Окская судоверфь

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Окская судоверфь» (официальное сокращённое наименование АО «Окская судоверфь») — судостроительное предприятие в г. Навашино, Нижегородская область, работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода.[1]

Исторические названия предприятия[2][3]:

  • Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)).
  • Мордовщиковский судомостовой завод(?).
  • Мордовщиковский судостроительный завод(?).
  • Завод № 342 (Судостроительный завод № 342).
  • Предприятие п/я № 31.
  • Навашинский судостроительный завод «Ока».
  • Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока».
  • Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
  • Общество с ограниченной ответственностью «Навашинский машиностроительный завод» (ООО"НМЗ") — название понтонностроительного подразделения верфи, существовавшего как самостоятельное предприятие в 2005(?)—2016[1] годах.


В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения. Производственные мощности завода позволяют строить морские и речные суда длиной до 150 метров, шириной до 17,8 метров и спусковым весом до 2500 тонн.[4]

На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding.

История предприятия

Российская Империя

Начало 1907 года(?) — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии Кулебаки — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[5]

Лето 1907 года — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[6]

Осень 1911 года — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[7]

1912 год — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[8]

1917 год — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[9]

Советская Россия

30 июня 1918 года — декретом ВСНХ национализирован Коломенский машиностроительный завод, включая, очевидно, и Мордовщиковскую судоверфь.

1928—1940 годы — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.

1933 год — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия.

1934 год — построено не менее 5 колёсных буксирных пароходов проекта СБ-15.

Июнь 1935 года — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн.

1937(?) год — предприятие в рамках мобилизации страны переименовано в Завод № 342 (в литературе часто «Судостроительный завод № 342»).

1937—1938 годы — построено не менее 4 колёсных буксирных пароходов проекта 1006 типа «Алексей Стаханов» («Мирон Дюканов»).

1941—1945 годы — предприятием было выпущено большое количество различной оборонной продукции, в том числе 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19.

1947—1950 годы — заводом построено не менее 8 наливных барж проекта 426 грузоподъёмностью 5000 тонн, некоторые из которых впоследствии продолжали работать и на 2017 год.[10]

1949—1953 годы — заводом построено не менее 41 наливных барж проектов 428 и 428Б грузоподъёмностью 6000 тонн.[11]

Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов.

1953—1956(?) годы — заводом построено не менее 10 несамоходных нефтеналивных лихтеров проекта 480 (тип «Ульяновск») грузоподъёмностью 3700 тонн.[12]

1954—1957 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566 (тип «Олег Кошевой»).[13]

1957—1958 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566-бис (тип «Инженер А. Пустошкин»).[14]

1958—1959 годы — на предприятии построено не менее 16 небольших сухогрузных пароходов проекта 456-бис (тип «Колхозница»).[15]

Сухогруз «Волго-Дон 185», 2017

1960—1980 годы — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А и 507Б.

1963 год — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани.

1966 год — предприятие получило открытое наименование Навашинский судостроительный завод «Ока».

1974 год — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод.

1977—1988 годы — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов».

1981 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в городе Муром Владимирской области.

1981—1991 годы — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон»), в том числе 21(?) составной теплоход общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящий ведущей и толкаемой несамоходной секций.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1982 год — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

1985 год — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[16]

1990 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в районе города Павлово Нижегородской области.

1991 год — заводом построен наплавной автодорожный мост в посёлке Клишино Озёрского района Кировской области.

Российская Федерация

1991—1994 годы — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций.

1991(?) год — предприятием начато производство понтонных парков ПП-91, пришедших на смену понтонным паркам ПМП.

1993 год — предприятием построены наплавные автодорожные мосты через реку через реку Клязьму в районе города Гороховец Владимирской области и через реку Иртыш в городе Семипалатинск в Казахстане.

1994 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока»[17]. Тогда же заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Луза в посёлке Красавино Кировской области.

1996 год — в связи с изменением законодательства предприятие стало называться Открытое акционерное общество «Навашинский судостроительный завод «Ока». Тогда же, по некоторым сведениям, предприятие было признано банкротом[18].

1997 год — на базе обанкротившегося завода создано Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь» (ГУП НО «Окская судоверфь»).

1998 год — формальная ликвидация ОАО «Навашинский судостроительный завод «Ока» после банкротства признана завершённой[19].

1999 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Суру в Пильнинском районе Нижегородской области.

2000 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Белая у города Бирска в Башкирии.

2001 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Уфу у посёлка Караидель в Башкирии.

2002 год — предприятие ГУП НО «Окская судоверфь» повторно приватизировано с образованием предприятия Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».

2004—2007 годы — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич».

2006 год — предприятием изготовлены металлоконструкции для автодорожного моста через Оку под городом Муром, впоследствии считавшимся одним из красивейших в России.

2011 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Большая Хета на Крайнем Севере Красноярского края для ЗАО «Ванкорнефть».[20][21]

2011—2012 годы — заводом сданы 10 сухогрузных судов проекта RSD44.

2012—2013 годы — заводом сданы 12 танкеров проекта RST27.

2014 год - завод начал производство понтонных парков ПП-2005.[22]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Дата завершения ликвидации предприятия.