Российский кинематограф: различия между версиями
Ключник (обсуждение | вклад) |
Ключник (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Незавершённая статья}} | {{Незавершённая статья}} | ||
[[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]] | [[Файл:78460.jpg|200px|thumb|left|Российское киноматография]] | ||
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[http://lenta.ru/news/2018/05/10/cinema/] | В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[http://lenta.ru/news/2018/05/10/cinema/] | ||
== История == | == История == | ||
За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Награду «Оскар» | За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов. | ||
=== Кинематограф Российской Империи === | === Кинематограф Российской Империи === | ||
Строка 67: | Строка 66: | ||
Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.). | Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.). | ||
30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская. | 30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская. 1950-ые запомнились знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице». | ||
Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии. | Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии. | ||
В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский. | В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский. | ||
В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций. | В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций. |
Версия от 21:08, 19 ноября 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[36]
История
За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Впоследствии награда досталась шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых " Великих " фильмов.
Кинематограф Российской Империи
Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.
На рубеже XIX-XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи Монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.
Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков. Было очень удивительно, каким образом через цензуру прошла тема о Степане Разине, вольном казаке. Тем не менее, кинолента, была подвергнута сильной «переработке» перед выпуском на экран. «Стенька Разин»
В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».
Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,– первые звезды русского кино.
Статистика производства российских художественных фильмов по годам:
- 1908 — 8 фильмов,
- 1909 — 23 фильма,
- 1910 — 30 фильмов,
- 1911 — 76 фильмов,
- 1912 — 102 фильма,
- 1913 — 129 фильмов (18 кинокомпаний),
- 1914 — 232 фильма (31 кинокомпания),
- 1915 — 370 фильмов (47 кинокомпаний),
- 1916 — 499 фильмов (52 кинокомпании).
Кинопромышленники
- Александр Дранков (см. Торговый дом Дранкова)
- Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
- Пауль Тиман (см. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»)
- Иосиф Ермольев (см. Товарищество И. Ермольева)
- Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
- Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)
Режиссёры
- Василий Гончаров
- Пётр Чардынин
- Яков Протазанов
- Виктор Туржанский
- Вечеслав Сабинский
- Владислав Старевич
- Евгений Бауэр
- Владимир Гардин
- Вячеслав Висковский
Актёры
- Александра Гончарова
- Андрей Громов
- Иван Мозжухин
- Ольга Гзовская
- Вера Каралли
- Витольд Полонский
- Иван Перестиани
- Вера Холодная
Советский кинематограф и 1990-ые годы
После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».
В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нем был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребенком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.
Значительное внимание в это время уделялось и воспитательным фильмам, среди которых можно выделить «Путевку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звездами которой были Любовь Орлова, Леонид Утесов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова и снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.).
30-40-е гг. для развития российского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влияла существующее в тот временно период правления Сталина жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика патриотизма и самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху российское кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская. 1950-ые запомнились знаменитыми кинолентами «Два бойца» и «Весна на Заречной улице».
Все творения, выпускаемые на экран в тот временной период, отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Но россияне были в восторге от своих кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть тот или иной шедевр киноиндустрии.
В 60-80-е гг. кинематограф пополнился талантливыми режиссерами, такими как Кира Муратова, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.
В 90-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций.
Кинокомпании
- Мосфильм
- Арменфильм
- Рижская киностудия
- Казахфильм
- Киевнаучфильм
- Свердловская киностудия
- Союздетфильм
- Союзмультфильм
- ТО «Экран»
- Таджикфильм
- Ялтинская киностудия
- Госкинпром грузии
- Киностудия им. М. Горького
- Киевская киностудия
- Киностудия им. А. Довженко
Режиссёры
- Бондарчук Сергей Фёдорович (1920-1994)[37]
- Гайдай Леонид Иович (1923-1993)[38]
- Говорухин Станислав Сергеевич (1936-2018)[39]
- Данелия Георгий Николаевич (1930-2019)[40]
- Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935)[41]
- Лунгин Павел Семёнович (род.1949)[42]
- Марягин Леонид Георгиевич (1937-2003)[43]
- Мельников Виталий Вячеславович (1928-2022)[44]
- Михалков Никита Сергеевич (род.1945)[45]
- Наумов Владимир Наумович (1927-2021)[46]
- Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001)[47]
- Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015)[48]
- Соловьёв Сергей Александрович (1944-2021)[49]
- Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)[50]
- Трегубович Виктор Иванович (1935-1992)[51]
- Швейцер Михаил Абрамович (1920-2000)[52]
Современная кинематография
Режиссёры
Алпатов Тимур Анатольевич (род.1977)[1]
Амелин Пётр Олегович (род.1972)[2]
Баранов Александр Николаевич (род.1955)[3]
Баранов Егор Геннадьевич (род.1988)[4]
Бондарчук Фёдор Сергеевич (род.1967)[5]
Бортко Владимир Владимирович (род.1946)[6]
Буслов Пётр Викторович (род.1976)[7]
Быков Юрий Анатольевич (род.1981)[8]
Быстрицкий Сергей Вениаминович (род.1963)[9]
Дружинин Ким Юрьевич (род.1984)[10]
Дьяченко Дмитрий Владимирович (род.1972)[11]
Жигалкин Александр Александрович (род.1968)[12]
Иосифов Дмитрий Владимирович (род.1965)[13]
Кончаловский Андрей Сергеевич (род.1937)[14]
Кончаловский Егор Андреевич (род.1966)[15]
Коротаев Сергей (род.1980)[16]
Котт Александр Константинович (род.1973)[17]
Кравчук Андрей Юрьевич (род.1962)[18]
Малюков Андрей Игоревич (1948-2021)[19]
Маханько Мария Дмитриевна (род.1980)[20]
Мегердичев Антон Евгеньевич (род.1969)[21]
Нахабцев Владимир Владимирович (род.1965)[22]
Николаев Владислав Сергеевич (род.1980)[23]
Першин Андрей Николаевич (Жора Крыжовников) (род.1979)[24]
Петрунь Дмитрий Геннадьевич (род.1975)[25]
Плетнёв Кирилл Владимирович (род.1979)[26]
Погодин Олег Георгиевич (род.1965)[27]
Симонов Андрей (род.1984)[28]
Смирнова Авдотья Андреевна (род.1969)[29]
Снежкин Сергей Олегович (род.1954)[30]
Тюрин Дмитрий Юрьевич (род.1976)[31]
Урсуляк Сергей Владимирович (род.1958)[32]
Хотиненко Владимир Иванович (род.1952)[33]
Щегольков Владимир Владимирович (род.1972)[34]
Эшпай Андрей Андреевич (род.1956)[35]
Современные фильмы
- Движение вверх (2017)
- Последний богатырь (2017)
- Сталинград (2013)
- Викинг (2016)
- Экипаж (2016)
- Ёлки 3 (2013)
- Ирония судьбы (2007)
- Вий 3D 2014
- Притяжение (2017)
- Лёд (2018)
Кинопродюсеры
- Сергей Сельянов
- Александр Дулерайн
- Георгий Малков
- Анатолий Максимов
- Ростислав Хаит
- Леонид Барац
- Ренат Давлетьяров
- Сергей Ливнев
- Эдуард Илоян
- Фёдор Бондарчук
- Тимур Бекмамбетов
См. также
- Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне
- Лучшие современные фильмы о России
- Лучшие фильмы о российской космонавтике
- 28 панфиловцев (фильм)
Ссылки
- История российского кинематографа
- Российский кинематограф
- История российского кинематографа
- Союз кинематографистов Российской Федерации
- Ассоциация продюсеров кино и телевидения
- Киноконцерн Мосфильм
- Киностудия Ленфильм
[ + ] Российский кинематограф
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|