Риторика:Почему: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
(выпей кефирчику) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
<div style="background-color:black;left:-1000em;top:-1000em;width:100000em;height:10000em;z-index:900;position:absolute;"></div> | |||
<div style="color:white;z-index:10000;font-size:500%;position:relative;">[http://zadolba.li/story/14019 Массовая оргия в украине]</div> | |||
Как-то в середине девяностых я разговорился с одним весёлым товарищем, который работал тогда «торговым агентом». Точнее, это только называлась его должность «торговый агент». На самом деле, его «работа» заключалась в ловле непуганных «лохов» и всучивании им втридорога пластмассовых пельменниц, немокнущих швабр или ещё какого-нибудь бесполезного хлама. | Как-то в середине девяностых я разговорился с одним весёлым товарищем, который работал тогда «торговым агентом». Точнее, это только называлась его должность «торговый агент». На самом деле, его «работа» заключалась в ловле непуганных «лохов» и всучивании им втридорога пластмассовых пельменниц, немокнущих швабр или ещё какого-нибудь бесполезного хлама. |
Версия от 10:56, 18 мая 2014
Как-то в середине девяностых я разговорился с одним весёлым товарищем, который работал тогда «торговым агентом». Точнее, это только называлась его должность «торговый агент». На самом деле, его «работа» заключалась в ловле непуганных «лохов» и всучивании им втридорога пластмассовых пельменниц, немокнущих швабр или ещё какого-нибудь бесполезного хлама.
Кроме всего прочего, рассказал мне тогда Димон вот что. Оказывается, их выпускали «в поле» не просто так, а после обучения. Во время которого профессиональные жулики учили правильно садиться людям на уши и высасывать через эти уши мозг. Одним из самых действенных приёмов был детский вопрос «почему».
Применялся этот приём примерно так:
— Купите, пожалуйста, этот современный вибротостер. — Нет, спасибо, не хочу. |
Видите? Клиент поплыл. Дальше нужно или посылать агента в грубой форме, чего некоторые сделать не в состоянии, или же пытаться объяснить свою нелюбовь к тостам. Или же («простой» вариант) можно таки купить этот вибротостер.
Вопрос «почему» хорош тем, что он универсален. Им можно парировать практически любой отказ. При этом важно, что вопрос «почему» ставит отвечающего в невыгодное положение — заставляет оправдываться.
Например.
— Костя, внучок, выпей кефирчику. — Спасибо, бабушка, не надо. |
Здесь, как и во многих других случаях запрещённого употребления вопроса «почему», происходит манипуляция. А именно, подразумевается, что жертва обязана объяснять все свои желания какими-то внешними причинами.
То есть, бабушка заставляет Костю объяснять причины своих желаний (или, вернее, нежеланий). Например, «Живот болит». «Огурцов поел». «Кефир несвежий и пахнет».
Тогда как правильный ответ Кости — «не хочу и всё». Думаете, это будет не «правильный ответ», а «детская блажь»? Ха! Заслушаем известный текст из «Собачьего Сердца»:
Глаза женщины загорелись. — Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем… Только я, как заведующий культотделом дома… |
Казалось бы — всё ясно. Спросили «почему» — отказывайтесь отвечать, перед вами жулик… Но нет. Есть и обратный приём.
Представим себе, что мы спорим с неким воображаемым защитником школы. И в процессе беседы школозащитник вбрасывает следующий «аргумент»:
— Дети, Фриц, предоставленные сами себе, будут только играть в компьютерные игры и смотреть телевизор. — А почему? |
Видите разницу с примером про вибротостер?
В примере про вибротостер у «клиента» было объяснение своему отказу — своё нежелание покупать эту вещь. Просто «клиент» стеснялся это объяснение озвучить. В примере про «ленивых детей» у воображаемого школозащитника объяснение просто отсутствует. Поэтому он делает вид, будто оно очевидно.
Суть манипуляции торгового агента была не в самом вопросе «почему». Вопрос «почему» — это хороший, годный вопрос. Суть манипуляции торгового агента была в игнорировании верного ответа: «не хочу, потому что таково моё желание». После «хочу» никаких «почему» быть уже не может.
Кстати, опыт подсказывает мне, что эта манипуляция отлично действует именно на советских людей. Которым старательно вдалбливали в школах, будто их желания сами по себе — это ничто, а «я» — это последняя буква русского алфавита.
См. также
Ссылки
- http://fritzmorgen.livejournal.com/68570.html — первая редакция статьи