Вопрос о независимости Косово: различия между версиями
POLIGON (обсуждение | вклад) (Новая структура статьи, высказывание Владимира Путина) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Независимость Косово''' от [[Сербия|Сербии]] была объявлена в феврале 2008 г. косовским парламентом без проведения национального референдума и не признаётся [[Россия|Россией]]. Западные страны в большинстве своём признают независимость Косово, однако отказываются признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, а также [[Крым]]а (на один день Крым был независимым государством перед присоединением к России). Объявление и признание независимости Косово состоялось спустя семь с половиной лет после того, как власть в Сербии сменилась (в результате прозападной [[Цветные революции|цветной революции]]) и какая-либо реальная или иллюзорная угроза косовским албанцам со стороны сербов исчезла. | '''Независимость [[Косово]]''' от [[Сербия|Сербии]] была объявлена в феврале 2008 г. косовским парламентом без проведения национального референдума и не признаётся [[Россия|Россией]]. Западные страны в большинстве своём признают независимость Косово, однако отказываются признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, а также [[Крым]]а (на один день Крым был независимым государством перед присоединением к России). Объявление и признание независимости Косово состоялось спустя семь с половиной лет после того, как власть в Сербии сменилась (в результате прозападной [[Цветные революции|цветной революции]]) и какая-либо реальная или иллюзорная угроза косовским албанцам со стороны сербов исчезла. | ||
== Позиция России == | == Позиция России == | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
«84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».}} | «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».}} | ||
'''Позиция '''США''':''' | '''Позиция '''[[США]]''':''' | ||
{{quote|1=Из письменного меморандума США от 17 апреля 2009 г. | {{quote|1=Из письменного меморандума США от 17 апреля 2009 г. | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
«Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства».}} | «Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства».}} | ||
'''Позиция Франции:''' | '''Позиция [[Франция|Франции]]:''' | ||
{{quote|1=Из устного выступления в Суде юридического советника МИД [[Франция|Франции]] Э.Беллиард 9 декабря 2009 года. | {{quote|1=Из устного выступления в Суде юридического советника МИД [[Франция|Франции]] Э.Беллиард 9 декабря 2009 года. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
«…образование государства — например, объявление или утверждение об этом — является феноменом, по большей части не относящимся к сфере международного права. Последнее вполне терпимо к сецессии …, оно не разрешает, но и не запрещает ее в принципе».}} | «…образование государства — например, объявление или утверждение об этом — является феноменом, по большей части не относящимся к сфере международного права. Последнее вполне терпимо к сецессии …, оно не разрешает, но и не запрещает ее в принципе».}} | ||
'''Позиция Германии:''' | '''Позиция [[Германии|Германии]]:''' | ||
{{quote|1=Из выступления в Суде юридического советника МИД ФРГ Сюзан Васум-Райнер 2 декабря 2009 г. | {{quote|1=Из выступления в Суде юридического советника МИД ФРГ Сюзан Васум-Райнер 2 декабря 2009 г. | ||
Строка 65: | Строка 65: | ||
«…К тому же это вопрос о праве народов на самоопределение. К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государств».}} | «…К тому же это вопрос о праве народов на самоопределение. К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государств».}} | ||
'''Позиция Дании:''' | '''Позиция [[Дания|Дании]]:''' | ||
{{quote|1=Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Дании Томаса Винклера 7 декабря 2009 г. | {{quote|1=Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Дании Томаса Винклера 7 декабря 2009 г. | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
«…в международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости».}} | «…в международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости».}} | ||
'''Позиция Австрии:''' | '''Позиция [[Австрия|Австрии]]:''' | ||
{{quote|1=Из выступления в Суде представителя Австрии Гельмута Тиши 3 декабря 2009 г. | {{quote|1=Из выступления в Суде представителя Австрии Гельмута Тиши 3 декабря 2009 г. |
Версия от 21:52, 7 июня 2015
Независимость Косово от Сербии была объявлена в феврале 2008 г. косовским парламентом без проведения национального референдума и не признаётся Россией. Западные страны в большинстве своём признают независимость Косово, однако отказываются признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, а также Крыма (на один день Крым был независимым государством перед присоединением к России). Объявление и признание независимости Косово состоялось спустя семь с половиной лет после того, как власть в Сербии сменилась (в результате прозападной цветной революции) и какая-либо реальная или иллюзорная угроза косовским албанцам со стороны сербов исчезла.
Позиция России
Заявление МИД РФ:
МИД РФ на своем официальном сайте разместил документ «К вопросу об объявлении независимости и отделении от существующих государств». В этом документе, в частности, цитируются выдержки из заявлений деятелей различных государств и Международного Суда. В документе сообщается:
Выдержки из консультативного заключения Международного Суда от 22 июля 2010 г. о соответствии международному праву односторонне провозглашенной независимости Косово, а также из письменных и устных представлений ряда государств в ходе предшествовавших слушаний. Все приводимые ниже оценки и заключения касаются не только случая Косово, а вопроса применимости международного права к объявлению независимости частью одного государства в принципе. |
Владимир Путин
В мюнхенском выступлении Владимир Путин чётко сформулировал позицию России относительно независимости и дальнейшей судьбы Косово:
Что будет с Косовом, с Сербией? Это могут знать только косовары и сербы. И давайте не будем за них решать, как они устроят свою жизнь. Не нужно корчить из себя Господа Бога и решать за все народы все их проблемы. Мы с вами можем только создать условия и помочь людям разобраться в своих проблемах – создать условия, выступить гарантами определенных договоренностей. Но не нужно навязывать им эти договоренности. Иначе мы загоним ситуацию в тупик. Если кто-то из участников этого весьма сложного процесса между этими народами почувствует себя оскорбленным, униженным, это будет тянуться веками. Мы только загоним проблему в тупик. И в чем заключается наша позиция? Наша позиция заключается в том, что мы будем придерживаться именно этого принципа. И если мы увидим, что одна из сторон явно не удовлетворена предлагаемыми способами разрешения ситуации, мы такое решение поддерживать не будем.[1] |
Международная позиция
Позиция Международного Суда:
Из заключения Международного Суда от 22 июля 2010 г.
«79. …Практика государств …не свидетельствует о появлении в международном праве нового правила, запрещающего провозглашение независимости в подобных случаях.» «81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН». «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости». |
Позиция США:
Из письменного меморандума США от 17 апреля 2009 г.
«А. Принцип территориальной целостности не исключает появления новых государств на территории существующих государств» (стр.79). «Безусловно, декларации о независимости могут — и часто так и происходит — нарушать внутреннее законодательство. Однако это не означает, что происходит нарушение международного права» (стр. 51). «В то же время ссылка на Хельсинкский Заключительный акт подчеркивает, что приверженность территориальной целостности должна рассматриваться не изолированно, а в более широком контексте, в рамках которого необходимо уделить равное внимание другим принципам, среди которых права человека и иные соображения имеют особое значение» (стр.71). Из устного выступления в Суде юридического советника Госдепартамента США Гарольда Коха 8 декабря 2009 г. «…международное право не регулирует каждое человеческое действие, и важным мерилом свободы человека является право народов вести их собственные дела. Во многих случаях, включая Косово, обстоятельства декларации независимости могут свидетельствовать о фундаментальном уважении международного права со стороны нового государства». |
Позиция Великобритании:
Из письменного меморандума от 17 апреля 2009 г.
«Сецессия сама по себе не противоречит международному праву» (стр.87). «… в целом международное право не запрещает сецессию и отделение и не гарантирует единство государств-предшественников от внутренних движений, ведущих к отделению или независимости при поддержке народов, которых это касается» (стр. 93). Из устного выступления в Суде представителя Великобритании Джеймса Крофорда 9 декабря 2009 г. «Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства». |
Позиция Франции:
Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Франции Э.Беллиард 9 декабря 2009 года. «…образование государства — например, объявление или утверждение об этом — является феноменом, по большей части не относящимся к сфере международного права. Последнее вполне терпимо к сецессии …, оно не разрешает, но и не запрещает ее в принципе». |
Позиция Германии:
Из выступления в Суде юридического советника МИД ФРГ Сюзан Васум-Райнер 2 декабря 2009 г.
«Германия разделяет мнение о том, что декларация о независимости, ведущая к отделению, как и само отделение, являются просто фактическими событиями. Вопрос о законности такой декларации вполне может регулироваться внутренним, в частности конституционным законодательством, однако в международном праве на сей счет ничего не содержится». «…К тому же это вопрос о праве народов на самоопределение. К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государств». |
Позиция Дании:
Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Дании Томаса Винклера 7 декабря 2009 г. «…в международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости». |
Позиция Австрии:
Из выступления в Суде представителя Австрии Гельмута Тиши 3 декабря 2009 г.
«Наш вывод заключается в том, что в международном праве отсутствует правило, запрещающее провозглашение независимости». «…не существует нормы международного права, которая запрещает населению определенной территории, представляемому своими избранными лидерами, принимать декларации о независимости». «…международное право нейтрально по отношению к отделению части государства… Соответственно, международное право не запрещает сецессию». |
Позиция Украины по Косово
Министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк (после госпереворота 2014 г. — премьер-министр) в конце марта 2007 года заявил о том, что «Украина поддерживает позиции Ахтисаари по праву каждого народа на самоопределение и самостоятельность Косова под надзором Европейского Союза». А 4 июля 2007 года А. Яценюк подтвердил свое заявление: «Если суверенный статус Косова будет поддержан резолюцией Совета Безопасности ООН, Украина немедленно также поддержит эту резолюцию и будет в полном объеме ее выполнять».[2]
См. также
Ссылки
- Пресс-служба МИД России. К вопросу об объявлении независимости и отделении от существующих государств, 11 марта 2014 г., URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/78EC70B29CFE6B2144257C98004FF496 (дата обращения: 14.05.2014).
- Андрей Резчиков. Украина за независимость Косова // Взгляд, 4 июля 2007 г., URL: http://php.vz.ru/politics/2007/7/4/92111.html (дата обращения: 14.05.2014).