Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 11 марта 1985 года по 25 декабря 1991 года.
Границы периода обусловлены приходом к власти и сложением полномочий Президента СССР.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Космонавтика и ракетная техника
Ракета-носитель «Энергия»
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса, создавалась с 1976 года в рамках программы «Энергия-Буран». Ракета, впервые в СССР использовавшая жидкий водород в качестве горючего второй ступени, могла вывести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой около 100 тонн, что примерно впятеро превосходит возможности ракеты-носителя «Протон». В отличие от ракетной части американского «Спейс Шаттла» ракета имела собственные двигатели второй ступени, что позволяло использовать её как в составе частично многоразовой системы «Энергия-Буран», так и как отдельный носитель для сверхтяжелых спутниковых латформ, а также организации освоения Луны и Марса. Первый запуск ракеты состоялся 15 мая 1987 года. НЕсколько позже ракеты была запущена в составе системы «Энергия-Буран».
В дальнейшем использование ракеты было прекращено из-за того, что её грандиозная грузоподъемность могла понадобиться только для амбициозных космических проектов, которых страна, слишком дорого заплатившая за демократию, потянуть уже никак не могла.
Многоразовый транспортный космический корабль «Буран»
Крылатый многоразовый космический корабль, внешне напоминавший американский «Спейс Шаттл» создавался в рамках программы «Энергия-Буран» как противовес последнему с целью лишить США соблазна, используя монополию в возможности доставлять что-либо с орбиты, развернуть милитаризацию космоса, найдя какую-нибудь лазейку в Договоре о Космосе. Корабль совершил один-единственный полет без экипажа на борту в составе ракетно-космической системы «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года. Отличался от Шаттла прежде всего, отсутствием двигателей второй ступени, которые размещались на самой ракете «Энергия», а также расширенными возможностями маневрирования, возможностью полностью автоматического полета и наличием систем спасения экипажа.
В дальнейшем не использовался даже не столько из-за наступившей в стране смуты, сколько из-за того, что основную свою задачу по сдерживанию всевозможных концепций типа рейгановских «звёздных войн» он благополучно выполнил в первом же полёте. В дальшейшем же от изначально порочной на данном этапе развития техники концепции, по сути, сверхдорогого многоразового обтекателя отказались и США.
Ракета-носитель «Зенит-2»
Ракета, двойка в названии которой обозначет не второй вариант, а двухступенчатую модификацию, разрабатывалась в КБ «Южное», Днепропетровск, фактически как часть программы «Энергия-Буран», поскольку ееё первая ступень была высоко унифицирована с боковыми блоками ракеты-носителя «Энергия». Первый полностью успешный пуск ракеты состоялся 22 октября 1985 года.
Программа «Энергия-Буран»
Крупнейшая ракетно-космическая программа тех лет предусматривала выполнение целого ряда крупных проектов так или иначе связанных с созданием ракетно-косчмической системы «Энергия-Буран»:
- Ракета-носитель «Энергия».
- Многоразовый космический корабль «Буран».
- Стартовый и технический комплекс ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран» на Байконуре.
- Ракета-носитель «Зенит-2» — фактически боковой блок «Энергии».
- Стартовый и технический комплекс ракеты «Зенит-2» на Байконуре.
- Реконструкция системы аэродромов под посадку корабля «Буран».
- Транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия».
Авиация
Транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия»
Самый тяжелый и грузоподъемный самолет из когда-либо поднимавшихся в воздух. Построен в единственном экземпляре, второй достроен не был. Создавался в рамках программы «Энергия-Буран» с целью перевозки ее компонентов, однако фактически эту работы выполнили с помошью транспортной модификации стратегического бомбардировщика 3М — самолета ВМ-Т «Атлант». «Мрия» же слетала с «Бураном» на авиасалон Ле Бурже в 1989 году.
Самолет остался на месте производства на Украине и на 2014 год используется для перевозки особо тяжеловесных и негабаритных грузов по всему миру. См. Большой фоторепортаж про Ан-225.
Крупнейшие корабли и суда
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Фактически первый полноценный авианосец отечественного военно-морского флота, отличающийся от «классических» авианосцев наличием на борту мощных противокорабельных ракет. Несмотря на то, что формально относится к тому же проекту, что и предыдущая серия кораблей типа «Киев», фактически представляет собой корабль совершенно другого технического уровня и концепции применения. В процессе постройки и испытаний носил также другие названия («Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси»), окончательное имя приобрел в 1990 г. Заложен 1 сентября 1982 г. в Николаеве (ныне Украина), спущен на воду 4 декабря 1985 года, введен в строй 20 января 1991 года.
Тяжелый авианесущий крейсер «Баку» («Адмирал флота Советского Союза Горшков»)
Последний (четвертый) корабль из серии советских авианесущих крейсеров типа «Киев», предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. 4 октября 1990 г. переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в строй 20 декабря 1987 года.
В 2004 г. корабль был исключен из списков флота и продан Индии с условием переделки в авианосец силами российской корпорации Севмаш. Получившийся авианосец «Викрамадитья» передан индийскому флоту в 2013 г.
Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»
Крупное транспортно-ледокольное судно, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы.
Заложен 2 ноября 1984 года на Керченском судостроительном заводе, спущен на воду 20 февраля 1986 года, введен в строй в 1988 году. В 2012 г. был выведен из составва флота, однако в 2013 г. было принято решение восстановить его к 2016 г., что, вероятно, связано с бурным развитием судоходства по Севморпути в 2010-х и перспективами развития порта Сабетта.
Тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
В этот период в дополнение к трём уже построенным кораблям проекта 941 были введены в строй последние три корабля серии:
- ТК-13
- ТК-17 («Архангельск»)
- ТК-20 («Северсталь»)
Еще один подводный крейсер этого проекта (ТК-210) был в 1990 г. разобран на стапеле до официальной закладки.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов»)
Один из крупнейших надводных неавианесущих боевых кораблей второй половины XX века (ещё два крейсера этого проекта были введены в строй ранее). Заложен 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введен в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».
Еще один крейсер этого типа был достроен позднее.
Атомные ледоколы типа «Арктика»
В это время были построены третий и четвёртый (после ледоколов «Арктика» и «Сибирь») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути:
- «Россия» — заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, введен в строй 21 декабря 1985 года.
- «Советский Союз» — строился на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 31 октября 1986 года, введен в строй в 1989 году.
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Атомные ледоколы типа «Таймыр»
В это время на финской верфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки с использованием советского оборудования и металла были построены для СССР два атомных ледокола, специально предназначенные для эксплуатации в мелководных районах в устьях крупных рек Северного морского пути. Ледоколы были названы в честь построенных в 1910-х гг ледокольных гидрографических судов, исследовавших Севморпуть:
- «Таймыр» — в 1988 г. отбуксирован на Балтийский завод в Ленинграде для монтажа ядерной энергетической установки и дооборудования, спущен на воду 30 июня 1989 года, введен в строй в 1989 году.
- «Вайгач» — в 1988 г. отбуксирован на Балтийский завод в Ленинграде для монтажа ядерной энергетической установки и дооборудования, спущен на воду в 1989 году, введен в строй 25 июля 1990 года.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»
За исключением головного корабля, построенного ранее, все шесть серийных атомных подводных крейсеров проекта 667БДРМ «Дельфин» были построены в это время (именав собственные всеми кораблями были получены позднее):
- К-84 («Екатеринбург») — Заложен 17 февраля 1982 года, спущен на воду 17 марта 1985 года, введен в строй 30 декабря 1985 года.
- К-64 (БС-64) — Заложен 18 декабря 1982 года, спущен на воду 2 февраля 1986 года, введен в строй 23 декабря 1986 года.
- К-114 («Тула») — Заложен 22 февраля 1984 года, спущен на воду 22 января 1987 года, введен в строй 30 октября 1987 года.
- К-117 («Брянск») — Заложен 20 апреля 1985 года, спущен на воду 8 февраля 1988 года, введен в строй 30 сентября 1988 года.
- К-18 («Карелия») — Заложен 7 февраля 1986 года, спущен на воду 2 февраля 1989 года, введен в строй 10 октября 1989 года.
- К-407 («Новомосковск») — Заложен 2 февраля 1987 года, спущен на воду 28 февраля 1990 года, введен в строй 27 ноября 1990 года.
Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»
- «Маршал Устинов» (до 5 ноября 1986 года «Адмирал Флота Лобов») — заложен 5 октября 1978 г., спущен на воду 25 февраля 1982 г., введен в строй 15 сентября 1986 г.
- «Червона Украина» (с 1996 г. «Варяг») — заложен в 1979 г., спущен на воду в 1983 г., введен в строй 16 октября 1989 г.
На 2013 г. в Николаеве (Украина) находится еще один недостроенный корабль этой серии — «Адмирал Флота Лобов», которого украинские власти, получив в 1993 г. переименовали в «Украину», однако в 2010 г., видя, что заброшенный проект -долгострой начинает вызывать некие ассоциации, отменили своё решение. Время от времени появляется информация о ввозможности продажи крейсера России[1], но чем больше проходит времени, тем менее вероятным становится такое развитие событий.
Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч»
- «Безупречный»
- «Боевой»
- «Стойкий»
- «Окрыленный»
- «Бурный»
- «Гремящий» (до 14 сентября 1988 года «Ведущий»)
- «Быстрый»
- «Расторопный»
- «Безбоязненный»
- «Безудержный» (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»)
Корабли этого типа строились и позднее.
Большие противолодочные корабли проекта 1155
- «Адмирал Трибуц»
- «Маршал Шапошников»
- «Североморск»
- «Адмирал Левченко»
- «Адмирал Виноградов»
- «Адмирал Харламов»
Позднее был построен еще один корабль этого типа.
Подводные лодки проекта 877 и его модификаций
В это время было введено в строй 25 кораблей:
- Б-801 проекта 877Э (в 1986 г. передан Румынии, получил обозначение 581 «Delfinul»)
- Б-351 проекта 877Э (в 1986 г. передан Польше, получил обозначение 231 «Orzeł»)
- S55 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- Б-470 проекта 877
- Б-806 проекта 877(ЭКМ?)
- S56 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- 012 проекта 877ЭКМ для ВМС Алжира
- Б-439 проекта 877
- S57 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- 013 проекта 877ЭКМ для ВМС Алжира
- S58 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- Б-445 проекта 877
- S59 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- S60 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- Б-808 проекта 877
- Б-394 проекта 877
- Б-800 проекта 877ЛПМБ
- S61 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- Б-464 проекта 877
- Б-459 проекта 877
- S62 проекта 877ЭКМ для ВМС Индии
- Б-871 проекта 877В
- Б-471 проекта 877
- Б-494 проекта 877
- 901 «Tareg» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1991 г., вошла в строй 25 декабря 1991 г.);
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.