Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1855 г. по 1 (13) марта 1881 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Парусно-винтовые 135-пушечные линейные корабли
Заложенные в Спасском адмиралтействе в Николаеве как парусные линейные корабли эти линкоры из-за требований Парижского мирного договора в невооруженном виде были переведены на Балтику, где были дооснащены вооружением и паровыми машинами.
- «Цесаревич» - 135 пушек, заложен 3 августа 1853 г., спущен на воду 29 октября 1857 г., введен в строй в 1861 г.
- «Синоп» (до 30 марта 1856 г. «Босфор») - 135 пушек, заложен 29 октября 1852 г., спущен на воду 26 сентября 1858 г., введен в строй в 1861 г.
Парусно-винтовой 111-пушечный линейный корабль «Император Николай I»
Заложен как парусный линейный корабль 25 июня 1855 г. в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 мая 1860 г. Паровая машина мощностью 600 л.с. установлена в 1861 г. На пробу машин выходил в октябре 1861 г.
Железные дороги
Риго-Динабургская железная дорога
Дорога длиной 204 версты (217,5 км), связавшая порт в Риге со строившейся Санкт-Петербурго-Варшавской железной дорогой в районе крепости Динабург (с 1893 г. Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия) введена в строй в сентябре 1861 г.
Волго-Донская железная дорога
В связи с ростом перевозок угля из донечкого бассейна в центральную Россию по Дону и Волге, а также невозможностью в то время построить Волго-Донской канал практически по линии его будущей трассы была построена железная дорога Волжская - Донская от Царицына (ныне Волгограда) до основанного вместе с дорогой города Калач длиной 75 верст (80 км), связавшая по кратчайшему пути Волгу и Дон. Дорога введена в строй в марте (по другим сведениям 5 мая) 1862 г.
Линия Гельсингфорс - Тавастгуст Железных дорог Великого Княжества Финляндского
Первая линия Железных дорог Великого Княжества Финляндского длиной в 101 версту (108 км). Введена в строй в марте 1862 г.
Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога (завершение строительства)
Крупнейшую в России того времени железнодорожную магистраль, основная часть которой была введена в строй ранее наконец полностью завершили в декабре 1862 года. Последние участки магистрали строились в следующем порядке:
- Ковно - Вержболово длиной 82 версты (87 км) - введен в строй в апреле 1861 г.
- Двинск - Ландварово длиной 178 верт (190 км) и Ландварово - Ковно длиной 80 верст (86 км) - введены в строй в марте 1862 г.
- Ландварово - Варшава длиной в 371 версту (396 км) - введен в строй в декабре 1862 г.
Крупнейшие мосты
Днепровский мост на Курско-Киевской железной дороге (Мост Струве, г. Киев)
Также известен как Дарницкий мост и Мост Струве. Самый длинный в Европе на тот момент мост строился выдающимся отечественным инженером Арманом Струве с марта 1868 г. и был открыт в феврале 1870 г.[1] Стоимость проекта составила 3,2 млн рублей[2] (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Позднее мост был практически полностью разрушен во время Великой Отечественной войны и более не восстанавливался - рядом построили новый Дарницкий мост.
Машиностроение
Коломенский машиностроительный завод
Одно из крупнейших машиностроительных предприятий дореволюционной России (ныне ОАО Коломенский завод) было основано в в 1862-1863 г. как Механический и литейный завод инженеров братьев Струве, с 1866 г. сменил название на «Заводом инженеров братьев Струве». А с 1871 г., когда завод перешел в руки акционерного общества, он официально назывался Коломенским чугуно-медно-литейным и механическим заводом общества Коломенского машиностроительного завода. С самого своего основания завод занимался производством металлических мостов, в том числе крупнейших. С 1865 г. на заводе освоено производство железноодорожных платформ, а затем и вагонов. С 1869 г. началось производство паровозов, а с 1878 г. - пароходов. Стоимость проекта можно оценить, как минимум, по капиталу Общества, составлявшему в 1871 г. 2,8 млн рублей[3] (13 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Реконструкция Сормовского завода
Гидротехническое строительство
Новоладожский канал
В связи с тем, что построенный еще Петром I между Невой и Волховом Ладожский канал, несмотря на проведенную в начале XIX века реконструкцию и продление, не мог обеспечить возрастающие потребности страны, было решено построить новый канал параллельно предыдущему ближе к Ладожскому озеру. Как и предыдущий канал был предназначен для безопасного плавания речных судов в обхол Ладожского озера, на котором часто слуались шторма. Строился с мая 1861 г. по сентябрь 1866 г. и используется по настоящее время. Стоимость проекта 4,6 млн рублей[5].
Фортификационные сооружения
Оборонительная казарма цитадели Новогеоргиевской крепости
Самое длинное и поныне здание в Европе (2250 м, что на 15 м длиннее стен московского Кремля). Построено на территории цитадели возведенной в 1830-х гг крепости, по разным данным к 1862...1864 гг в качеестве одновременно места для размещения гарнизона и последней линии обороны. По-видимому является крупным проектом не только в силубольших геометрических размеров, сколько из-за толстых стен из специального кирпича повышенной прочности, аналогичного использованному в Брестской крепости, где, как известно, свою роль последнего рубежа аналогичная казарму успешно сыграла в 1941 г.
Позднее крепость неоднократно модернизировалась.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.