Ресурсоёмкость: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
PaulB (обсуждение | вклад) |
||
Строка 201: | Строка 201: | ||
! 23.77 руб. | ! 23.77 руб. | ||
|} | |} | ||
В мае 2016 представлена биотопливная версия LADA Vesta Ecogas CNG с двойной топливной системой, работающей и на газе и на бензине [https://www.youtube.com/watch?v=AQ4t3qM1a2g?t=90]. Пробег на газе обходится в 2,8 раза дешевле пробега на бензине: 84 руб. против 240 руб. на 100 км. Тогда как сам серийный автомобиль будет на порядка 10% (ориентировочно до 80 тыс рублей) дороже только бензиновой версии, и разница в стоимости окупается примерно через 50 тыс км пробега. | |||
В начале 2013 появилось американское '''исследование''' PricewaterhouseCoopers (PwC) '''по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании''' [http://kommersant.ru/doc/2111491][http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/494793/][https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2013/01/24/samyj_dorogoj_golfklass]. Учитывалась покупка автомобиля, проценты по кредитам, страховка, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36 % больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Вместе с тем, стоимость владения автомобилем в России оказалась равна стоимости владения автомобилем в Великобритании. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volkswagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50 % первоначального взноса при покупке в кредит на 3 года, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс. км, стоимость владения в год в среднем за три года. | В начале 2013 появилось американское '''исследование''' PricewaterhouseCoopers (PwC) '''по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании''' [http://kommersant.ru/doc/2111491][http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/494793/][https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2013/01/24/samyj_dorogoj_golfklass]. Учитывалась покупка автомобиля, проценты по кредитам, страховка, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36 % больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Вместе с тем, стоимость владения автомобилем в России оказалась равна стоимости владения автомобилем в Великобритании. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volkswagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50 % первоначального взноса при покупке в кредит на 3 года, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс. км, стоимость владения в год в среднем за три года. |
Версия от 20:07, 6 июня 2016
Ресурсоёмкость выражается в количестве единиц ресурсов, затрачиваемых на одну единицу продукции. Данный показатель используется для аналитических сопоставлений в различных целях. В качестве ресурсов могут рассматриваться как финансы, так и натуральные ресурсы — вода, материалы и т. д.
Источниками данных по ресурсоёмкости могут быть научные исследования с точки зрения экономики или природопользования, отдельные предприятия со своими различающимися особенностями производства, статистические ведомства.
Ресурсоёмкость сельского хозяйства
Расход воды на сельхозпродукцию
Голландские ученые представили данные о расходе воды в процессе производства отдельных видов сельхозпродукции (см. таблицу).[1][2]
Всевозможные различные способы участия воды в процессе создания продукции учтены в одном общем показателе, однако не во всех способах вода при производстве оказывается равно оплачиваемым ограниченным ресурсом.
Продукция | Расход воды | Замечания |
---|---|---|
Говядина 1 кг | 15000 литров | 5000-20000 литров по другой оценке (cюда входит расход воды на траву, корма и добавки, питьё, чистку и обработку) |
Свинина 1 кг | 6000 литров | |
Курятина 1 кг | 4300 литров | |
Пшеница 1 кг | 1000 литров | 1892 литра, от 500 до 4000 литров по разным оценкам |
Рис 1 кг | 4000 литров | 3400 литров по другой оценке |
Кукуруза 1 кг | 1000 литров | 1211 литров по другой оценке |
Картофель 1 кг | 287 литров | 100-300 литров по другой оценке |
Томаты 1 кг | 214 литров | |
Бананы 1 кг | 790 литров | Вообще для фруктов 700 литров |
Бобы 1 кг | 4000 литров | 1800 литров по другой оценке |
Соя 1 кг | 2100 литров | |
Зелёностручковая фасоль 1 кг | 586 литров | |
Яйцо 1 шт | 196 литров | |
Шоколад 1 кг | 17000 литров | |
Макароны 1 кг | 1400 литров | |
Буханка хлеба | 900 литров | |
Сыр 200 г | 1500 литров | |
Бутерброд с сыром | 200 литров | |
Гамбургер | 2400 литров | В основном пшеница и мясо |
Таким образом, расход воды на 1 калорию для говядины в 20-80 раз выше расхода на производство картофеля. Расход воды на 1 грамм животного белка для мяса в среднем в 1.5-6 раз выше белка бобовых.
В сельском хозяйстве расходуется 70-80 % всей потребляемой пресной воды, зачастую крайне неэффективно. Причём эта проблема так или иначе имеет место во во всех странах. Такие мероприятия, как улучшение существующих ирригационных систем, позволяют сэкономить порядка 30 % воды.
Молочная ферма в Ленинградской области
Рассмотрим пример молочной фермы в Ленинградской области возле трассы «Скандинавия» по состоянию на октябрь 2014 года.[3][4] Изначально эта ферма развивалась при значительной дополнительной финансовой поддержке, но в итоге перешла к самоокупаемости.
Состав данного хозяйства: 24 дойных коровы с телятами, всего 60-70 голов, и ряд сопутствующих сельхозпроизводств, таких как цыплята и яблоки. Всё это расположено на 13 гектарах, участок обошелся в 35 тысяч долларов (покупка в октябре 2004 года). Общий удой составляет 480 литров молока в день, часть уходит телятам, остаётся 420 литров.
Имеются данные о выручке (21 тыс. рублей в день), прибыли (около 3 млн рублей в год) и затратах ресурсов. Прибыль идёт на развитие: мини-трактор (1,2 млн рублей), сыроварня (717 тыс. рублей), холодильная камера и всякие бытовые мелочи. Единый сельскохозяйственный налог составляет 6 % с разницы между доходами и расходами, но практически всё тратится на развитие, и сумма налога оказывается невелика.
Основные статьи затрат | В год | В месяц |
---|---|---|
Оплата труда работников | > 100 тыс. рублей | |
Комбикорм | 80 тыс. рублей | |
Электроэнергия | 70 тыс. рублей | |
Сено | 150 тонн, > 550 тыс. рублей | |
Перевозка сена | 140 тыс. рублей | |
Прочие затраты (оценка) | 975 тыс. рублей | 81.25 тыс. рублей |
Всего затраты (оценка) | 4665 тыс. рублей | 388.75 тыс. рублей |
Выручка (оценка) | 7665 тыс. рублей | 638.75 тыс. рублей |
Прибыль | 3000 тыс. рублей | 250 тыс. рублей |
По данным за 2014 [5] средний по России суточный удой с одной коровы составлял 13.7 литров, что соответствует 410 литров за месяц. Лучшие показатели в Ленинградской области и в Карелии составляют от 20 литров и выше, тогда как в республике Саха чуть более 9 литров. Средний месячный удой частного хозяйства в России — от 300 литров с одной коровы.
Сравнение производств тракторов в России и в Канаде
В 2013 по просьбе Путина была представлена записка-доклад с объяснением, почему прибыльное в Канаде производство тракторов Ростельмаша оказывалось убыточным в России [6]. Самым весомым преимуществом Канады выступали меньшие выплаты по кредитам, затем меньшие налоги, лучше логистика, дешевле электроэнергия, меньше расходы на охрану и на бухгалтерию. Преимуществом России были только меньшие затраты на оплату труда и более дешевый газ.
В связи с этим возникают вопросы, почему вообще используются заёмные средства, а не собственные и под более высокую доходность, и как тут отражена инфляция. Среди возможных ответов может быть то, что инфляция отражена в потребности повышать зарплату рабочим, а собственные средства предприниматель не хочет использовать вовсе, но хочет сам получать зарплату за организацию производства. Как бы там ни было, это пример реальных предпринимательских решений.
После девальвации рубля и запуска госпрограммы 25%-го субсидирования покупки сельхозтехники СМИ сообщили о переносе производства 1 из 10 производившихся в Канаде моделей тракторов Ростсельмаша в Ростовскую область. [7]
В целом же производство сельскохозяйственной техники в России за 2015 год удвоилось. Последний раз подобный рост наблюдался а нашей стране в 30-х годах. [8] В 2016 году Кировский завод начал экспорт тракторов в Канаду.[9][10] Можно предположить, что правительство сделало определённые выводы из доклада 2013 года и приняло меры по улучшению и стимулированию производства, к тому же антироссийские санкции существенно помогли импортозамещению в данном случае.
Стоимость владения автомобилем
Многие интернет-ресурсы предлагают расчет стоимости владения автомобилями разных марок, включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [11] (с момента 19:17). Расходы в рублях в первый год владения автомобилем:
Марка | Дата | Водитель | КАСКО | ОСАГО | Транспортный налог | Техобслуживание | Потеря 20 % стоимости | Топливо | Итого: | На 1 км пути |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
LADA Vesta | 23 янв 2016 | Москва, м. 35 лет | 66215 | 9883 | 1590 | 21000 | 135400 | 95000 | 329088 | 13.16 руб. |
Hyundai Tucson | 28 фев 2016 | Москва, м. 35 лет | 102600 | 7808 | 8850 | 15000 | 360000 | 99963 | 594221 | 23.77 руб. |
В мае 2016 представлена биотопливная версия LADA Vesta Ecogas CNG с двойной топливной системой, работающей и на газе и на бензине [12]. Пробег на газе обходится в 2,8 раза дешевле пробега на бензине: 84 руб. против 240 руб. на 100 км. Тогда как сам серийный автомобиль будет на порядка 10% (ориентировочно до 80 тыс рублей) дороже только бензиновой версии, и разница в стоимости окупается примерно через 50 тыс км пробега.
В начале 2013 появилось американское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании [13][14][15]. Учитывалась покупка автомобиля, проценты по кредитам, страховка, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36 % больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Вместе с тем, стоимость владения автомобилем в России оказалась равна стоимости владения автомобилем в Великобритании. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volkswagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50 % первоначального взноса при покупке в кредит на 3 года, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс. км, стоимость владения в год в среднем за три года.
Страна | Стоимость автомобиля | Топливо | Страховка | Техобслуживание плановое | Выплаты % по кредиту (годовая ставка) | Налоги и сборы | Потеря стоимости в год (всего % за 3 года) | Итого в год: |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 744 тыс. руб. | 40 тыс. руб. | 64,3 тыс. руб. | 16,1 тыс. руб. | 36,7 тыс. руб. (14,2 %) | 4,6 тыс. руб. | 148,8 тыс. руб. (60 %) | 304,7 тыс. руб. |
США | 716 тыс. руб. | 48,1 тыс. руб. | 35,8 тыс. руб. | 12,5 тыс. руб. | 5,7 тыс. руб. (2,7 %) | 1,8 тыс. руб. | 119,3 тыс. руб. (50 %) | 223,4 тыс. руб. |
Великобритания | 959 тыс. руб. | 70,7 тыс. руб. | 40 тыс. руб. | 8,5 тыс. руб. | 18,5 тыс. руб. (5,7 %) | 6,3 тыс. руб. | 159,8 тыс. руб. (50 %) | 304,4 тыс. руб. |
Ежегодное исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2015 год [16] учитывает дополнительные затраты — зимние шины, мойку и стоимость парковки (рассчитываются средние для каждого класса значения в год, покупка в кредит на 3 года при 50 % первом взносе).
Класс автомобиля | Стои- мость авто- мобиля, тыс. руб. |
Поте- ря стои- мости в год, тыс. руб. |
Поте- ря стои- мости за 3 года |
Дви- га- тель, л.с. |
Рас- ход топ- лива, л на 100 км |
Про- бег, км в год |
Топ- ливо в год, тыс. руб. |
% по кре- диту, тыс. руб. |
Став- ка кре- дита |
КАСКО + ОСАГО, тыс. руб. |
Техоб- служи- вание плано- вое, тыс. руб. |
Зим- ние шины и мойка 2-жды в ме- сяц, тыс. руб. |
Транс- порт- ный налог и регис- тра- ция, тыс. руб. |
Итого в год, тыс руб. | На 1 км пути | Пар- ков- ка, тыс руб. |
Итого в год с пар- ков- кой, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс B (Компактный) | 551,6 | 42,8 | 23 % | 98 | 6,8 | 24342 | 54,3 | 36,9 | 22,6 % | 65,7 | 8,5 | 11,9 | 2,7 | 222,6 | 9 руб. | 120 | 342,6 |
Класс C (Гольф) | 928,4 | 104,6 | 33 % | 115 | 7,4 | 24600 | 62,0 | 55,3 | 21,2 % | 87,4 | 9,3 | 12,5 | 3,8 | 334,9 | 14 руб. | 120 | 454,9 |
Класс D (Средний) | 1280,0 | 138,0 | 30 % | 149 | 6,4 | 25420 | 57,8 | 80,8 | 22,2 % | 130,0 | 12,9 | 13,7 | 6,3 | 439,3 | 17 руб. | 120 | 559,3 |
Класс E (Бизнес) | 2276,5 | 259,3 | 38 % | 194 | 7,0 | 20700 | 50,1 | 142,1 | 21,7 % | 181,7 | 18,3 | 16,4 | 11,6 | 679,5 | 33 руб. | 120 | 779,5 |
Компактный кроссовер | 1135,2 | 92,6 | 24 % | 149 | 7,5 | 21140 | 54,7 | 70,3 | 21,9 % | 85,6 | 10,6 | 14,3 | 6,2 | 334,2 | 16 руб. | 120 | 454,2 |
Средне-размерный кроссовер | 1541,8 | 162,9 | 31 % | 177 | 8,1 | 23380 | 64,1 | 87,0 | 20,7 % | 106,2 | 14,9 | 15,9 | 9,2 | 460,2 | 20 руб. | 120 | 580,2 |
Полно-размерный внедорожник до 3 млн руб. | 2258,6 | 208,1 | 27 % | 205 | 11,6 | 25700 | 102,4 | 119,4 | 18,8 % | 155,0 | 16,0 | 20,0 | 13,3 | 634,2 | 25 руб. | 120 | 754,2 |
Полно-размерный внедорожник от 3 млн руб. | 3308,9 | 524,7 | 47 % | 300 | 11,3 | 24400 | 101,7 | 217,4 | 23,0 % | 230,3 | 20,9 | 20,4 | 51,6 | 1167,0 | 48 руб. | 120 | 1287,0 |
Ресурсоёмкость электромобиля
Полезно рассмотреть также сравнение электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на 1 км пути, тогда как электромобиль Toyota RAV4 EV потребляет 0,19 кВт·ч на 1 км. При среднем пробеге автомобиля в США 19200 км в год (52 км в день) и при цене электроэнергии в США 5-20 центов за кВт·ч годовая стоимость электроэнергии для этих марок составляет соответственно $240-$1050 и $180-$970. Тогда как в России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию: тарифы оценивались (до девальвации рубля) в порядка 12 центов (3,8 руб) за кВт·ч днём и около 3 центов (0,95 руб) за кВт·ч ночью.
Таким образом, хотя электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора 88-95 % по сравнению с 22-42 % у ДВС, однако сам электромобиль и техобслуживание дороже.
По состоянию на 2015 становятся всё популярнее автомобили-гибриды, совмещающие положительные стороны электромотора и ДВС. [17].
Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева)
Экономист Василий Васильевич Леонтьев (в 1925 окончил Ленинградский университет) впервые попробовал анализировать баланс народного хозяйства СССР за 1923—1924 гг. [18] Затем в США в 1941 году Леонтьев опубликовал метод макроэкономических таблиц «затраты — выпуск» в книге «Структура американской экономики, 1919—1929 годы», что потом использовалось для анализа последствий перехода американской экономики с военных рельс на мирные. В дальнейшем метод был широко развит и применялся в плановой советской экономике. Метод обусловлен системой национальной статистики. В экономике выделяется несколько отраслей, и выпуск каждой передаётся другим, общий выпуск отраслей X складывается из затрат продукции каждой отрасли на производство во всех отраслях плюс выпуск готовой продукции Y.
X = A X + Y, где A — матрица ресурсоёмкостей.
Сейчас для России статистика ведётся по методологии [19], указанной на сайте Росстата [20][21][22][23]. Система таблиц «Затраты — Выпуск» России опубликована за 2003 (и ранее) [24], где в таблице 8.1 ресурсоёмкость выражается в рублях затрат на 1000 рублей продукции. Затем (в 2007) методология и классификация отраслей корректировались по стандартам ООН и Евростата с учётом особенностей российской информационной базы. Для построения российских таблиц «затраты — выпуск» за 2011 (опубликовано в 2015) использовались исходные номенклатуры около 300 видов деятельности (отраслей) и 600 групп продуктов. Таблицы «затраты — выпуск» представлены в системе национальных счетов. [25][26][27]
Межотраслевой баланс применяется, например, в моделях общего экономического равновесия с прогнозированием [28], где всё многообразие продукции в России группируется в 5 отраслей. В других странах может быть другая группировка по отраслям и другое их число.
Ссылки
[ + ] Экономософия
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|