Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 9 (21) ноября 1815 г. по 19 ноября (1 декабря) 1825 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли.
- «Иоанн Златоуст» - заложен 30 января 1824 г. на верфи в Херсоне, спущен на воду 7 сентября 1825 г. Реально нес 83 пушки.
Машиностроение
Реконструкция Главного адмиратейства в Санкт-Петербурге
См. раздел Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)
Не гармонировавшее по своему величию с расположенным неподалеку Зимним дворцом здание Главного адмиралтейства, к которому сходились основные проспекты Санкт-Петербурга, в ходе реконструкции 1806-1823 гг. было почти полностью перестроено. Огромное здание с протяженностью главного фасада 407 м в основном сохранило прежнее положение на плане, но построенные еще при Петре I укрепления Адмиралтейства были уничтожены и заменены бульваром, а само здание, впервые перестроенное в камень при Анне Иоанновне, было надстроено и украшено множеством скульптур.
Проект может рассматриваться как отчасти машиностроительный, поскольку одной из основных функций Главного адмиралтейства в это время и до 1844 года было строительство парусных кораблей на верфи, расположенной в его внутреннем дворе.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец появился в Санкт-Петербурге по воле Павла I, который, по-видимому, под влиянием опыта эпохи дворцовых переворотов, посчитал, что для младшего сына Михаила тоже необходим достойный дворец. В результате, было издано распоряжение откладывать ежегодно средства на постройку дворца вплоть до совершеннолетия великого князя. Вступивший вскоре на трон Александр I в точности исполнил волю отца, и дворец был построен на накопленные средства. Строительство началось в 1819 г. и завершилось 30 августа (11 сентября) 1825 г. Стоимость проекта 7,6 млн рублей[1], по-видимому, ассигнациями, т.е. порядка 1,98 млн серебрянных рублей в ценах 1823 г.[2] (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).[3][4]
Позднее дворец был выкуплен у наследников князя Императором Николаем II (что собирался, но не успел сделать Александр III) и в здании был организован Русский музей Императора Александра III, ныне Государственный Русский музей.
Макарьевская (Нижегородская) ярмарка
В 1816 году грандиозный пожар практически полностью уничтожил недавно отстроенную крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку на Волге, причинив, несмотря на неярмарочное время и полное отсутствие на ней людей и товаров, ущерб около 2 млн рублей. Однако, Александр I решил использовать это событие с пользой и, отложив планировавшуюся перестройку Зимнего дворца, выделил 6 млн рублей на строительство гораздо более обширной ярмарки на новом месте. Новую Макарьевскую ярмарку расположили на 90 км выше по течению реки Волги на противоположном от тогдашнего Нижнего Новгорода берегу Оки, где две реки при слиянии образовывают широокий низинный мыс. Руководил начавшимся 15 февраля 1817 года строительством лично глава Комитета строений и гидравлических работ Империи Августин Бетанкур, поставивший себе цель построить там лучший торговый комплекс в Европе (точнее - в мире, поскольку остальная часть мира в то время не без оснований просто не принималась всерьёз).
В рамках проекта в низине было насыпано основание высотой 3,5 метра под капитальные сооружения, построен Спасский собор и 54-метровая колокольня (мечеть и армянская церковь были построены немного позднее), прокопан полукольцевой обводной канал шириной 100 метров, возведён сам гостиный двор и другие торговые сооружения. Собственно гостиный двор при этом включал 60 корпусов с 2530 лавками, в том числе большой каменный главный дом, а также павильоны для торговцев из Азии, построенные в китайском стиле. Вдоль каналов было построено еще более 40 каменных торговых и складских зданий. Также на территории ярмарки была построена подземная сводчатая канализация, подобная построенной позднее парижской, и наплавной мост через Оку длинной 510 метров, по некоторым сведениям[5], самый длинный наплавной мост того времени.
Введена в строй ярмарка была 15 июля 1822 года и до 25 августа того же года продлился её первый торговый сезон.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Восстановление города Москвы
Для научно- и художествнно-обоснованного восстановления Москвы после катастрофического пожара 1812 года императорским указом 04 февраля 1813 года была создана специальная Комиссия о строении Москвы, которая руководила проектом восстановления старой столицы, подчиняя себе московских землемеров и архитекторов. На первый этап работ, продлившийся до включавший фактически в основном постройку добротных домов для погорельцев, в её ведение был выдан беспроцентный кредит на пять миллионов рублей, а также несколько московских кирпичных заводов. А в 1816 году комиссия получила дополнительно более 1,5 млн рублей на нивелирование и благоустройство городских улиц.[6]
Хотя проект был практически завершен ещё в 1810-х, хорошо показавшая себя комиссия продолжала работать до 1843 года, когда вошла в состав Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а ныне её контрольные функции выполняет Мосгосстройнадзор.
Фортификационные сооружения
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.