Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 28: Строка 28:
Первые отечественные подводные ракетоносцы второго поколения несли по 16 ракет средней дальности РСМ-25. В это время было построено 20 подводных крейсеров этого типа:
Первые отечественные подводные ракетоносцы второго поколения несли по 16 ракет средней дальности РСМ-25. В это время было построено 20 подводных крейсеров этого типа:
* К-137 — Заложен 4 ноября 1964 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 11 сентября 1966 года, введён в строй 6 ноября 1967 года.
* К-137 — Заложен 4 ноября 1964 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 11 сентября 1966 года, введён в строй 6 ноября 1967 года.
* К-140 введён в строй 30 декабря 1967 года.
* К-140 — Заложен 19 сентября 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 августа 1967 года, введён в строй 30 декабря 1967 года.
* К-26 введён в строй 3 сентября 1968 года.
* К-26 — Заложен 30 декабря 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 декабря 1967 года, введён в строй 3 сентября 1968 года.
* К-32 введён в строй 26 октября 1968 года.
* К-32 — Заложен 25 февраля 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1968 года, введён в строй 26 октября 1968 года.
* К-216 введён в строй 27 декабря 1968 года.
* К-216 — Заложен 6 июня 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 6 августа 1968 года, введён в строй 27 декабря 1968 года.
* К-207 введён в строй 30 декабря 1968 года.
* К-207 введён в строй 30 декабря 1968 года.
* К-210 введён в строй 6 августа 1969 года.
* К-210 введён в строй 6 августа 1969 года.
Строка 38: Строка 38:
* К-395 введён в строй 5 декабря 1969 года.
* К-395 введён в строй 5 декабря 1969 года.
* К-408 введён в строй 25 декабря 1969 года.
* К-408 введён в строй 25 декабря 1969 года.
* К-411 «Оренбург» введён в строй 31 августа 1970 года.
* К-411 («Оренбург») — Заложен 25 мая 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 января 1970 года, введён в строй 31 августа 1970 года. Позднее был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок, имя собственное получил 8 сентября 1998 года.[http://ru.wikipedia.org/wiki/К-411]
* К-418 введён в строй 22 сентября 1970 года.
* К-418 введён в строй 22 сентября 1970 года.
* К-420 введён в строй 29 октября 1970 года.
* К-420 введён в строй 29 октября 1970 года.

Версия от 16:10, 29 января 2014

Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 14 октября 1964 года по 9 апреля 1971 года.

Границы периода обусловлены приходом к от власти и окончанием XXIV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план IX пятилетки.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).


Крупнейшие корабли и суда

Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988 г.

Противолодочные (вертолётоносные) крейсера проекта 1123 типа «Москва»

К началу 1960-х выяснилось, что для охраны соединений кораблей советского флота и борьбы с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами необходимо постоянно держать в воздухе противолодочные вертолеты, причем размещение их по одному-двум на крупных кораблях никак не может обеспечить базировние нужного количества вертолетов. В связи с этим были созданы корабли проекта 1123, передняя часть которых соответствовала обычному противолодочному кораблю с управляемым зенитным и противолодочным ракетным оружием, а всю заднюю часть занимала обширная полетная палуба, предназначенная для базирования 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Эти корабли стали первыми авианесущими кораблями спецпостройки в нашей стране и находились в составе советского и российского флота вплоть до середины 1990-х гг.

Всего было построено два корабля серии, оба они вошли в строй в это время:

  • «Москва» — заложен в 1962 г., спущен на воду 14 января 1965 года, введен в строй 25 декабря 1967 года.
  • «Ленинград» — заложен 15 января 1965 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, введен в строй 22 апреля 1969 года.

Третий корабль серии разобран до закладке на стапеле в связи с переходом к строительству более совершенных тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев».

Подводный крейсер К-222 (бывший К-162), 1983

Ракетный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»

Построенная в единственном экземпляре самая быстрая и по сей день подводная лодка в мировой истории развила на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч), что примерно соответствует скорости торпед того времени. При проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль разрабатывался долго и являся, в некотором роде, демонстратором технологий. Основное вооружение опдводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом. Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. В целом из-за огромного количества технических новшеств корабль получился эпически дорогим, за что получил неофициальное прозвище «Золотая рыбка».

Корабль был заложен 28 декабря 1963 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 21 декабря 1968 года, введен в строй 31 декабря 1969 года. В 1978 году тактический номер корабля был изменён на К-222.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А «Навага»

Первые отечественные подводные ракетоносцы второго поколения несли по 16 ракет средней дальности РСМ-25. В это время было построено 20 подводных крейсеров этого типа:

  • К-137 — Заложен 4 ноября 1964 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 11 сентября 1966 года, введён в строй 6 ноября 1967 года.
  • К-140 — Заложен 19 сентября 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 августа 1967 года, введён в строй 30 декабря 1967 года.
  • К-26 — Заложен 30 декабря 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 декабря 1967 года, введён в строй 3 сентября 1968 года.
  • К-32 — Заложен 25 февраля 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1968 года, введён в строй 26 октября 1968 года.
  • К-216 — Заложен 6 июня 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 6 августа 1968 года, введён в строй 27 декабря 1968 года.
  • К-207 введён в строй 30 декабря 1968 года.
  • К-210 введён в строй 6 августа 1969 года.
  • К-249 введён в строй 27 сентября 1969 года.
  • К-253 введён в строй 27 сентября 1969 года.
  • К-395 введён в строй 5 декабря 1969 года.
  • К-408 введён в строй 25 декабря 1969 года.
  • К-411 («Оренбург») — Заложен 25 мая 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 января 1970 года, введён в строй 31 августа 1970 года. Позднее был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок, имя собственное получил 8 сентября 1998 года.[1]
  • К-418 введён в строй 22 сентября 1970 года.
  • К-420 введён в строй 29 октября 1970 года.
  • К-423 введён в строй 13 ноября 1970 года.
  • К-426 введён в строй 22 декабря 1970 года.
  • К-415 введён в строй 30 декабря 1970 года.
  • К-399 введён в строй 24 декабря 1969 года.
  • К-434 введён в строй 30 ноября 1970 года.
  • К-236 введён в строй 27 декабря 1970 года.

Подводные крейсера этого проекта строились и позднее.

Большие подводные лодки (атомные многоцелевые) проекта 671 «Ёрш»

  • К-38 - заложен 12.04.1963, спущен на воду 28.07.1966, введен в строй 05.11.1967 г.
  • К-69 - заложен 31.01.1964, спущен на воду 22.12.1967, введен в строй 06.11.1968 г.
  • К-147 - заложен 16.09.1964, спущен на воду 17.06.1968, введен в строй 25.12.1968 г.
  • К-53 - заложен 16.12.1964, спущен на воду 15.03.1969, введен в строй 30.09.1969 г.
  • К-306 - заложен 20.03.1968, спущен на воду 04.06.1969, введен в строй 04.12.1969 г.
  • К-323 «50 лет СССР» - заложен 05.07.1968, спущен на воду 14.03.1970, введен в строй 29.10.1970 г.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

Корабли проекта 1134-А проектировались на основе ракетных крейсеров проекта 1134 с достаточно существенными доработками - отчасти изменены были даже обводы и размеры корпуса, а также возросло водоизмещение. Основные же изменения коснулись состава вооружения, противолодочная и противовоздушная составляющая которых были значительно усилены, за счет учтановки на кораблях вновь разработанных комплексов вооружения. Противокорабельное вооружение при этом осталось прежним, поэтому эти корабли до конца своей службы классифицировались как большие рпотиволодочные из-за явного перекоса вооружения в сторону соответствующих свойств. В это время были введены в строй головной и первый серийный корабли проекта:

  • «Кронштадт» - заложен 30 ноября 1966 года, спущен на воду 10 февраля 1968 года, введен в строй 29 декабря 1969 года.
  • «Адмирал Исаков» - заложен 15 января 1968 года, спущен на воду 22 ноября 1968 года, введен в строй 28 декабря 1970 года.

Остальные 8 кораблей этого проекта вводились в строй позднее.

Ракетный крейсер «Веце-адмирал Дрозд» пр. 1134

Большие противолодочные корабли (ракетные крейсера) проекта 1134

Корабли, которые по замыслу создателей проекта должны были соединить в себе противолодочную и противовоздушную мощь противолодочных кораблей предыдущих серий с мощным противокорабельным ракетным комлексом крейсеров проекта 58. Изначально, по-видимому из-за нелюбви Н.С. Хрущева к крейсерам, классифицировались как большие противолодочные корабли, позднее с 1977 г. были переклассифицированы в ракетные крейсера. Являлись первыми отечественными кораблями на которых постоянно базировался противолодочный вертолёт. Все 4 корабля серии были построены в этот период:

  • «Адмирал Зозуля» — заложен 26 июля 1964 года, спущен на воду 17 октября 1965 года, введен в строй 5 октября 1967 года.
  • «Владивосток» — заложен 24 декабря 1964 года, спущен на воду 1 августа 1966 года, введен в строй 1 августа 1968 года.
  • «Вице-адмирал Дрозд» — заложен 26 октября 1965 года, спущен на воду 18 ноября 1966 года, введен в строй 27 декабря 1968 года.
  • «Севастополь» — заложен 8 июня 1966 года, спущен на воду 28 апреля 1967 года, введен в строй 25 сентября 1969 года.

От дальнейшего строительства изначально планировавшейся серии из 10-ти крейсеров отказались в пользу усовершенствованного больших противолодочных кораблей проекта 1134-А.

Крейсер «Варяг» пр. 58

Ракетные крейсера проекта 58

Ракетные крейсера, переклассифицированные из эсминцев, головным в серии которых был введенный в строй ранее «Грозный». В это время были построены все три серийных крейсера этого проекта:

  • «Адмирал Фокин» — заложен 5 октября 1960 года, спущен на воду 5 ноября 1961 года, введен в строй 28 ноября 1964 года.
  • «Адмирал Головко» — заложен 20 апреля 1961 года, спущен на воду 18 июня 1962 года, введен в строй 30 декабря 1964 года.
  • «Варяг» — заложен 13 октября 1961 года, спущен на воду 7 апреля1963 года, введен в строй 20 июля1965 года.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.