Средне-Невский судостроительный завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 163: | Строка 163: | ||
'''1981-1985 годы''' - на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением. | '''1981-1985 годы''' - на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением. | ||
[[Файл:Zarechny (parade).jpg|thumb|150px|right|Ракетный катер проекта 12411, 2011]] | |||
'''1983-1991 годы''' - на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения. | '''1983-1991 годы''' - на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения. |
Версия от 09:53, 24 октября 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» (официальное сокращённое наименование АО «СНСЗ») — судостроительное предприятие в посёлке Понтонный г. Санкт-Петербурга работающее в области малого и среднего судостроения. Создана в 1912 году как "Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода". На середину 2010-предприятие является одним из мировых лидеров композитном судостроении и безусловным лидером этого направления в России.
Входит в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация.
На 2017 год завод производит композитные и металлические противоминные, патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда следующих измерений: длина до 100 метров, ширина до 16 метров, осадка до 4,5 метров, спусковой вес до 2700 тонн.[1]
История наименований предприятия:
- 1912 год — Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода
- 1918(?) - Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода (в 1917-1920 годах законсервирована).
- Завод 363
- 1966 год - Средне-Невский судостроительный завод
История предприятия
Предыстория создания завода
1857 год - основана частная акционерная "Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода", изначально ориентированная в основном на выпуск отопительных приборов, металлоконструкций и проволоки.
1877(?) год - взявший русское имя бывший генеральный консул Дании в России Иван Оттонович Паллизен основывал писчебумажную фабрику, производственные подразделения которой были размещены у деревни Усть-Ижора под Санкт-Петербургом.[2]
1886 год - Санкт-Петербургский металлический завод впервые в России начинает производство артиллерийских установок особой мощности для кораблей 1 ранга, что сделало его одним из важнейших оборонных предприятий страны.
1907 год - на фоне экономического кризиса, вызванного Революцией 1905 года, фабрика Акционерного общества Паллизена прекратила производственную деятельность.
4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.» Документы, помимо прочего, предусматривали строительство 36 эсминцев только на Балтике.[3]
12 октября 1911 года - "Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода" для постройки собственной судостроительной верфи под ожидавшиеся оборонные заказы выкупила земельный участок на берегу Невы выше Санкт-Петербурга в районе деревни Усть-Ижора, включая корпуса бывшей писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизена.[4]
Российская Империя
Июль 1912 года - заложена "Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода" (ныне — Средне-Невский судостроительный завод).
29 декабря 1912 года - Компания Санкт-Петербургского Металлического завода Морское Министерство по итогам открытого конкурса, где она заняла второе из 11 мест, получила крупный контракт на постройку по проектам предприятия восьми эскадренных миноносцев -"Новиков" для Балтийского флота,впоследствии известных как тип "Орфей", а также на изготовление двух аналогичных эсминцев "Пылкий" и "Быстрый" для Черноморского флота.
1913 год - в посёлке при верфи заводом построена школа для детей рабочих.
Ноябрь 1913 года - Усть-Ижорская верфь начала строительство первых корпусов эскадренных миноносцев по заказу Морского министерства.
Конец 1913 года - завершено строительство верфи. Помимо прочего, на берегу Невы построены четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала верфи составила полутора тысяч человек.
1915 год - введены в строй первые два эсминца, построенные на предприятии: "Победитель" и "Забияка".
1916 год - введены в строй оставшиеся шесть эсминцев первого заказа, построенные на предприятии: "Орфей", "Гром", "Летун", "Десна", "Азард", "Самсон".
Февраль - март 1917 года - Февральская революция, власть в стране взяли либералы полностью развалившие сначала её систему государственной власти, а вскоре и всю экономику.
18 октября 1917 года - начало массовых увольнений рабочих верфи.
Советская Россия
Ноябрь 1917 - 1920 год - верфь закрыта и законсервирована.
Июнь 1920 - 1928 годы - верфь перебивается случайными заказами, занимаясь ремонтом пароходов и железнодорожных вагонов, постройкой шлюпок и изготовлением металлоконструкций для строительства Волховской ГЭС.
Декабрь 1921 года - предприятие входит в состав Судотреста.
Конец 1924 года - начинается передача основной части оборудования и материалов верфи на другие судостроительные и судоремонтные заводы в Ленинграде.
1927 год - верфь повторно закрыта и законсервирована.
1928 год - на предприятие переводится из Ленинграда со всем оборудованием и трудовым коллективом Судоремонтная верфь им. Дзержинского. В связи с этим начинается реконструкция предприятия, включающие ремонт жилых и служебных зданий, а также монтаж оборудования цехов, силовой станции, технических сооружений.
1930-1931 годы - предприятие получило новое название Усть-Ижорская опытно-показательная верфь[1]. Тогда же на заводе с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов организована лаборатория электросварки под руководством академика В. П. Вологдина.
1934 год - при строительстве пассажирского судна «Белорыбица» заводом впервые в России применена электросварка. К этому моменту верфь стала крупнейшей судоремонтной базой северо-запада страны и приступила к ограниченному строительству новых судов - буксиров, землесосов и грузовых шаланд для реки Свирь.
1935-1938 годы - на заводе начинается обновление станочного парка.
1937(?) год - предприятие переименовано в Завод 363.
1937-1940(?) годы - на предприятии построено 10 тральщиков проекта 53У. Это были первые тральщики, построенные заводом. В дальнейшем тральщики стали основной его специализацией.
1939(?) - 1941 годы - предприятием начато строительство и произведён спуск на воду по меньшей мере 7 турбинных тральщиков проекта 59, в это время так и не вступивших в строй. Один из них после войны был достроен по проекту 73К на самом заводе, а остальные - на заводе 370 в Ленинграде.
1941 - 1944 годы - в условиях блокады Ленинграда завод продолжает работу, находясь всего в 5 км от линии фронта. В это время он производил снаряды и бомбы, достраивал тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал навигационные приборы и боевые корабли.
Октябрь 1941 - январь 1942 годов - основная часть завода эвакуирована в Ленинград на территорию ранее полностью эвакуированного завода навигационных приборов. Основная территория завода со 150 оставшимися сотрудниками при этом стала его филиалом.
14 февраля 1942 года - поступило распоряжение заместителя наркома судостроительной промышленности о принятии мер по восстановлению разрушенного снарядами слипа.
1941 - 1946 годы - на заводе строятся и спущены на воду, по всей видимости с перерывом на конец 1941 - 1942 годы два тральщика (с 1949 года базовых тральщика) проекта 53У "Трал". Тральщики были достроены на заводе 370 в Ленинграде и вошли в строй в 1946 году.
1947 год - на предприятии по проекту 73К достроен один из спущенных на воду ещё до войны тральщиков проекта 59.
1947 - 1952 годы - на заводе построено 33 морских тральщика проекта 254. В связи с этим впервые в стране освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. В результате, тральщики этого проекта строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи – 7-9 месяцев). Впоследствии за внедрение новой технологии директора и главного строителя завода удостоили Государственной премии.
1949 - (1956-1958?) годы - на заводе на базе морских тральщиков различных модификаций проекта 254 построена серия из семи опытовых судов проекта 254ЛК.
1950-е годы - завод впервые в стране освоил выпуск судов с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов.
1951 - 1955 годы - на заводе построен 41 морской тральщик проекта 254К.
1954 - 1958 годы - на заводе построены 43 морских тральщика близких проектов 254М, 254А и 254МА, где буква "А" обозначала соответствие проекта требованиям противоатомной защиты. При этом два из построенных по проекту 254МА тральщиков были сразу переданы пограничникам в качестве пограничных сторожевых кораблей.
1954 - 1959 годы - предприятием производятся катера-тральщики проекта Т361.[5]
1955 год - введён в строй корабль воздушного наблюдения проекта 254В, изначально заложенный на заводе как тральщик проекта 254К.
1955 - 1958 годы - на заводе построен морской тральщик проекта 264.
1957 - 1962 годы - на заводе построены 23 морских тральщика проекта 264А. При этом значительная часть из них проходила впоследствии службу в качестве пограничных сторожевых кораблей.
1960 - (1966?) годы - предприятием построены 5 больших торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206 "Шторм".
1960 - 1969 годы - на заводе построены 25 морских тральщиков проекта 266 "Аквамарин". Для их постройки завод впервые в мире освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.
1964 - 1969 годы - на заводе построены 3 базовых тральщика проекта 1252 "Изумруд". При этом в 1966 году заводом впервые в мире был построен крупный тральщик из стеклопластика БТ-77. Тральщики этого типа также стали первыми в СССР стеклопластиковыми тральщиками.
1966 год - предприятие переименовано в Средне-Невский судостроительный завод.
1967 год - на территории завода установлен памятник с мемориальной доской, на которой были выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.[6]
1968(?) - 1969 годы - по всей видимости, именно на этом заводе были построены на экспорт 4 морских тральщика проекта 266Э, впоследствии переданные флоту Египта.
1969 - 1984 годы - на заводе построен 51 рейдовый тральщик проекта 1258 "Корунд".
1970(?) - 1978 годы - на заводе построены 26 морских тральщиков проекта 266М "Аквамарин-М".
1973(1972?) - 1975 годы - предприятием построены 4 больших торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М "Шторм-М".
1973(?) - 1976 годы - на заводе построено 7 речных (с 1992 года - рейдовых) тральщиков проекта 1259 "Малахит".[7]
1973(?)[2] - 1977 годы - предприятием строятся 8 больших торпедных катеров - по 4 единицы проектов 205Т и 205ЭТ, большинство из которых были отправлены на экспорт.[8]
1974 год - на заводе построены 2 базовых тральщика проекта 1256 "Топаз".[9]
1975 - 1985 годы - на заводе на экспорт построено 40 рейдовых тральщиков проекта 1258Э "Корунд-Э".
1977 - 1980 годы - на заводе построен поисково-обследовательский корабль "Стрелок" проекта 02666, близкий по конструкции к тральщикам семейства модификаций проекта 266.
1977(1976?) - 1983 годы - предприятием построены 12 ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР "Вихрь".
1979(?) - октябрь 1991 года - на заводе построены 6 речных (с 1992 года - рейдовых) тральщиков проекта 1300 "Челнок", фактически - радиоуправляемых (роботизированных) прорывателей минных заграждений.
Конец 1970-х(?) - 1991 годы - на заводе построены 25(?) морских тральщиков проекта 266МЭ, активно поставлявшихся на экспорт, один из которых в 1981 году был достроен по проекту 266МЭС. Ещё 5(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.
1981-1986 годы - на заводе построена серия из пяти больших ракетных катеров проекта 12411Т. Катера этого типа по сравнению с предыдущим массовым проектом 205 получили значительно усиленное артиллерийское вооружение.
1981-1985 годы - на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением.
1983-1991 годы - на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения.
4 мая 1985 года - Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны и поставку военной техники фронту завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
1985 - 1991 годы - на заводе построен морской тральщик "Железняков" проекта 12660 "Рубин". Ещё 2 аналогичных корабля были заложены в это время.[10]
1986 - 1991 годы - на заводе построены 4 рейдовых тральщика проекта 10750 "Сапфир". Ещё 11(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.[11]
1989 - 1991 годы - на заводе построен 1 базовый (с 1992 года - рейдовый) тральщик-водитель БТ-343 проекта 12255 "Лазурит", предназначенный специально для дистанционного управления роботизированными тральщиками проекта 1300. Ещё 2 аналогичных катера были заложены в это время, но впоследствии не достроены.[12]
Российская Федерация
1991 - 1996 годы - на заводе достроены 5 из заложенных ранее рейдовых тральщиков проекта 10750.[13]
1991-2000 годы - на заводе достроены достроен один из двух заложенных ранее морских тоальщиков проекта 12660 "Рубин", а также два из трёх заложенных ранее больших ракетных катеров проекта 12411.
Конец 1990-х(?) - 2001 годы - на заводе с помощью добровольных пожертвований достроен "Валентин Пикуль" - один 5(?) заложенных ранее морских тральщиков проекта 266МЭ. По другим данным он был заложен (перезаложен?) в 1993 году.
2003 год - настоящее время (2017) - предприятие производит трехъярусные стеклопластиковые надстройки для корветов проекта 20380 и его модификаций.
Середина 2000-х(?) - 2008 годы - на заводе по проекту 02668 достроен "Вице-адмирал Захарьин" - один заложенных до 1991 года морских тральщиков проекта 266МЭ.
2008 год - на заводе построен многоцелевой пожарно-спасательный корабль "Атаман" (с 2010 года «Полковник Чернышев»). Тогда же введена в строй несамоходная плавучая заправочная станция с символикой "Лукойл" проекта 2000 для заправки маломерных речных судов.
2009-2011 годы - на заводе для военно-морского флота Туркменистана построены два больших ракетных катера проекта 12418, отличающиеся использованием более актуальных на Каспийском море небольших противокорабельных ракет.
2009(?)-2014(?) годы - завод принял участие в строительстве во Вьетнаме серии патрульных катеров проекта TT-400TR на базе вьетнамской национальной судостроительной компании «Хонг ха шипбилдинг».
2011 год - предприятие пнрвым из российских судостроительных заводов отработало и внедрило технологию вакуумной инфузии для производства композитных конструкций.
2011 год - настоящее время (2017 год) - на зпводе строятся серией не менее 4 единиц корабли противоминной обороны проекта 12700 "Алексадрит".
Август 2011 года - заводом установлен мировой технологический рекорд - сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м для тральщика проекта 12700.
2013 - 2015 годы - на заводе для ООО «П.ТрансКо» в интересах ПАО "Северсталь" построена серия из 6 буксиров-толкачей проекта 81.[14][15]
2014 - 2015 годы - предприятием по заказу Пограничной службы построен головной многоцелевой катер проекта Р1650 "Рондо".
2014 - 2016 годы - на заводе для Казахстана построен рейдовый тральщик "Алатау" проекта 10750Э.[16]
2013 год - предприятием впервые в России освоено производство корпусов судов из углепластика.
2013 - 2017 годы - предприятием построен пассажирский катамаран "Грифон" проекта 23290 - первое в стране судно из углепластика.
11 января 2016 года - название предприятия изменилось на Акционерное общество "Средне-Невский судостроительный завод".[17]
2016 год - настоящее время (план 2018) - предприятием по заказу Пограничной службы строятся ещё 2 многоцелевых катера проекта Р1650 "Рондо".[18]
2017 год - на заводе введена в строй вторая очередь цеха стеклопластикового судостроения - фактически новый производственный цех.[19]
Знаменитые корабли и установки, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, а также выполняются другие работы, среди которых есть получившие достаточно широкую известность. В частности, можно отметить:
- Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) (участие в строительстве с 2012 года) — строится с 2007 года во Франции, при этом оборудование для сборки поставляется многими предприятиями по всему миру. Завод производит финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки PF-1, являющейся одним из важнейших компонентов реактора.
- Ракетный катер Р-50 "Карачаево-Черкесия" проекта 206МР "Вихрь", он же корабль-музей "Покровский сторожевой" (построен в 1978 году) - ракетный катер на подводных крыльях прослужил в Балтийском флоте до 2004 года, после чего был переведён на Каспий, где получил собственное имя "Карачаево-Черкесия". Списан в 2014 году. В 2015 году при поддержке мецената установлен в г. Энгельс (через Волгу от Саратова, прежнее название - Покровск) в качестве корабля-музея "Покровский сторожевой".
См. также
Ссылки
Примечания