Мифы о Российской Империи
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.
Миф про безграмотность
Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 году - 194 млн рублей. [4]
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные советского статистического сборника "Страна Советов за 50 лет", то можно выяснить, что % грамотных был приблизительно 56.6 % в СССР на момент 1926 года для группы населения в возрасте от 9 до 49 лет. Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года учет грамотности населения не проводился среди населения в возрасте от 50 лет и старше, к тому же не были включены в перепись население Польши, Финляндии и,'вошедших в состав СССР в лишь 1939 году, Прибалтийских республик:
- В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи - 30.5%[5]. По данным Русского календаря на 1917 год[6], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников ( Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний). Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50%. Численность Польши на 1916 год составляла не более 15 млн. человек[7].
- В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[8] человек.
- В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80% грамотных, в Курляндской - 71%, в Лифляндской - 78%[9]. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн. человек[10].
- Суммарное население СССР на момент 1926 года в возрасте от 50 лет и старше - 19 млн. человек, по данным переписи 1926 года[11].
Итого, можно сделать вывод, что без учета данных территорий и группы населения от 50 лет и старше, конечный результат по выявлению % грамотного населения на момент революции либо не изменится, либо незначительно уменьшится, поскольку в Финляндии, Прибалтике и Польше в целом население грамотное, а по группе населения от 50 лет и старше грамотных 4.840.000 человек, что составляет 25.5%.
В добавок, стоит упомянуть, что 56.6 % это довольно заниженное число и вот по каким причинам:
- Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн. человек[12]. Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн. человек. И в связи с этим грамотность серьезно упала к 1926 году.
- Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.
Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции приблизительно 50-55% и это как итог незавершенной политики царского правительства во главе с императором.