Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.
Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. Корабли типа «Двенадцать Апостолов»
- «Двенадцать Апостолов»
- «Париж»
- «Великий Князь Константин»
Индивидуальные проекты:
- «Дербент» (в феврале 1827 г. переименован в «Париж»)
- «Варшава»
- «Три Святителя»
Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.
- «Гангут»
- «Императрица Александра»
- «Полтава»
- «Не тронь меня»
- «Владимир»
- «Лефорт»
- «Вола» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
- «Андрей»
- «Прохор»
- «Орёл»
- «Ретвизан»
Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-хпушечными.
Крабли типа «Иезекиль» (25 единиц)
- «Иезекиль»
- «Азов»
- «Александр Невский»
- «Великий князь Михаил»
- «Кацбах»
- «Кульм»
- «Арсис»
- «Лесное»
- «Нарва»
- «Бриен»
- «Красное» (распространенное в интернете намименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное)
- «Бородино»
- «Березина» (распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина)
- «Смоленск»
- «Память Азова»
- «Орёл»
- «Остроленка»
- «Лейпциг»
- «Ретвизан»
- «Финланд»
- «Ингерманланд»
- «Ингерманланд» (изначально при постройке назывался «Иезекиль», переименован еще на стапеле)
- «Память Азова»
- «Сысой Великий»
- «Нарва»
Корабли типа «Фершампенуаз»
- «Фершампенуаз»
- «Константин» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
- «Выборг» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
Корабли типа «Бородино»
- «Бородино»
- «Вилагош»
Индивидуальные проекты
- «Царь Константин»
- «Красное»
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).
Корабли типа «Императрица Мария»
- «Императрица Мария»
- «Чесма»
- «Анапа»
Корабли типа «Силистрия»
- «Силистрия»
- «Султан Махмуд»
- «Трёх Иерархов»
- «Гавриил»
- «Селафаил»
- «Уриил»
- «Варна»
- «Ягудиил»
- «Святослав»
Корабли типа «Храбрый»
- «Храбрый»
- «Императрица Мария»
Индивидуальные проекты
- «Память Евстафия»
- «Адрианополь»
- «Императрица Екатерина II»
- «Ростислав»
- «Чесма»
Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст»
Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введен в строй в июле 1826 г.[1]
Железные дороги
Варшаво-Венская железная дорога
Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[2] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[3]
Санкт-Петербурго-Московская железная дорога
Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[4]
Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)
Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [5]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.
Гужевые (будущие автомобильные) дороги
Московское шоссе
Строительство начато в 1817 г., завершено в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверпу и Мету) [6][7]
Крупнейшие мосты
Веребьинский мост
Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]
Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.
Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге
Первый постоянный мост через большую Неву в Санкт-Петербурге. Построен в 1843-1850 гг. Позднее дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х.
Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве
Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.
В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .
Машиностроение
Гидротехническое строительство
Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)
1833 г.
Фортификационные сооружения
Крепость Новогеоргиевск
Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.
Варшавская крепость (Александровская цитадель)
Стоимость проекта 11 млн рублей.