Зеленодольский завод имени А. М. Горького: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
'''1932 год''' — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город [[Зеленодольск]]. | '''1932 год''' — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город [[Зеленодольск]]. | ||
''' | '''1934—1945(?) год''' — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом. | ||
'''1945—1955 годы''' — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в [[Китай|Китае]]) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[http://russianships.info/boevye/122bis.htm] | '''1945—1955 годы''' — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в [[Китай|Китае]]) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[http://russianships.info/boevye/122bis.htm] |
Версия от 09:58, 25 апреля 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны в 1918 году после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.
История наименований предприятия:
- 1895—1918 годы — Паратские судоремонтные мастерские.
- 1918—1922 годы — Волжский автономный судостроительный и механический завод.
- 1922—1932 годы — Речной завод «Красный металлист».
- 1932—? годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
- «Завод № 340»
- «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
- 1999—2003 годы — Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2003—2016 годы — Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2016—н.в. (2017) — Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[1]
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.
История предприятия
Предыстория создания завода
1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.
1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.
Российская Империя
1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.
1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).
1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.
Советская Россия
1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в Речной завод «Красный металлист».
1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[2]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.
1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.
1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.
1934—1945(?) год — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом.
1945—1955 годы — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в Китае) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[3]
1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.
1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[4]
1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[5]
1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[6]
1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.
1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.
1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[7]
1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[8]
1974—1977 годы — на заводе построен «Александр кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[9]
1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[10]
1984—1989 годы — на заводе построен малый ракетный корабль МРК-27 (с 18 марта 1992 года «Бора») — головной корабль на воздушной подушке уникальной конструкции проекта 1239. После длительной опытной эксплуатации корабль был полностью введён в строй только в 1997 году.[11]
1991 год — на предприятии заложен второй (МРК-17, с 18 марта 1992 года «Бора») и строился третий малый ракетный корабль проекта 1239. Позднее первый из них был достроен, а второй — нет.[12]
Российская Федерация
1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[13]
1991—2000 годы — на предприятии достроен заложенный ранее малый ракетный корабль МРК-17 (с 18 марта 1992 года «Самум») проекта 1239.[14]
1999 год — завод преобразован в Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
Май 2003 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
2005 год — предприятие вошло в состав частной Холдинговой компании «Ак Барс».
2012—н.в. — на предприятии строятся пограничные сторожевые корабли 1 ранга проекта 22100 «Океан». Корабли полным водоизмещением 2700 тонн стали крупнейшими из когда-либо ранее строившихся заводом.
Июнь 2016 года — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[15]
См. также
Ссылки
Примечания