличие от Владивостока и всех других военных портов России того времени, позволял свободный выход флота в мировой океан. Также большие надежды в экономическом плане возлагались на заложенный неподалеку коммерческий порт Дальний (который к настоящему моменту развился в крупный мегаполис Далянь).

В оборудование базы, первая очередь которой должна была быть окончательно введена в строй в 1909 г., в 1901-1904 гг. было инвестировано 11 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.) из 14 требовавшихся[10]. При этом на организацию ее обороны (строительство фортификационных сооружений крепости Порт-Артур) в 1900-1904 гг. было потрачено около 4,25 млн рублей при необходимых 15 млн рублей[11].

В дальнейшем в ходе войны крепость с честью выдержала полугодовую осаду - несмотря на неоправданную мягкость коменданта при переговорах о сдаче, в целом оборона Порт-Артура может рассматриваться как героическая, достаточно вспомнить первоклассные крепости в Европе, которые были взяты за куда меньший срок, чем недостроенный Порт-Артур. Как метко заметил один из участников тех событий под Порт-Артуром, каждый русский солдат "схватился с пятью японцами и двоих из них убил". Отдавая должное духу наших воинов здесь все же следует признать, что врядли они могли бы противостоять многократно превосходящему противнику не будь у них построенных перед войной укреплений. И неизвестно, не пришлось бы России лишиться вообще всего Дальнего Востока, не продержись Порт-Артур достаточно долго, пока по недостроенному Транссибу перевозили войска на восток.

Файл:Dalniy.jpg
Панорама строящегося порта Дальний

Дальний

Коммерческий порт и одноименный город на арендованной у Китая территории, построенный с нуля неподалеку от военно-морской базы Порт-Артур. К сожалению, в те времена министру финансов таки удалось убедить руководство страны урезать военные расходы в пользу коммерческих, поэтому к началу войны с Японией в 1904 г. этот порт был практически отстроен (и даже победил в общеимперском конкурсе самых благоустроенных городов), в то время как гораздо более необходимые для обороны региона Транссиб, КВЖД и военно морская база Порт-Артур находились в полузаконченном состоянии. В результате порт, который в дальнейшем мог стать одним из крупнейших на Тихом океане и принести стране огромные прибыли, достался японцам. К настоящему времени он превратился в китайский город Далянь с населением более 6 млн человек. Объем инвестиций в проект в 1898-1904 гг. составил по разным сведениям порядка 20-30 млн рублей (36-54 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Порт Александра III

Железные дороги

На эти годы приходится пик железнодорожного строительства в стране. Ни до, ни после таких темпов работ в России не наблюдалось.

Транссибирская магистраль (через КВЖД)

Западно-Сибирская железная дорога

Южно-Уссурийская железная дорога

Северо-Уссурийская железная дорога

Средне-Сибирская железная дорога

Забайкальская железная дорога

Поезд на станции Хилок Забайкальской железной дороги, 1903 г.

Кругобайкальская железная доога

Участок Китайский разъезд - Манчжурия Забайкальской ж.д.

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)

Южная ветка (Харбин - Порт-Артур) КВЖД

Витебско-Жлобинская железная дорога

Участок Екатеринбург - Челябинск

Участок Санкт-Петербург - Вологда

Участок узкоколейной железной дороги Вологда - Архангельск

Участок железной дороги колеей 1067 мм строился в 1894-1897 гг. в условиях крайне заболоченной местности. Формально открыт в 1897 г., регулярное движение начато в 1898 г.[12] Длина участка 560 км (525 верст). Сравнение с ранее построенными узкоколейными дорогами[13] показывает, что стоимость объекта составляла никак не менее, а, скорее всего, намного более 13 млн рублей в ценах 1901 г. (23 млн рублей в ценах 2012 г.). Позднее, в годы Первой мировой войны, участок был перешит на широкую колею.

Фортификационные сооружения

Крепость Либава

Крепость Владивосток