Мифы о Российской Империи
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.
Миф о всеобщей безграмотности населения Российской империи
Мифы о Российской империи
"""===1. Миф про безграмотность==="""
Довольно часто приходится слышать про то, что в Российской Империи были проблемы с грамотностью, почти все были безграмотные и т.п. чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 194 млн рублей. [4]
И главное, какой же был % грамотности среди населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года[5], то можно выяснить, что % грамотных был 41.5 % в СССР. (Перепись не включала царство Польское, Финляндию, Украину и Среднеазиатские области, но это не сильно влияет на результат, по причинам того, что в Финляндии жило 3.3 млн человек, область была одна из самых образованных в империи[6], в Польше также не было серьезных проблем с грамотностью, также как и на Украине, единственно, в Среднеазиатских областях были довольно серьезные проблемы с грамотностью, но с учетом того, что их численность была не более 11 млн.[7] человек, то в сумме это не повлияет на конечный результат). Однако, эта цифра занижена по нескольким причинам: 1) Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 1.5 млн человек[8]. Также, немало эмигрировало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. 2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали. 3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 52.5%
Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором.