Окская судоверфь: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 209: | Строка 209: | ||
'''2021 — настоящее время (2023 год)''' — предприятие ведёт на строительство буксира-спасателя проекта MPSV12 [http://sdelanounas.ru/blogs/141626/]. | '''2021 — настоящее время (2023 год)''' — предприятие ведёт на строительство буксира-спасателя проекта MPSV12 [http://sdelanounas.ru/blogs/141626/]. | ||
'''2021 — настоящее время (2024 год, план 2025)''' — на заводе строится серия из, как минимум, трëх судов. | |||
== См. также == | == См. также == |
Версия от 23:02, 15 августа 2024
Акционерное общество «Окская судоверфь» (официальное сокращённое наименование АО «Окская судоверфь») — судостроительное предприятие в г. Навашино, Нижегородская область, работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода.[1]
Исторические названия предприятия[2][3]:
- Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)).
- Мордовщиковский судомостовой завод(?).
- Мордовщиковский судостроительный завод(?).
- Завод № 342 (Судостроительный завод № 342).
- Предприятие п/я № 31.
- Навашинский судостроительный завод «Ока».
- Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока».
- Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
- Общество с ограниченной ответственностью «Навашинский машиностроительный завод» (ООО"НМЗ") — название понтонностроительного подразделения верфи, существовавшего как самостоятельное предприятие в 2005(?)—2016[1] годах.
В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения.
На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding.
История предприятия
Российская Империя
Начало 1907 года(?) — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии Кулебаки — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[4]
Лето 1907 года — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[5]
Осень 1911 года — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[6]
1912 год — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[7]
1917 год — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[8]
Советская Россия
30 июня 1918 года — декретом ВСНХ национализирован Коломенский машиностроительный завод, включая, очевидно, и Мордовщиковскую судоверфь.
1928—1940 годы — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.
1933 год — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия.
1934 год — построено не менее 5 колёсных буксирных пароходов проекта СБ-15.
Июнь 1935 года — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн.
1937(?) год — предприятие в рамках мобилизации страны переименовано в Завод № 342 (в литературе часто «Судостроительный завод № 342»).
1937—1938 годы — построено не менее 4 колёсных буксирных пароходов проекта 1006 типа «Алексей Стаханов» («Мирон Дюканов»).
1941—1945 годы — предприятием было выпущено большое количество различной оборонной продукции, в том числе 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19.
1947—1950 годы — заводом построено не менее 8 наливных барж проекта 426 грузоподъёмностью 5000 тонн, некоторые из которых впоследствии продолжали работать и на 2017 год.[9]
1949—1953 годы — заводом построено не менее 41 наливных барж проектов 428 и 428Б грузоподъёмностью 6000 тонн.[10]
Около 1950 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство тяжелых понтонных парков ТПП.[11]
Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов.
1953—1956(?) годы — заводом построено не менее 10 несамоходных нефтеналивных лихтеров проекта 480 (тип «Ульяновск») грузоподъёмностью 3700 тонн.[12]
1954—1957 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566 (тип «Олег Кошевой»).[13]
1957 год — заводской посёлок Мордовщиково объединён с селом Липня в город Навашино.
1957—1958 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566-бис (тип «Инженер А. Пустошкин»).[14]
1958—1959 годы — на предприятии построено не менее 16 небольших сухогрузных пароходов проекта 456-бис (тип «Колхозница»).[15]
1959—1963 годы — заводом построен 21 теплоход-хлопколесовоз проекта 570 (тип «Инженер Белов»).[16]
Около 1960 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП.[17]
1960—1980 годы — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А, 507Б, а также составные теплоходы проекта 1566 общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.
1963 год — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани.
1965 год — заводом построен (либо достроен) теплоход-лесовоз «Сухоналес» проекта 450 (тип «Малоярославец»).[18]
1965-1968 годы — заводом построены 7 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес».[19]
1966 год — предприятие получило открытое наименование Навашинский судостроительный завод «Ока».
1968-1977 годы — заводом построены 35 сухогрузов проекта 1572 типа «Кишинёв» класса «река-море».[20]
1969-1971 годы — для Азовского морского пароходства предприятием построены 7 агломератовозов проекта 1572А типа «Вольногорск» («Владимир Лепорский»[2]) класса «река-море».[21]
1972-1975 годы — специально для эксплуатации на северо-восточном побережье страны заводом построены 8 сухогрузов ледового класса проекта 1576 типа «Советская Якутия» класса «река-море».[22]
1974 год — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод.
1977—1988 годы — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов».
1978 год — на предприятии построена плавучая насосная станция РН-6х320 одноимённого проекта.[23]
1980 год — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП-М.[24]
1981 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в городе Муром Владимирской области.
1981—1991 годы — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон») проектов проект 05074, 05074ВФТ/Пр и 05074М, в том числе составные теплоходы общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.
1982 год — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
1984(?) год — заводом для отечественной армии начато производство понтонного парка специального ППС-84, перевозимого более чем на 300 грузовых автомобилях и позволяющего создавать мосты грузоподъёмностью до 120 тонн при длине более 700 м, по всей видимости, предназначенные, в том числе, и для переброски комплексов баллистических ракет стратегического назначения.
1985 год — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[25]
1988—1991 годы — заводом достаточно крупной серией строятся пары барж проектов Р-156 и Р-156А, предназначенных для эксплуатации в составах по две баржи.[26]
1990 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в районе города Павлово Нижегородской области.
1991 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в посёлке Клишино Озёрского района Московской области.
Российская Федерация
1991—1994 годы — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций.
1991(?) год — предприятием начато производство понтонных парков ПП-91, пришедших на смену понтонным паркам ПМП.
1993 год — предприятием построены наплавные автодорожные мосты через реку через реку Клязьму в районе города Гороховец Владимирской области и через реку Иртыш в городе Семипалатинск в Казахстане.
1994 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока»[27]. Тогда же заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Луза в посёлке Красавино Кировской области.
1994—1996 годы — заводом построены две нефтеналивные баржи проекта 16806 грузоподъёмностью 4500 тонн каждая.
1994—2002 годы — заводом построены три сухогруза класса «река-море» проекта 16510 грузоподъёмностью типа «Иван Щепетов».
1996 год — в связи с изменением законодательства предприятие стало называться Открытое акционерное общество «Навашинский судостроительный завод «Ока». Тогда же, по некоторым сведениям, предприятие было признано банкротом[28].
1997 год — на базе обанкротившегося завода создано Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь» (ГУП НО «Окская судоверфь»).
1998 год — формальная ликвидация ОАО «Навашинский судостроительный завод «Ока» после банкротства признана завершённой[29].
1999 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Суру в Пильнинском районе Нижегородской области.
2000 год — заводом построены наплавной автодорожный мост через реку Белая у города Бирска в Башкирии и речной паром «ПК-1» проекта ПКР-25Т типа «Автодор».
2001 год — заводом построены две несамоходные сухогрузные баржи проекта 003020 грузоподъёмностью 4130 тонн каждая и наплавной автодорожный мост через реку Уфу у посёлка Караидель в Башкирии.
2002 год — предприятие ГУП НО «Окская судоверфь» повторно приватизировано с образованием предприятия Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
2002—2003 годы — заводом построены 5 сухогрузных барж проекта 003040 грузоподъёмностью 4025 тонн каждая
2003—2008 годы — на предприятии построен теплоход «Танаис» проекта 006RSD02 типа «Надежда».[30]
2004—2007 годы — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич».
2005-2010 годы — на заводе построено крановое судно ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота.
2006 год — предприятием изготовлены металлоконструкции для автодорожного моста через Оку под городом Муром, впоследствии считавшимся одним из красивейших в России.
2007—2013 годы — на заводе строилось второе крановое судно проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота, но в 2012 году было переведено на Судостроительный завод «Волга», где его достроили как опытное судно «Виктор Чероков» по проекту 20360ОС.
2010 год — заводом сданы 3 танкера проекта 00216 типа «Primemax».
2011 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Большая Хета на Крайнем Севере Красноярского края для ЗАО «Ванкорнефть».[31][32]
2010—2012 годы — заводом построены 10 сухогрузных судов проекта RSD44.
2011—2013 годы — заводом построены 12 танкеров проекта RST27.
2013—2016 годы — заводом построены 7 комбинированных судов-площадок/танкеров проекта RST54.
2014 год — завод начал производство понтонных парков ПП-2005.[33] тргда же были построены 3 рабочих катера ледового класса проекта ST23W1.
2014—2016 годы — заводом построено многофункциональное судно (бункеровщик, сборщик льяльных вод и нефтесборщик) «Эколог» проекта 92800.
2015—2016 годы — заводом построен многофункциональный аварийно-спасательный буксир «Пенай» проекта TG-17.
2015—2017 годы — заводом построена серия из двух служебно-разъездных катеров для высшего командного состава отечественного военно-морского флота проекта 21270, а также ещё 2 танкера проекта RST27.
2016—2017 годы — на предприятии построено многофункциональное морское водолазное судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18.
2017—2019 годы — заводом построена серия из 8 несамоходных наливных барж проекта ROB20.
2018—2019 годы — предприятием построены 8 сухогрузных судов проекта RSD32M.
2018—2020 годы — заводом строится большой гидрографический катер проекта 19920 «Александр Макорта».
2019 — настоящее время (2023 год) — предприятием строятся 18 сухогрузных судов проекта RSD59.[34]
2019—2022 годы — для использования в портах Камчатского края заводом построено грузопассажирское судно ледового плавания «Анатолий Чернеев» проекта PV24.[35]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие строится серию из трёх краболовов-процессоров проекта 5712Р для группы компаний «Русский Краб».[36]
2021—2022 годы — предприятием построен большой гидрографический катер проекта 19920 «Анатолий Князев».[37]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие строит серию из четырёх многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD71.
2021 — настоящее время (2023 год) — завод строит серию из пяти многофункциональных буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4 проекта NE025.[38][39]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие ведёт на строительство буксира-спасателя проекта MPSV12 [40].
2021 — настоящее время (2024 год, план 2025) — на заводе строится серия из, как минимум, трëх судов.
См. также
Ссылки
Примечания