Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 69: | Строка 69: | ||
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г. | Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г. | ||
[[File:5. Иоановские ворота. 1739-40гг..JPG|150px|left|thumb|Иоанновские ворота Петропавловской крепости]] | |||
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г. | Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г. | ||
=== Достройка Петропавловской крепости === | === Достройка Петропавловской крепости === |
Версия от 13:15, 14 декабря 2013
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Линейный корабль «Императрица Анна»
Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии нес на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени - на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам одной руки (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было). Построен на верфи Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду в 1727 г.
Сельское хозяйство
Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)
В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества ее работы напрясмую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьезно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, услилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице - на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Наука и образование
Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евроазии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук, известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о ее проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из Первой камчатской экспедиции.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.
Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ ее южного отряда:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
- открыт северный путь в Японию;
- начато академическое исследование Сибири — ее географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[1]
17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова - произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [1] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [2]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Гидротехническое строительство
Ладожский канал (канал Петра I)
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надежности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось еще при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[3][4]
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.
Стоимость проекта можно оценить в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Фортификационные сооружения
Ново-Закамская оборонительная линия
Построенная в 1732-1736 гг. укрепленнаая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в нее крепости. Строиительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную еще в 1650-х гг и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.
Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причем уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счет. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017% от мирового ВВП можно интерпритировать и по трудоемкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоемкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учетом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Украинская линия (первая очередь)
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 верст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов.
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Достройка Петропавловской крепости
В это время Петропавловская крепость подверглась серьезной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной»[5]. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равеллины, отделенные от нее рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. К этому же времени заканчивается начатое еще при Петре I строительство каменных бастионов крепости взамен земляных, которые тогда еще не были облицованы гранитом[2]. Последний, Нарышкин бастион был достроен в камне в 1731 г. Надпись на Ионанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось к 1740 г.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Достройка петровского Петербурга
В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого ее предшественник Петр II на три года перенес двор из Петербурга обратно в Москву). Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века, и именно императрица Анна по сути завершила петровский проект по созданию новой столицы империи.
При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своем приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева, земли и по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы.
В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты:
- Достройка Петропавловской крепости в камне;
- Петропавловский собор (1733) — высочайшее здание России в течение двух веков;
- Здание Двенадцати коллегий — резиденция российского правительства (1733 — год начала переселения туда российских министерств-коллегий); [6]
- Кунсткамера (1734) — здание первого российского музея и Российской Академии наук;
- Фонтан «Самсон» в Петергофе (1735) — крупнейший фонтан России в течение двух веков;
- Большой Каскад Петергофа — завершение работ в целом (1738); [7]
- Адмиралтейство — его первый вариант в камне (1739). [8]
Общие затраты на завершение создания новой столицы Российской Империи можно оценить в десятки миллиардов современных рублей.