Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 27: Строка 27:
Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.
Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.


== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Тобольск Tobolsk Крепостная Павлинская башня.JPG|thumb|right|150px|Крепостная Павлинская башня Тобольского кремля]]
[[Файл:Тобольск Tobolsk Крепостная Павлинская башня.JPG|thumb|right|150px|Крепостная Павлинская башня Тобольского кремля]]
== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Tobolsk Kremlin by Dmitry Medvedev.jpg|thumb|left|155px|Тобольский кремль. Фотография Президента России [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|Дмитрия Медведева]].]]
[[Файл:Tobolsk Kremlin by Dmitry Medvedev.jpg|thumb|left|155px|Тобольский кремль. Фотография Президента России [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|Дмитрия Медведева]].]]
=== Каменные укрепления Тобольского кремля===
=== Каменные укрепления Тобольского кремля===
Каменные стены  [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1711-1721)#.D0.A2.D0.BE.D0.B1.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8C|Тобольского кремля]] - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.
Каменные стены  [[Инкубатор:Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1711-1721)#.D0.A2.D0.BE.D0.B1.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8C|Тобольского кремля]] - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.


Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Тобольский_кремль]
Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Тобольский_кремль]
[[Файл:Novodvinskaya.krepost.1711.jpg|thumb|right|150px|Новодвинская крепость в 1711 г.]]
=== Новодвинская крепость (первая очередь) ===
Крепость в устье Северной Двины была поставлена на изгибе главного фарватера для защиты Архангельска от нападения с моря. Хоть и не очень большая, но мощная и весьма дорогая по тем временам каменная крепость строилась с 1701 г., а к 1705 г. основные работы были завершены. Полностью крепость была завершена в 1714 г., когда в северной ее части был достроен дополняющий оборону равеллин.
Только начатая крепость летом 1701 г. победила в бою со шведской эскадрой благодяря подвигу лоцмана Ивана Рябова, посадившего вражеские корабли на мель.


== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота ==
== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота ==

Версия от 20:47, 3 января 2014

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.

Корабль 3-го ранга «Крепость»

Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота

Определить точную стоимость кораблей кумпанского Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами (корабли 3-го ранга), по-видимому, относятся к крупным проектам.

  • «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт»)
  • «Скорпион»
  • «Флаг»
  • «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»)
«Гото Предестинация» — первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)

Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языкаах. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)

Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.

Фортификационные сооружения

Крепостная Павлинская башня Тобольского кремля
Тобольский кремль. Фотография Президента России Дмитрия Медведева.

Каменные укрепления Тобольского кремля

Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.

Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[1]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Основание военно-морского флота (кумпанский Азовский флот)

Активное строительство Азовского флота началось с 1696 г. Подавляющее большинство кораблей этого флота, введенных в строй в этот период, кроме построенных за счет казны к весне 1700 г. двух линкоров, строились кумпанствами - обществами налогоплатильщиков, на которые была возложени обязанность построить определенные корабли. Поэтому натуральный характер такого рода налога затрудняет оценку стоимости кумпанского флота, но , учитывая его большую численность, даже несмотря на невысокое качество построенных в это время кораблей, проект однозначно можно отнести к одному из крупнейших в этот период.

В дальнейшем, для замены недолговечных кумпанских кораблей был построен полноценный Азовский флот.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.