Цитаты о России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

В этой статье собраны знаменитые цитаты выдающихся россиян и иностранцев о России и её народе.

Высказывания россиян

У России только два надёжных союзника — её армия и её флот. Александр III.

Александр III Миротворец

Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1845—1894).

Во всём свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас.[1]

Николай Бердяев

Великий русский философ (1874—1948).

Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.[2]
Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, — произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию.[3]
Бесконечно трудная задача стояла перед русским народом — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. [4]
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться… Н. В. Гоголь.

Николай Гоголь

Великий русский писатель и драматург (1809—1852).

Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь сам Бог.[5]


Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком ещё отдалённое её предвестие.[6]

Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать.[7]
Скажите ему, что для русского человека нет невозможного дела, что нет даже на языке его и слова нет, если он только прежде выучился говорить всяким собственным страстишкам: нет. [8]
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи.[9]
Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу![10]

Фёдор Достоевский

Великий русский писатель (1821—1881).

Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. [11]
Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своём может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придёт тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнёта, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный дар, родившийся вместе с народом и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он всё-таки уцелеет неповреждённый, в сердце этого народа.[12]
Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. [13]
Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, и предугадываем с благоговением, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, всё враждебное в этих идеях найдёт свое примирение и дальнейшее развитие в русской народности. Недаром же мы говорили на всех языках, понимали все цивилизации, сочувствовали интересам каждого европейского народа, понимали смысл и разумность явлений, совершенно нам чуждых. Недаром заявили мы такую силу в самоосуждении, удивлявшем всех иностранцев. Они упрекали нас за это, называли нас безличными, людьми без отечества, не замечая, что способность отрешиться на время от почвы, чтоб трезвее и беспристрастнее взглянуть на себя, есть уже сама по себе признак величайшей особенности; способность же примирительного взгляда на чужое есть высочайший и благороднейший дар природы, который даётся очень немногим национальностям. [14]
Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою. Екатерина II.

Екатерина II Великая

Императрица Всероссийская (1729—1796).

Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силою. Я знаю это по двадцатилетнему опыту. Бог дал русским особые свойства… верю, взойдёт звезда Востока, откуда должен воссиять свет, ибо там (в России) больше, чем где-нибудь хранится под пеплом духа, мощи и силы.[15]
Одна лишь сила упрочивает независимость. Только в случае готовности к борьбе можно внушить уважение к себе и найти союзников вместо покровителей.[16]
Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа. М. В. Ломоносов.

Николай Краббе

Морской министр Российской Империи, адмирал (1814—1876).

Отец мой был чистокровный финн, мать — молдаванка, сам же я родился в Тифлисе, в армянской его части, но крещён в православие. Стало быть, я — природный русак![17]

Михаил Ломоносов

Всемирно известный учёный-энциклопедист, ректор Академического университета, академик Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1711—1765).

Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа.[18]

Фёдор Тютчев

Великий русский поэт и дипломат (1803—1873).

Умом Россию не понять,[1]

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить. [19]
… Если вам встретится ветеран наполеоновской армии, напомните ему его славное прошлое и спросите, кто среди всех противников, воевавших с ним на полях сражений Европы, был наиболее достоин уважения, кто после отдельных поражений сохранял гордый вид: можно поставить десять против одного, что он назовёт вам русского солдата. Пройдитесь по департаментам Франции, где чужеземное вторжение оставило свой след в 1814 году, и спросите жителей этих провинций, какой солдат в отрядах неприятельских войск постоянно выказывал величайшую человечность, высочайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, безоружным гражданам, — можно поставить сто против одного, что они назовут вам русского солдата. А если вам захочется узнать, кто был самым необузданным и самым хищным, — о, это уже не русский солдат. [20]

Николай Карамзин

Историограф, писатель (1766—1826).

Но Россия нам отечество: её судьба и в славе и в уничижении равно для нас достопамятна.[21]
Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше; но Русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещённее, ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния Судьбы в рассуждении народа Российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя своё и повторим его с благородною гордостию. («О любви к отечеству и народной гордости»).

Пётр I Великий

Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский (1672—1725).

Русский тот, кто Россию любит и ей служит!
Пётр I.
Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы. [22]
Паче всего не забывай дела ратного, дабы не уготовить себе судьбы Империи Византийской. [23]
России нужна вода. [24]
Флот сам сыщет себе гавань. [25]
Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. [26]
Русский тот, кто Россию любит и ей служит! [27][28][29]
Природа произвела Россию только одну: она соперницы не имеет![30][31][32][2]

Владимир Путин

Президент России (родился в 1952).

Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад находятся слева и справа от России. [33]
Быть нашими врагами и друзьями одинаково почётно. [34][35]
Постоянное кивание на заграницу как на источник всех наших бед неверно. Неверно по сути своей. Все наши беды в нас самих. От нашей собственной безалаберности и слабости всё проистекает.[36]
Граница России нигде не заканчивается! [37][38]
Традиции, обычаи, язык каждого народа, каждого этноса — абсолютно бесценное богатство России, и наш общий долг — сохранять его и приумножать его[39].

Александр Пушкин

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин.

Великий русский поэт (1799—1837).

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.[40]
Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя;… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. [41]

Дмитрий Менделеев

Наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.
Д. И. Менделеев

Великий химик, учёный-энциклопедист (1834—1907).

Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.[42]

Николай I

Император Всероссийский (1796 — 1855).

Россия — держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на неё. [43]

Константин Симонов

Писатель, журналист, поэт (1915—1979).

Но русские — упрямый народ, и если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят её с подлинным русским размахом![44][45]

Лев Гумилёв

Историк-этнолог, археолог, востоковед (1912—1992).

Надо отдать должное уму и такту наших предков… Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов. [46]

Пётр Столыпин

Государственный деятель (1862—1911).

Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия.
П. А. Столыпин.
Им [противникам государственности] нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия.[47][48]
Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. А. В. Суворов.

Александр Суворов

Великий русский полководец (1730—1800).

Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству.[49][50]
Крепость сильна, гарнизон — целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в себе.[51][52]
Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие. [53]
Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб. [54]
Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. [55]
Лёгкие победы не льстят сердцу русскому. [56]
Мы русские, мы всё одолеем. [57]
Покажи на деле, что ты русский! [58]
Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, все равно пройдёт русский солдат. [59][60]
Чудо-богатыри, вперёд! Мы русские! [61][62]

Константин Рокоссовский

Советский и польский военачальник (1896—1968).

Мы в Германии. Вокруг нас жёны и дети, отцы и матери тех солдат, которые ещё вчера шли на нас с оружием в руках. Совсем недавно эти люди в панике бежали, заслышав о приближении советских войск. Теперь никто не бежал. Все убедились в лживости фашистской пропаганды. Все поняли, что советского солдата бояться нечего. Он не обидит. Наоборот, защитит слабого, поможет обездоленному. Фашизм принёс немецкому народу позор, несчастье, моральное падение в глазах всего человечества. Но гуманен и благороден советский солдат. Он протянул руку помощи всем, кто был ослеплен и обманут. И это очень скоро поняли немцы. Стоило войскам остановиться на привал, как у походных солдатских кухонь появлялись голодные немецкие детишки. А потом подходили и взрослые. Чувствовали, что советские солдаты поделятся всем, что они имеют, поделятся с русской щедростью и с отзывчивостью людей, много испытавших и научившихся понимать и ценить жизнь. [63]

Иван Тургенев

Писатель (1818—1883).

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может.[64]
Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России.
Ф. Ф. Ушаков

Фёдор Ушаков

Адмирал, возможно самый выдающийся флотоводец всех времён и народов, святой (1744—1817).

Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России. (1812) [65]

Иоанн Кронштадтский

Настоятель Андреевского собора в Кронштадте, митрофорный протоиерей; святой, известный своим пророческим даром (1829—1908).

Судьбы Божие и праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Крепись, Россия! Кайся и молись... Господь, как искусный врач, подвергает нас разный искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни.[66]
Но я предвижу и восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу; и будет по завету св. князя Владимира — как единая Церковь.
Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.[67]
Помните, что отечество земное с его Церковью есть преддверие отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России.[68]

Пётр Чаадаев

Не всякий народ способен устроить из себя государство. Для этого нужно высшее политическое сознание и государственная воля, которая находится не у всякого.
Б. Н. Чичерин

Русский философ, публицист (1794—1856).

И почему бы я не имел права сказать и того, что Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику; что её дело в мире есть политика рода человеческого; что император Александр прекрасно понял это и что это составляет лучшую славу его; что провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами; что оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; что все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить; что в этом наше будущее, в этом наш прогресс;….[69]

Борис Чичерин

Русский правовед, философ, историк (1828—1904).

Не всякий народ способен устроить из себя государство. Для этого нужно высшее политическое сознание и государственная воля, которая находится не у всякого.[70]

Николай Зиновьев

Российский поэт (род. 1960).

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени —

Помолиться перед боем… [71] См. авторское прочтение

Сергей Довлатов

Писатель (1941—1990).

О, Господи! Какая честь! Какая незаслуженная милость: я знаю русский алфавит![72]

Ярослав I Мудрый

Святой благоверный Великий князь (978—1054).

Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим.[73][74]

Иван Ильин

Философ (1883—1954).

Территориальные размеры России требуют сильной власти. [75]
Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. [76]

Иоанн III Великий

Великий князь (1440—1505).

Мы подлинные властители в нашей земле, от наших предков, мы благословлены на это Богом. Мы никогда не искали подтверждения тому у кого-либо, и теперь не желаем такового. [77]

Иван Киреевский

Религиозный философ (1806—1856).

Западный [человек], говоря вообще, почти всегда доволен своим нравственным состоянием, почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи. Если же случится, что самые наружные действия его придут в противоречие с общепринятыми понятиями о нравственности, он выдумывает себе особую, оригинальную систему нравственности, вследствие которой его совесть опять успокаивается. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя — и потому тем менее бывает доволен собою. При уклонениях от истинного пути он не ищет обмануть себя каким-нибудь хитрым рассуждением, придавая наружный вид правильности своему внутреннему заблуждению, но даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов сознать его нравственную незаконность. [78]

Василий Шукшин

Писатель, режиссёр, актёр (1929—1974).

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. [79]

Георгий Свиридов

Композитор, общественный деятель (1915—1998).

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне — есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории.
Россия — грандиозная страна, в которой причудливо сплетаются разнообразные веяния и влияния. Она всегда в движении, путь её необычайно сложен, загадочен, и мы можем лишь предполагать, как сложится её судьба. Мазать Россию однообразной чёрной краской пополам с экскрементами, изображать или объявлять её народ скопищем дремучих хамов и идиотов, коверкать, опошлять и безобразить её гениев — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные к нашей Родине и её народу. Это апостолы злобы, помогающие нравственно разлагать наш народ с целью превратить его в стадо и сделать послушным орудием в своих руках. Их точка зрения на Россию не нова. Это точка зрения приезжего французского маркиза де Кюстина, а также современных де Кюстинов, лишённых дворянского титула.

Достоевский гениально обобщил подобные взгляды (свойственные и русским) и вывел их носителя в художественном образе одного из своих литературных героев. Это — Смердяков. [80]

Алексей Константинович Толстой

Драматург, писатель, поэт (1817—1875).

Бесценное русским сокровище честь,
Их клятва: «Да будет мне стыдно!» [81]

Высказывания иностранцев

Отто фон Бисмарк

Рейхсканцлер Германской империи, ранее министр-президент Пруссии и канцлер Северогерманского союза, сыгравший ключевую роль в объединении Германии (1815—1898).

Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. [82]

Карл фон Клаузевиц

Генерал-майор прусской армии, всемирно известный военный теоретик (1780—1831).

Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, т. е. оккупировать; по крайней мере, этого нельзя сделать… силами современных европейских государств… Такая страна может быть побеждена лишь внутренней слабостью и действием внутренних раздоров.[83]
Россия — единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность.
Ф. Ницше

Фридрих Ницше

Всемирно известный европейский[3] мыслитель (1844—1900).

Сильнее и удивительнее всего сила воли проявляется в громадном срединном царстве, где Европа как бы возвращается в Азию – России. Там сила хотеть давно уже откладывалась и накоплялась, там воля ждёт – неизвестно, воля отрицания или воля утверждения, — ждёт угрожающим образом того, чтобы, по любимому выражению нынешних физиков, освободиться.[84]
Для возникновения каких бы то ни было учреждений необходимо должна существовать воля, побуждающая инстинкт, антилиберальная до яркости, — воля к традиции, к авторитету, к ответственности за целые столетия, к солидарности прошлых и будущих поколений…[85]

Если эта воля налицо, то возникает что-нибудь в роде римской империи, или вроде России – единственная страна, у которой в настоящее время есть будущность…[86]

Россия – явление обратное жалкой нервности мелких европейских государств, для которых, с основанием «Германской империи», наступило критическое время.[87]

Пауль Флеминг

Великий немецкий поэт эпохи барокко (1609—1640).

Так, значит, вот страна, что честью, правдою и до сих пор полна? П. Флеминг
Направься к полночи в далёкий край земной!

Не зная этот край, бранит его иной,
Но ты воспользуйся годов своих расцветом,
Сам правду всю узнай, не верь чужим изветам!
Надейся, что твоим представится глазам,
Как даже в варварстве не все противно нам,
Не все по-варварски... — Довольно, я решился,
И не могу жалеть, что здесь я очутился…
Бельт был к нам милосерд, Двина несла нас плавно,
Нева нам друг была, а ветер гнал нас славно,
Где он нам нужен был. До Волги я дошёл
И отдых сладостный на берегу нашёл.
Но не могу смолчать. Таких людей я встретил
Здесь на своём пути, что их хвалой б отметил
Бесспорно всякий…
Так, значит, здесь сошла ты в наше поколенье,
Святая простота, святое украшенье,
Ушедшее от нас? Так, значит, вот страна,

Что честью, правдою и до сих пор полна?
[88][89][90][91]

Вальтер Шубарт

Известный немецкий культуролог (1897—1942).

Только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти.[92][93]

Жозе Мануэл Баррозу

Председатель Еврокомиссии.

Россия — это континент, который притворяется страной. Россия — это цивилизация, которая притворяется нацией.[94][95]

Ричард Ченслор

Английский посол при дворе Царя Ионна IV Грозного (1521—1556).

Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними. [96]

Бернард Монтгомери

Британский фельдмаршал (1887—1976).

Правило № 1 на странице № 1 руководства по ведению войны гласит: «Не ходи на Москву!» [97]

Марк Твен

Американский писатель (1835—1910).

Америка обязана многим России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу во время великих бедствий, с упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена, что Америка благодарна сегодня и будет благодарна России и её Государю за эту дружбу. Мы прекрасно знаем, что само допущение, будто мы когда-нибудь сможем лишиться этой дружбы вследствие какой-либо преднамеренной несправедливости или неверно взятого курса, было бы преступлением [98][99]

Николай Сербский

Церковный писатель, философ, епископ (1880—1956).

Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ — народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идёт на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих — это слова Христа. Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила перед опасностью и не убоялась смерти.[100]

Микки Рурк

Американский киноактёр и сценарист, профессиональный боксёр. Лауреат премий «Золотой глобус» и BAFTA. Номинант на премию «Оскар».

Если меня когда-нибудь лишат гражданства США и мне придётся выбирать, куда направить свои стопы, то я бы хотел закончить свои дни в России! [101]

См. также

Примечания

  1. Данное утверждение в общем случае является поэтическим преувеличением, однако применительно к некоторым моментам российской истории оно полностью верно.
  2. В издании 1900 года на 29-й странице в последнем абзаце.
  3. Ницше имел то ли польские, то ли немецкие корни, родился в Пруссии, но в 1869 году отказался от гражданства, поселившись в Базеле (Швейцария), после чего нового гражданства так и не оформил, но часто указывается как германский мыслитель.