Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (Символы нации 2-я сцена Мариинки) |
Alf5 (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Символы нации == | ==Символы нации== | ||
=== Вторая сцена Мариинского театра === | === Вторая сцена Мариинского театра === | ||
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге построена рядом с историческим зданием театра на набережной Крюкова канала и открыта в 2013 г.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/32797/] Фактически был построен новый театр общей площадью более 79 тыс. м² с тремя подземными и семью надземными этажами. На сооружение из федерального бюджета было отпущено 22 млрд рублей. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_сцена_Мариинского_театра] | Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге построена рядом с историческим зданием театра на набережной Крюкова канала и открыта в 2013 г.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/32797/] Фактически был построен новый театр общей площадью более 79 тыс. м² с тремя подземными и семью надземными этажами. На сооружение из федерального бюджета было отпущено 22 млрд рублей. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_сцена_Мариинского_театра] | ||
==Космонавтика и ракетная техника== | |||
=== Ракета «Булава» === | |||
Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок. Разрабатывалась с 1998 г. Принята на вооружение в 2013 г. вместе с подводной лодкой [[#Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»|«Юрий Долгорукий»]]. | |||
==Авиация== | |||
==Крупнейшие корабли и суда== | |||
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект. | |||
=== Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий» === | |||
Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[http://www.newsru.com/russia/13feb2008/jury.html] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. [[Крупные российские проекты (строящиеся)]]). | |||
=== Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии === | |||
[[Файл:INS Talwar.jpg|thumb|150px|Фрегат ВМС Индии «Тальвар»]] | |||
Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. На май 2013 г. заказчику передано пять фрегатов, шестой завершил морскую часть государственных испытаний и готовится к передаче заказчику. | |||
* «Talwar», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г. | |||
* «Trishul», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г. | |||
* «Tabar», заложен в 2000 г., вошел строй в 2004 г. | |||
* «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г. | |||
* «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г. | |||
* «Trikand», заложен в 2008 г., спущен на воду в 2011 г., в апреле 2013 г. завершил морскую часть государствнных испытаний и фактически находится в процессе подготовки передачи заказчику, которая планируется в июне 2013 г.[http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/207-news30.html] | |||
==Морские порты== | |||
==Железные дороги== | |||
==Автомобильные дороги== | |||
=== Дублёр Курортного проспекта г. Сочи (первая очередь) === | |||
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[http://www.transstroy.ru/objects/397] или более [http://ria.ru/society/20100625/250242611-print.html?ria=3g4uraa7qvai0mcrlfoub96o30q2i0l9]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[http://www.sdelanounas.ru/blogs/28134/]. Строительство оставшейся части дороги на начало 2013 г. [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Дублёр Курортного проспекта г. Сочи|продолжается]]. | |||
==Линии метрополитена== | |||
[[Файл:Metro NNG Line2 Burevestnik.jpg|thumb|165px|Станция «Буревестник», Нижний Новгород]] | |||
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными. | |||
[[Файл:Kazan Metro Ploshchad Tukaya Station.jpg|thumb|165px|Станция «Площадь Тукая», Казань]] | |||
=== Строительство Казанского метрополитена === | |||
* Первая очередь Казанского метрополитена. Строившийся с 1997 г. участок введен в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. к празднованию 1000-летия Казани. В 2008 и 2010 гг. завершены еще две станции[http://kazan.dkvartal.ru/wiki/metropoliten]. До 2005 г. в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[http://history-kazan.ru/2010/03/metropoliten-kazani/]. | |||
* Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции). С 2011 г. идет строительство второй очереди (оставшейся части Центральной линии) Казанского метрополитена. Три станции введены в строй в мае 2013 г. к Универсиаде, еще одну станцию («Дубравная») начали строить в 2012 г. и ее ввод планируется в 2015 г. Проходка тоннелей на участке завершена в летом 2012 г.[http://www.kzn.ru/node/35590] Строительство трех станций к Универсиаде оценивалось в 18 млрд рублей[http://www.kazan-metro.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=919&Itemid=90]. Общий объем инвестиций в проект, с учетом приобретения дополнительных поездов, — 25 млрд рублей[http://www.kommersant.ru/news/1629357]. | |||
==Крупнейшие мосты== | |||
==Крупнейшие тоннели== | |||
==Аэропорты и аэродромы== | |||
=== Реконструкция аэропорта Кольцово (Екатеринбург) === | |||
На первом этапе (в 2003…2009 гг) в проект реконструкции аэропорта г. Екатеринбурга было вложено 12 млрд рублей.[http://www.ato.ru/press-releases/v-mezhdunarodnom-aeroportu-kolcovo-prodolzhaetsya-vtoroy-etap-rekonstrukcii-aerodroma] С декабря 2011 г. ведутся менее масштабные работы второго этапа реконструкции, который планируется завершить в 2014 г. | |||
==Рудные месторождения== | |||
==Угольные месторождения== | |||
==Нефтяные и газовые месторождения== | |||
=== Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение === | |||
Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г.[http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/zm/] Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. [http://neftegaz.ru/press/view/5619] На полную проектную мощность после развития инфраструктуры с 2007 г. выведено в 2013 г. На местороджении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [http://www.yamburg.ru/manufacture/polar-fields/] | |||
==Нефтепроводы== | |||
==Газопроводы== | |||
=== Бованенково-Ухта (первая очередь) === | |||
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [http://www.regnum.ru/news/economy/1585940.html] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501] Строительство [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Бованенково-Ухта|второй нитки]] газопровода на начало 2013 г. продолжается. | |||
=== Ухта-Торжок (первая очередь) === | |||
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [http://www.regnum.ru/news/economy/1585940.html] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501] | |||
==Крупнейшие линии электропередач и подстанции== | |||
=== Энергетическое кольцо 330 кВ в Санкт-Петербурге (первая очередь) === | |||
Строится с 2007 г., включает в том числе подводную кабельную ЛЭП по дну Финского залива. В декабре 2012 г. ЛЭП введены в строй, в 2013 г. ожидается запуск последнего объекта — подстанции Василеостровская. [http://asninfo.ru/asn/57/56783] Общая стоимость проекта — 32 млрд рублей. [http://energyfuture.ru/o-energeticheskom-kolce-330-kv-dlya-povysheniya-nadezhnosti-energosnabzheniya-sankt-peterburga] | |||
=== Схема выдачи мощности Богучанской ГЭС === | |||
Проект включает строительство линий с подстанциями 220 и 500 кВ. Общая стоимость проекта 48,5 млрд рублей[http://www.fsk-ees.ru/media/File/stockholders/otchet/decisions/Info_o_GOSA_2009/GO_2008.pdf]. Линия 220 кВ длиной 301 км, а также новые и реконструируемые подстанции 220 кВ стоимостью 12 млрд рублей к концу 2012 г. уже введены в строй[http://file-rf.ru/news/11071]. На начало 2013 г. строится последнаий крупный объект проекта [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#ВЛ 500 кВ Богучанская ГЭС — Озерная|ВЛ 500 кВ «Богучанская ГЭС — Озерная»]]. | |||
=== Энергетическое кольцо 500 кВ Чугуевка — Лозовая — Владивосток с подстанцией 500 кВ Лозовая === | |||
Проект предназначен для увелиения объемов и надежности энергоснабжения юга Приморского края, а также обеспечивает возможность реализации ряда крупных проектов в регионе. Проект строится с 2008 г. и на начало 2013 г. практически завершен. Стоимость проекта 12 млрд рублей[http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=84801]. | |||
=== Перевод воздушных линий в кабельное исполнение в районе инновационного центра Сколково === | |||
Проект предусматривал реконструкцию нескольких высоковольтных линий в районе ПС 500 кВ «Очаково». (Реконструкция участка КВЛ 500 кВ Западная-Очаково, сооружение участков КВЛ 220 кВ Очаково-Красногорская, КВЛ 220 кВ ТЭС Лыково-Очаково , КВЛ 220 кВ Очаково-Подушкино, КВЛ 220 кВ Очаково-Нововнуково и КВЛ 110 кВ Очаково-Одинцово I и II цепь с отп.) Реконструкция началась в 2010 г. и в основном завершилась в 2012 г. [http://www.mosreg.ru/news/75295.html] Стоимость проекта 14 млрд рублей, полный ввод в строй ожидается в 2014 г. (п. 1343 Инветиционной программы ФСК ЕЭС на 2013—2017 гг.[http://www.fsk-ees.ru/upload/docs/pril_2013-2017.pdf]). | |||
==Гидроэнергетика== | |||
==Атомная энергетика== | |||
=== АЭС Куданкулам (Индия) === | |||
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. Первый реактор введен в строй в мае 2013 г.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/32972/] и завершаются работы на 2-м. Планируется построить еще два энергоблока. [http://vz.ru/news/2012/12/24/613501.html] | |||
Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [http://www.bellona.ru/weblog/1318880490.95][http://www.atominfo.ru/news9/i0971.htm][http://www.atominfo.ru/newsb/k0042.htm] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[http://www.atominfo.ru/archive_nppkudan.htm] | |||
==Тепловая энергетика== | |||
=== Адлерская ТЭЦ, г. Сочи === | |||
ТЭЦ мощностью 360 МВт (с двумя установками ПГУ-180), призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [http://news.qip.ru/today/189494-rbk_daily_vvod_olimpijjskojj_adlerskojj_tjec_zaderzhat_bez_shtrafa] Введена в строй в 2013 г. [http://www.smartgrid.ru/smart-media/foto/adlerskaya-tec-vvedena-v-ekspluataciyu/] | |||
==Промышленность строительных материалов== | |||
=== Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области === | |||
Крупнейший в России кирпичный завод. Введен в строй в конце 2012 г., на полную мощность (160 млн шт. условного кирпича в год) должен выйти к середине 2013 г. Стоимость проекта 10 млрд рублей. [http://www.dp.ru/a/2012/12/12/V_Lenoblasti_zapushhen_Kirp/] | |||
=== Завод полипропилена «Полиом», г. Омск === | |||
Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/32521/] | |||
==Металлургия== | |||
==Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность== | |||
==Химическая промышленность== | |||
==Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность== | |||
==Машиностроение== | |||
==Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы== | |||
==Гидротехническое строительство== | |||
==Коммунальное хозяйство== | |||
==Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность== | |||
==Связь, телекоммуникации и обработка данных== | |||
==Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа== | |||
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов. | |||
=== Особая экономическая зона «Алабуга» === | |||
Расположенная в республике Татарстан особая экономическая зона создана в 2006 г. В 2012 г. запущена вторая очередь проекта — дополнительная территория для размещения промышленных объектов. В развитие инфраструктуры Алабуги государством вложено 18 млрд рублей. На начало 2013 г. сумма уже вложенных компаниями-резидентами инвестиций достигла 37,5 млрд рублей[http://alabuga.ru/upload/iblock/eac/eac4664c0f1f9e796d27d9f19843f968.pdf]. Общий объем заявленных инвестиций резидентов на 1 января 2013 г. — 86 млрд рублей. К 2020 г. по этому показателю планируется достичь 378 млрд рублей. | |||
=== Технополис «Химград» === | |||
Современный индустриальный комплекс, расположенный в северо-западной части Казани. Специализируется на химической и нефтехимической промышленности, также занимается энергосбережением и энергетикой, нанотехнологиями, материалами и компонентами, медициной, фармацевтикой и биотехнологиями. Первая очередь проекта, в которую было инвестировано 12,5 млрд руб, была запущена в 2007 году. В 2012 году общая выручка предприятий-резидентов технополиса составила 12 млрд рублей, планируется довести выручку до 16 млрд, а количество резидентов — до 200. [http://www.himgrad.ru/technopolis/][http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20070906095533.shtml][http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/167489.htm][http://www.energoneftegazhim.ru/node/11] | |||
==Наука и образование== | |||
==Здравоохранение== | |||
==Экология== | |||
=== Утилизация ранее выведенных из состава флота атомных подводных лодок, скопившихся в местах хранения === | |||
К концу 1996 г. количество выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок превысило 150 единиц, при этом темпы работ по утилизации были столь медленными, что, по некоторым источникам, списанным подводным лодкам приходилось ожидать очереди на утилизацию по 15-20 лет.[http://www.wpec.ru/text/200706091015.htm#_ftn3] Кроме того, инфраструктура утилизации подлодок не отвечала современным требованиям. В результате сложившейся ситуации с 2002 г. Россия стала первым получаетелем средств по программе большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (в которй участвуют 23 государства). Также часть средств и оборудования была получена в рамках двухсторонних договоров, а также экологического партнерства «Северное измерение». | |||
На 2013 г. работы по утилизации подлодок практически завершены — из 199 выведенных из состава флота атомных подводных лодок утилизированы 192, утилизацию последней планируется завершить в 2014 г. (исключение составит первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которую планируют временно законсервировать)[http://www.atomic-energy.ru/news/2013/04/02/40870]. Общая стоимость работ, включая строительство соответствующей инфраструктуры составила около 64 млрд рублей, из них порядка 24 млрд рублей — средства России.[http://www.atomic-energy.ru/news/2013/03/05/40232] Дальнейшие работы по рекультивации территорий, улучшению технологий и утилизации вновь выводимых из состава флота подводных лодок запланированы в составе соответствующих федеральных программ. | |||
==Спорт== | |||
==Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий== |
Версия от 22:31, 9 июня 2013
Символы нации
Вторая сцена Мариинского театра
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге построена рядом с историческим зданием театра на набережной Крюкова канала и открыта в 2013 г.[1] Фактически был построен новый театр общей площадью более 79 тыс. м² с тремя подземными и семью надземными этажами. На сооружение из федерального бюджета было отпущено 22 млрд рублей. [2]
Космонавтика и ракетная техника
Ракета «Булава»
Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок. Разрабатывалась с 1998 г. Принята на вооружение в 2013 г. вместе с подводной лодкой «Юрий Долгорукий».
Авиация
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»
Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[3] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).
Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии
Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. На май 2013 г. заказчику передано пять фрегатов, шестой завершил морскую часть государственных испытаний и готовится к передаче заказчику.
- «Talwar», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
- «Trishul», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
- «Tabar», заложен в 2000 г., вошел строй в 2004 г.
- «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.
- «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.
- «Trikand», заложен в 2008 г., спущен на воду в 2011 г., в апреле 2013 г. завершил морскую часть государствнных испытаний и фактически находится в процессе подготовки передачи заказчику, которая планируется в июне 2013 г.[4]
Морские порты
Железные дороги
Автомобильные дороги
Дублёр Курортного проспекта г. Сочи (первая очередь)
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[5] или более [6]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[7]. Строительство оставшейся части дороги на начало 2013 г. продолжается.
Линии метрополитена
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.
Строительство Казанского метрополитена
- Первая очередь Казанского метрополитена. Строившийся с 1997 г. участок введен в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. к празднованию 1000-летия Казани. В 2008 и 2010 гг. завершены еще две станции[8]. До 2005 г. в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[9].
- Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции). С 2011 г. идет строительство второй очереди (оставшейся части Центральной линии) Казанского метрополитена. Три станции введены в строй в мае 2013 г. к Универсиаде, еще одну станцию («Дубравная») начали строить в 2012 г. и ее ввод планируется в 2015 г. Проходка тоннелей на участке завершена в летом 2012 г.[10] Строительство трех станций к Универсиаде оценивалось в 18 млрд рублей[11]. Общий объем инвестиций в проект, с учетом приобретения дополнительных поездов, — 25 млрд рублей[12].
Крупнейшие мосты
Крупнейшие тоннели
Аэропорты и аэродромы
Реконструкция аэропорта Кольцово (Екатеринбург)
На первом этапе (в 2003…2009 гг) в проект реконструкции аэропорта г. Екатеринбурга было вложено 12 млрд рублей.[13] С декабря 2011 г. ведутся менее масштабные работы второго этапа реконструкции, который планируется завершить в 2014 г.
Рудные месторождения
Угольные месторождения
Нефтяные и газовые месторождения
Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение
Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г.[14] Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. [15] На полную проектную мощность после развития инфраструктуры с 2007 г. выведено в 2013 г. На местороджении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [16]
Нефтепроводы
Газопроводы
Бованенково-Ухта (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [17] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [18] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.
Ухта-Торжок (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [19] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [20]
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
Энергетическое кольцо 330 кВ в Санкт-Петербурге (первая очередь)
Строится с 2007 г., включает в том числе подводную кабельную ЛЭП по дну Финского залива. В декабре 2012 г. ЛЭП введены в строй, в 2013 г. ожидается запуск последнего объекта — подстанции Василеостровская. [21] Общая стоимость проекта — 32 млрд рублей. [22]
Схема выдачи мощности Богучанской ГЭС
Проект включает строительство линий с подстанциями 220 и 500 кВ. Общая стоимость проекта 48,5 млрд рублей[23]. Линия 220 кВ длиной 301 км, а также новые и реконструируемые подстанции 220 кВ стоимостью 12 млрд рублей к концу 2012 г. уже введены в строй[24]. На начало 2013 г. строится последнаий крупный объект проекта ВЛ 500 кВ «Богучанская ГЭС — Озерная».
Энергетическое кольцо 500 кВ Чугуевка — Лозовая — Владивосток с подстанцией 500 кВ Лозовая
Проект предназначен для увелиения объемов и надежности энергоснабжения юга Приморского края, а также обеспечивает возможность реализации ряда крупных проектов в регионе. Проект строится с 2008 г. и на начало 2013 г. практически завершен. Стоимость проекта 12 млрд рублей[25].
Перевод воздушных линий в кабельное исполнение в районе инновационного центра Сколково
Проект предусматривал реконструкцию нескольких высоковольтных линий в районе ПС 500 кВ «Очаково». (Реконструкция участка КВЛ 500 кВ Западная-Очаково, сооружение участков КВЛ 220 кВ Очаково-Красногорская, КВЛ 220 кВ ТЭС Лыково-Очаково , КВЛ 220 кВ Очаково-Подушкино, КВЛ 220 кВ Очаково-Нововнуково и КВЛ 110 кВ Очаково-Одинцово I и II цепь с отп.) Реконструкция началась в 2010 г. и в основном завершилась в 2012 г. [26] Стоимость проекта 14 млрд рублей, полный ввод в строй ожидается в 2014 г. (п. 1343 Инветиционной программы ФСК ЕЭС на 2013—2017 гг.[27]).
Гидроэнергетика
Атомная энергетика
АЭС Куданкулам (Индия)
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. Первый реактор введен в строй в мае 2013 г.[28] и завершаются работы на 2-м. Планируется построить еще два энергоблока. [29] Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [30][31][32] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[33]
Тепловая энергетика
Адлерская ТЭЦ, г. Сочи
ТЭЦ мощностью 360 МВт (с двумя установками ПГУ-180), призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [34] Введена в строй в 2013 г. [35]
Промышленность строительных материалов
Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области
Крупнейший в России кирпичный завод. Введен в строй в конце 2012 г., на полную мощность (160 млн шт. условного кирпича в год) должен выйти к середине 2013 г. Стоимость проекта 10 млрд рублей. [36]
Завод полипропилена «Полиом», г. Омск
Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[37]
Металлургия
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Химическая промышленность
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Машиностроение
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Гидротехническое строительство
Коммунальное хозяйство
Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.
Особая экономическая зона «Алабуга»
Расположенная в республике Татарстан особая экономическая зона создана в 2006 г. В 2012 г. запущена вторая очередь проекта — дополнительная территория для размещения промышленных объектов. В развитие инфраструктуры Алабуги государством вложено 18 млрд рублей. На начало 2013 г. сумма уже вложенных компаниями-резидентами инвестиций достигла 37,5 млрд рублей[38]. Общий объем заявленных инвестиций резидентов на 1 января 2013 г. — 86 млрд рублей. К 2020 г. по этому показателю планируется достичь 378 млрд рублей.
Технополис «Химград»
Современный индустриальный комплекс, расположенный в северо-западной части Казани. Специализируется на химической и нефтехимической промышленности, также занимается энергосбережением и энергетикой, нанотехнологиями, материалами и компонентами, медициной, фармацевтикой и биотехнологиями. Первая очередь проекта, в которую было инвестировано 12,5 млрд руб, была запущена в 2007 году. В 2012 году общая выручка предприятий-резидентов технополиса составила 12 млрд рублей, планируется довести выручку до 16 млрд, а количество резидентов — до 200. [39][40][41][42]
Наука и образование
Здравоохранение
Экология
Утилизация ранее выведенных из состава флота атомных подводных лодок, скопившихся в местах хранения
К концу 1996 г. количество выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок превысило 150 единиц, при этом темпы работ по утилизации были столь медленными, что, по некоторым источникам, списанным подводным лодкам приходилось ожидать очереди на утилизацию по 15-20 лет.[43] Кроме того, инфраструктура утилизации подлодок не отвечала современным требованиям. В результате сложившейся ситуации с 2002 г. Россия стала первым получаетелем средств по программе большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (в которй участвуют 23 государства). Также часть средств и оборудования была получена в рамках двухсторонних договоров, а также экологического партнерства «Северное измерение».
На 2013 г. работы по утилизации подлодок практически завершены — из 199 выведенных из состава флота атомных подводных лодок утилизированы 192, утилизацию последней планируется завершить в 2014 г. (исключение составит первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которую планируют временно законсервировать)[44]. Общая стоимость работ, включая строительство соответствующей инфраструктуры составила около 64 млрд рублей, из них порядка 24 млрд рублей — средства России.[45] Дальнейшие работы по рекультивации территорий, улучшению технологий и утилизации вновь выводимых из состава флота подводных лодок запланированы в составе соответствующих федеральных программ.