Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир I Святой (а также Великий, Креститель и Красное Солнышко)

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 июня 978 г. по 15 июля 1015 года.

Несмотря на то, что о тех далеких временах информации осталось совсем немного, благодаря летописным и археологическим данным можно однозначно выделить крупные проекты приведенные в этой статье. Границы рассматриваемого периода соответствуют восхождению Владимира Великого на Великое Княжение киевское и его смертью.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Десятиная церковь в Киеве (реконструкция первоначального облика)

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве

Храм, выполнявший роль Киевского кафедрального собора, был отделан мрамором, фресками и мозаикой с участием греческих и болгарских мастеров. Изготовление мозаики было достаточно трудоемким, кроме того храму были переданы многочисленные драгоценные сосуды, иконы и кресты, принесенные из Корсуня (Херсонеса).

Десятинная церковь является первым достоверно известным каменным храмом Древнерусского государства. Строилась с 989 г. по 996 г.

Собор разрушен монгольскими войсками в ходе штурма Киева в 1240 г., однако сохранилась часть фундаментов и элементов отделки.

Крутой берег реки Сулы - основа Посульской линии

Фортификационные сооружения

Посульская оборонительная линия

Линия укреплений вдоль восточного притока Днепра - реки Сула, защищавшая Русь от набегов печенегов. Была построена и заселена при Великом Князе Владимире.

Обрывистые берега реки Сулы делались еще более труднопреодолимыми, а в наиболее удобных местах были построены укрепленные поселения (впоследствии вошедшие в состав Переяславского княжества). Летописные данные об этом объекте подтверждаются многочисленными археологическими находками и датировками.

Наука и образование

Обучение книжное

До Крещения Руси грамотность в стране была малорапространенной, что, отчасти, объяснялось не столько сложностью использования давно известной соседним народам письменности, сколько языческими суевериями, фактически превращавшими любое написанное слово в колдовской предмет, тут же вызывавший подозрения на написавшего его в чем-то нехорошем, хотя бы, например, в пренебрежении обычаем старины. А за такое дело могли и жизни лишить. Поэтому массовое развитие обучению чтению и письму началось после Крещения Руси с помощью болгарских учителей, говоривших на весьма близком на то время языке</ref>Собственно, поэтому нынешний церковнославянский язык почти идентичен древнеболгарскому.</ref>. Методы внедрения мудрости в массы, как свидетельствует Повесть временных лет, ничем не отличались от практиковавшихся Петром I Великим: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Крещение киевлян в Днепре

Крещение Руси

К тому моменту, когда Владимир стал княжить в Киеве, стало очевидно, что, несмотря на военные успехи его отца, население страны раздроблено и не имеет в себе внутреннего стержня - фактически религиозно-нравственные устои того времени сводились к стихийным обычаям и множеству суеверий, иногда принимавших совершенно извращенные формы. Предпринятая, было, Владимиром попытка установить в Киеве сильный языческий культ к успеху не привела. В результате, он отправил в соседние страны (Византию, Хорезм и т.д.) посольства из бояр с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались соответствующие представители от различных религий.

Окончательное решение о крещении Руси в еще единое на тот момент с Западной Европой Православие было принято на совете бояр в 987 г., а само крещение началось в 988 г., когда крестился сам Владимир, женившийся в то же время на византийской царевне Анне. Вскоре после этого главный идол Киева был сброшен в Днепр, причем специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расопложенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами. Само же крещение в большинстве случаев проходило без особых проблем - так в Киеве Великому князю оказалось достаточно объявить "кто меня любит приходи на Днепр креститься". Сложности возникли только в Новгороде, где вследствие соседства с финно-угорскими племенами был особенно развит языческий культ, включавший, в том числе человеческие жертвопришношения. Фактически в Новгороде имело место восстание волхвов, т.е. относительно многочисленных в этом городе языческих жрецов, которые не хотели лишаться источника доходов.

Новгородский кодекс - древнейшая известная книга Руси (конец X - начало XI века)

Крещение Руси положило начало масштабному росту грамотности в стране, а также росту многих ремесел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари - в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также первых каменных храмов, включая Десятинную церковь в Киеве. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел и широчайшему распространению грамотности среди городского населения.

Спустя 1000 лет, в 1988 г. празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешенным к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время - в период 1988-2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.[1].

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.