Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 28: Строка 28:


=== Броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов» ===
=== Броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов» ===
Сильнейший в мире из крейсеров своего времени и первый российский крейсер с башенной артиллерией. Строительство начато в декабре 1883 г., заложен в июле 1884 г., спущен на воду в октябре 1885 г., вошел в строй в сентябре 1888 г.[http://www.admiralnakhimov.ru/flot/26-bronenosnyj-krejser-admiral-naximov.html][http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Nahimov/17.htm] Только за постройку корпуса и последующую окончательную отделку заплачено Балтийскому заводу 2,625 млн рублей[http://keu-ocr.narod.ru/Nahimov/chap04.html].
Сильнейший в мире из крейсеров своего времени и первый российский крейсер с башенной артиллерией. Первоначально крейсер имел парусное вооружение, которое было демонтировано при последующих модернизациях. Строительство корабля начато в декабре 1883 г., заложен в июле 1884 г., спущен на воду в октябре 1885 г., вошел в строй в сентябре 1888 г.[http://www.admiralnakhimov.ru/flot/26-bronenosnyj-krejser-admiral-naximov.html][http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Nahimov/17.htm] Только за постройку корпуса и последующую окончательную отделку заплачено Балтийскому заводу 2,625 млн рублей[http://keu-ocr.narod.ru/Nahimov/chap04.html].


== Железные дороги ==
== Железные дороги ==

Версия от 14:08, 25 сентября 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй со 2 (14) марта 1881 г. по 20 октября (1 ноября) 1894 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Храм Христа Спасителя в Москве

Решение о строительстве крупнейшего православного храма в стране было принято еще в конце 1812 г. Императором Александром I «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» (Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года.). Заложенный в 1837 г. и строившийся с 1839 г. в течение 44(!) лет храм был торжественно освящен 26 мая (7 июня) 1883 года. Стоимость проекта 15 млн рублей.

Крупнейшие корабли и суда

Броненосец «Император Николай I» типа «Император Александр II»

Эскадренные броненосцы типа «Император Александр II»

Первые после «Петра Великого» российские эскадренные броненосцы на Балтийском море не являлись его прямым полдолжением, поскольку строились гораздо позже. Кроме того, для экономии вместо двух башен главного калибра «Император Александр II» нес только один барбет — башенеподобную установку с неподвижным броневым бруствером, популярную во всех ведущих флотах того времени. На втором броненосце серии барбетная установка была заменена на башенную. Были первыми броненосцами, строившимися по 20-летней программе 1881 г. Стоимость корабля на этапе проектирования оценивалась в 7,7 млн рублей, а фактически для первого корабля серии составила 8 млн рублей.[1] Всего построено два корабля:

  • «Император Александр II» — строился с ноября 1883 г., заложен в июне 1885 г., спущен на воду в июле 1887 г., официально введен в строй в декабре 1889 г., фактически вошел в строй в летом 1891 г.
  • «Император Николай I» — заказан в 1883 г., заложен в июне 1886 г., спущен на воду в мае 1889 г., введен в строй в апреде 1891 г.
Броненосец «Чесма» типа «Екатерина II». Видны две носовые барбетные установки главного калибра

Эскадренные броненосцы типа «Екатерина II»

Первые большие броненосцы на Черноморском флоте. Отличались наличием трех 12" двухорудийных барбетных установок, две из которых располагались бок о бок в носу корабля, что, как считается, было сделано специально на случай боя в Черноморских Проливах. Стоимость каждого корабля на этапе проектирования оценивалась в 7,5 млн рублей, а фактически для первого корабля серии составила 10 млн рублей.[2] Всего было введено в строй 4 корабля:

  • «Екатерина II» — строился с июня 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1886 г., введен в строй в 1889 г. Головной корабль серии отличался тем, что между выстрелами и в походе его орудия главного калибра могли прятаться внутрь барбетов, из-за чего их не видно на большинстве фотографий).
  • «Чесма» — строился с сентября 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1886 г., введен в строй в мае 1889 г.
  • «Синоп» — строился с сентября 1883 г., заложен в сентябре 1884 г., спущен на воду в мае 1887 г., введен в строй в июне 1889 г.
  • «Георгий Победоносец» — строился с июля 1889 г., заложен в апреле 1891 г., спущен на воду в феврале 1892 г., введен в строй в сентябре 1893 г.[3]

Броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов»

Сильнейший в мире из крейсеров своего времени и первый российский крейсер с башенной артиллерией. Первоначально крейсер имел парусное вооружение, которое было демонтировано при последующих модернизациях. Строительство корабля начато в декабре 1883 г., заложен в июле 1884 г., спущен на воду в октябре 1885 г., вошел в строй в сентябре 1888 г.[4][5] Только за постройку корпуса и последующую окончательную отделку заплачено Балтийскому заводу 2,625 млн рублей[6].

Железные дороги

Веребьинский обход на Николавевской железной дороге

Введен в строй в сентябре 1881 г. Окончательная стоимость проекта составила 5242975 руб. 12 коп.[7]

Новороссийская ветвь Владикавказской ж.д.

[8]

Металлургическая промышленность

Днепровский металлургический завод

1889 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Ковно

В г. Ковно крепость была еще с 1280 г., однако к XIX веку они фактически полностью утратили свое оборонительное значение и как крепость не использовались уже, по меньшей мере, около ста лет. Поэтому проект фактически был строительством новой крепости. Решение о постройке крепости в 75 верстах от немецкой границы принято в 1879 г., по-видимому, под влиянием результатов Берлинского конгресса, где Германия днлом показала, что более не является союзником России. Строительство началось в 1883 г. Первая очередь строительства, включающая семь фортов, промежуточные батареи и часть вспомогательных сооружений общей стоимостью 2,5 млн рублей была завершена в 1884 г. Второй этап строительства, предусматривавший создание центральных укреплений и вспомогательных сооружений, завершен в 1886 г., на третьем этапе строительства в 1889 г. был возведен форт №8.[9][10]

В дальнейшем крепость понемногу совершенствовалась, в конце 1890-х был построен еще один форт, а в 1912 г. начата серьезная реконструкция, объекты которой остались незавершенными. В 1915 г. крепость была взята взята немецкими войсками в ходе штурма, длившегося непрерывно около недели. Падению крепости называют множество причин, но, возможно, правда в том, что немцы просто заплатили за свой успех достаточную цену - при штурме использовались гаубицы калибром до 420 мм, подвезенные по специально построенным железнодорожным путям, были израсходованы сотни тысяч снарядов (а снаряд к 420 мм гаубице сам по себе стоит порядка 0,5% от стоимости форта крепости) и при этом немецкая пехота все равно понесла большие потери.

Реконструкция крепости Новогеоргиевск

1883-1888

Рекостукция крепости Варшава

1890

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.