Ватник: различия между версиями
Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) м (Откат правок 5.19.211.140 (обсуждение) к версии 78.29.67.56) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Ватные вести.jpg|thumb]] | [[Файл:Ватные вести.jpg|thumb]] | ||
«Ватник» — термин, который представители креативного класса ввели в 2011 году для обозначения | «Ватник» — термин, который представители креативного класса ввели в 2011 году для обозначения патриотов России. В переводе с [[Белая лента|белоленточного]] языка — «патриот-фанатик». В настоящее время термин «ватник» растерял значительную часть своего негативного оттенка и употребляется, скорее, в значении «патриотически настроенный представитель русского народа», причём зачастую используется самими патриотами для описания себя. | ||
== Предыстория термина == | == Предыстория термина == |
Версия от 21:32, 7 марта 2015
«Ватник» — термин, который представители креативного класса ввели в 2011 году для обозначения патриотов России. В переводе с белоленточного языка — «патриот-фанатик». В настоящее время термин «ватник» растерял значительную часть своего негативного оттенка и употребляется, скорее, в значении «патриотически настроенный представитель русского народа», причём зачастую используется самими патриотами для описания себя.
Предыстория термина
В 1831 году Пушкин написал своё знаменитое патриотическое стихотворение — «Клеветникам России», [1] вполне актуальное и сейчас. В тексте Пушкин спрашивает французских депутатов за что те ненавидят Россию, и поясняет представителям Запада, что их попытки напасть на Россию неизбежно закончатся их поражением.
По мнению (бездоказательному) польских специалистов это стихотворение было написано Пушкиным не по велению души, а по заказу императора Николая I.
Это стихотворение вместе с двумя другими — «Бородинской годовщиной» того же Пушкина и «Старой песней на новый лад» Жуковского — было опубликовано в брошюре «На взятие Варшавы».
Креативная, оппозиционно настроенная часть российского общества тех лет горячо возмутилась стихами. Князь Пётр Вяземский даже запустил крылатое выражение «шинельная ода»: [2]
Попроси Жуковского прислать мне поскорее какую-нибудь новую сказку свою. Охота ему было писать шинельные стихи (стихотворцы, которые в Москве ходят по домам с поздравительными одами) и не совестно ли Певцу во стане русских воинов и Певцу на Кремле сравнивать нынешнее событие с Бородиным? Там мы бились один против 10, а здесь, напротив, 10 против одного. Это дело весьма важно в государственном отношении, но тут нет ни на грош поэзии. |
Позже это выражение употреблял, в частности, Иосиф Бродский в своём отзыве о поэте Тютчеве: [3]
Холуи наши, времен Иосифа Виссарионовича Сталина, по сравнению с Тютчевым - сопляки: не только талантом, но прежде всего подлинностью чувств. Тютчев имперские сапоги не просто целовал - он их лобзал. Не знаю, за что Маяковский на него серчал - по сходству ситуации, возможно. Что до меня, я без - не скажу, отвращения - изумления второй том сочинений Тютчева читать не могу. С одной стороны, казалось бы, колесница мирозданья в святилище небес катится, а с другой - эти его, пользуясь выражением Вяземского, «шинельные оды». |
Появление мема «ватник»
В сентябре 2011 года в одной из либеральных групп ВКонтакте появился комикс с «ватником». «Ватник» представлял собой небрежно нарисованное антропоморфное существо с ватником вместо туловища и головы. Ватник был одет в валенки, на его лице наблюдались лёгкая небритость, подбитый глаз, красный нос и весьма щербатые зубы. Вся поверхность ватника была покрыта заплатками и пятнами грязи. В качестве заднего фона использовался российский флаг с небольшим значком советского символа «серп и молот» на красной полосе (аллюзия на советский флаг).
Изображение пришлось по душе сетевой части либеральной оппозиции, и «ватника» начали активно пропагандировать по разным каналам: в частности, была создана значительных размеров статья про мем «ватник» на Луркоморье. [4]
Вскоре выяснилось, что сравнение с заслуженным предметом одежды само по себе не вызывает особых эмоций. Мем дополнили двумя второстепенными деталями: в более поздних изображениях «ватник» обычно держит в руках бутылку водки «Путинка», также в сюжете комикса активнейшим образом используются нечистоты.
Приблизительно к 2013 году мем распространился настолько широко, что традиционное противостояние либеральной оппозиции и патриотов России начали называть не иначе как «борьбой креаклов с ватниками».
Пропагандистский эффект
Против ожидания создателей и распространителей мема «ватник», термин не выполнил своей задачи. Несмотря на все старания либеральной оппозиции, слово «ватник» не стало обидным: патриоты и сами начали называть себя ватниками, не видя в таком сравнении ничего зазорного.
Напротив, представители креативного класса восприняли ироничное сокращение «креакл» в штыки. Если в 2011-2012 годах оппозиционеры с гордостью заявляли о своей принадлежности к «креативному классу», то уже к середине 2013 года они не выдержали насмешек и начали делать вид, будто никогда так себя не называли.
Причина такой разницы в восприятии терминов заключается, надо полагать, в их сути.
Ватник ассоциируется с доблестными советскими воинами времён Второй Мировой войны, великими стройками СССР, с советским классом трудящихся и с советскими же заключёнными. Никакого негатива тут нет: быть рабочим или воином в нашей культуре почётно, а быть заключённым — как минимум не позорно.
В классической советской литературе ватник часто является атрибутом абсолютно положительных персонажей, способных служить объектом для восхищения и подражания не только в рамках господствовавшей тогда идеологии, но для любого человека в любую эпоху в любой стране. Например, у Шолохова в "Судьбе человека"слово ватник присутствует в следующем контексте:
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. ...этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. |
«Креаклы» же ассоциируются с некими бесполезными манерными фриками в вычурной одежде, не способными ни на что, кроме как на пустую болтовню и на нелепые «креативные» акции протеста. Быть «креаклом» хочется мало кому, поэтому представители оппозиции вынуждены или открещиваться от этого термина или же тратить время на безуспешные попытки доказать, что на самом деле креативный класс якобы состоит из инженеров, учёных и прочих созидателей.
Также очень сильное влияние на восприятие обществом терминов оказал психологический «эффект большинства». Употребляющие термины «ватник» и «креакл» подразумевают, что Россия густо населена ватниками, количество же креаклов очень невелико. Психологически всегда гораздо комфортнее относить себя к большинству, особенно в ситуации, когда ты претендуешь на право говорить от имени всей страны.
Таким образом, противостояние «ватников» и «креаклов» воспринимается как противостояние народа и небольшой части гнилой интеллигенции. Позиции «ватников» в этой ситуации являются гораздо более сильными.
Национализация термина «ватник»
Сразу после того, как термин «ватник» стал популярным, патриоты России начали называть себя «ватниками». Принимая суть термина — являющуюся символом русского народа стёганную куртку — патриоты игнорировали попытки либеральной оппозиции связать с «ватниками» пьянство, нечистоплотность и прочие негативные качества.
Во время Олимпийских игр 2014 года термин получил поддержку уже на государственном уровне: русская сборная вышла на поле в ватниках. Это выглядело более чем органично, так как ватник с советских времён был традиционным атрибутом разного рода патриотических военных праздников.
Примерно в это же время начали появляться первые изображения «патриотического ватника» — комиксы, в которых сильный, умный и смелый «ватник» был уже положительным героем.
Клоны «ватника»
После набора «ватником» популярности были созданы его многочисленные клоны для других стран и территорий. Так, например, для Белоруссии символом сделали картошку, а для русских жителей Латвии — фиолетовую корочку паспорта «негражданина».
Технология создания мемов была выбрана той же: на основу — скажем, картошку — навешиваются второстепенные негативные детали в виде синяков, грязи и тому подобного. Надо полагать, дальнейшее развитие этих мемов будет от их главного ингредиента. Представляется вполне возможной ситуация, когда угнетаемые в Латвии русские и вправду сделают синий паспорт символом борьбы за свои права.
Интересные факты
В индийской мифологии Ва́та — это божество ветра, причём в отличие от других индийских божеств ветра Вата олицетворяет именно штормовой ветер. За самим Ватой следуют все виды ветров. Отдельно оговаривается, что Вата предан закону. [5]
См. также
Ссылки
- Русофобская статья о термине «ватник» на Луркоморье
- 10 отличий государственников от либералов
- Песня о ватнике
- Каким должен быть настоящий Ватник? (видео)
- Ватник — статья в Викиреальности