Крупные российские проекты (строящиеся)
Здесь собраны крупные российские проекты, которые реализуются в настоящее время. Уже завершенные проекты описаны в статье Крупные российские проекты.
Космос
Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
Ракета создается с 1994 г. как экологически чиста альтернатива тяжелому ракете-носителю «Протон». Кроме того, первый стартовый комплекс «Ангары» будет расположен на территории России, на космодроме Плесецк. Для его создания были использованы недостроенные сооружения стартового комплекса под ракету «Зенит». Этот универсальный стартовый комплекс будет допускають запуск ракеты в легком (с одним «универсальным ракетным модулем») и тяжелом (с пятью такими модулями) вариантах. На проект израсходовано более 160 млрд рублей.[1] Сроки ввода в строй неоднократно переносились, в основном из-за недофинансирования. В настоящий момент первый пуск назначен на 2013 г.
Космодром Восточный
Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[2]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей.[3]
Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
Система, предназначенная для работы на высоких орбитах и в Дальнем космосе, создается с 2009 г. [4] На начало 2013 г. активная работа над проектом продолжается. [5] Суммарные затраты оценивались в 17 млрд рублей.[6] Проект может реально открыть дорогу к пилотируемому полету на Марс.
Авиация
Истребитель 5-го поколения
Самолет, еще не получивший своего окончательного наименования официально разрабатывается с 1999 года. В настоящее время известен под именами Т-50, И-21 и ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл.[7] и в данное время находится на стадии испытания прототипов.
МС-21
Проектируемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов. Первый полёт планируется на 2015 год, начало серийных поставок — на 2017 год. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 сможет закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 160 млрд рублей [8].
Железные дороги
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Строящаяся магистраль должна впервые соединить центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В настоящее время завершается строительство основного участка магистрали от станции Беркакит на Малом БАМе до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина участка 809 км, ввод его в эксплуатацию планируется в 2013 г.
Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так ка строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключен контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд руб. В дальнейшем планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.
Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру[9] тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив[10].
Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
Реконструкция этого участка Байкало-Амурской магистрали ведется с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд руб. Входящий в рамки проекта крупный «Новый Кузнецовский тоннель» введен в экслплуатацию в 2012 г. (см. «Завершенные проекты») [11]
Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею
К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло ее совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеей 1520 мм. Перешивка связана и с заменой всех мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяженностью 8058 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей. [12] С 2003 г. по начало 2013 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею более половины протяженности дороги.[13] Реализация проекта существено снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком.
Железная дорога Улак-Эльга
Подъездная ветка от БАМа к крупнейшему в России Эльгинскому угольному месторождению на юге Якутии длиной 321 км. Строилась с 2000 г. сначала РЖД, а затем компаниями нанятыми компанией «Мечел», контролирующей разработку соответствующего месторождения. Объем инвестиций составил порядка 40 млрд рублей. [14] На начало 2012 г. рельсы были уложены на всей длине трассы, но окончательно строительство, видимо, не завершено и к началу 2013 г.
Лосево-Каменногорск
Строящаяся железнодорожная линия в Ленинградской области, призванная разгрузить линию железной дороги Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией от значительной части грузовых поездов. Проект подвергался давлению по типу "химкинского леса". Объем инвестиций 46 млрд. рублей. [15] Дорогу планируется запустить в эксплуатацию в 2013 г. [16]
Реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива
Строительство ведется с 2005 г. и призвано, в том числе, обеспечить достаточную пропускную способность железных дорог на подходах к порту Усть-Луга. Помимо строительства и реконструкции большого числа сооружений железнодорожной инфраструктуры, проект предусматривает реконструкцию 272 км путей и 419 км контактной сети, а также расширение некоторых станций. Стоимость проекта 129 млрд. рубей, из них на начало 2013 г. вложено 64 млрд. рублей. [17]
Строительство четвертого главного пути на участке Москва-Крюково (Москва-Зеленоград) Октябрьской железной дороги
Строительство ведется с 2011 г. в связи с перегруженностью данного участка железной дороги Санкт-Петербург - Москва и организации на ней скоростного пассажирского сообщения. Стоимость проекта составляет 14 млрд. рублей. [18]
Комплексная реконструкция участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла
Крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах призван существенно увеличить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России. В рамках проекта только второго главного пути планируется уложить 642 км. Планируется также построить новую линию длиной 65 км - обход Краснодарского узла. К началу 2013 г. в проект уже вложено 39 млрд. рублей, введено в строй 280 км вторых главнных путей. [19]
Развитие инфраструктуры участка Тобольск – Сургут – Коротчаево
Крупнейший проект, реализуемый в Западной Сибири (Уральский федеральный округ). Существующая линия не была расчитана на современный и перспективный объем грузов. [20] Общий объем инвестиций в проект - не менее 41 млрд. рублей, из них 31 млрд. выделяет "НОВАТЭК" в счет предоплаты будущих перевозок с Пуровского завода по переработке газового конденсата. [21] Линия является восточным подходом к планируемой железной дороге Надым-Салехард (Северный широтный ход) и в перспективе может принять на себя часть транзитных грузов между Востояной Сибирью и Европейской частью страны, особенно портами Северо-Запада и строящимся портом Сабетта (см. раздел "Морские порты").
Развитие инфраструктуры участка Междуреченск - Тайшет
Проект увеличения пропусконой способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд. рублей. До 2014 г. планируется вложить еще почти 10 млрд. рублей.[22] Общая стоимость проекта в результате может достичь 37 млрд. рублей. [23]
Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск
Реконструкция и элетрификация забайкальского участка бывшей КВЖД (ныне дорога, соединяющая Транссиб с Китаем). Общий объем инвестиций с 2007 г. достиг 35 млрд. рублей. [24]
Железная дорога «Нарын-Лугокан» («Нарын 1 (Борзя) - Газимурский Завод»)
Строящаяся в Забайкальском крае железная дорога, предназначенная для обеспечения транспортной доступности перспективных полиметаллических месторождений на юго-востоке края. По первоначальному проекту дорога должна была обеспечить доступ к пяти месторождениям и иметь длину 375 км. Однако позднее в связи с доразведкой месторождений и экономическим кризисом решено было осваивать в первую очередь только два месторождения, а сама дорога теперь должна была иметь длину 224 км, заканчиваясь не в Лугокане, а на станции Газимурский завод. Начало дороги также было перенесено со станции Нарын на станцию Борзя (Нарын-1). [25] Дорога строится с 2007 г. Летом 2012 г. движение было открыто на всем протяжении дороги до Газимурского завода. На начало 2013 г. дорога достраивается. Стоимость строительства дороги составляет 32 млрд. рублей. [26]
Автомобильные дороги
Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[27] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[28] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства. Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.
Надым-Салехард
Дорога с твердым покрытием длиной 330 километров активно строится в Ямало-Ненецком АО и должна впервые связать Слехард и еще несколько начеленных пунктов с общероссийской дорожной сетью. Строительство проходит практически на полярном круге в сильно заболоченной местности с вечной мерзлотой. На дороге запланировано строительстов 53-х мостов. В настоящее время построенные участки используются для сокращения длины существующего зимника Надым-Салехард. Стоимость дороги оценивается в 32 млрд рублей. [29]
Дублёр Курортного проспекта г. Сочи
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство оценивалось в 100 млрд рублей[30] или более [31]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта.[32]
Лидога-Ванино
Автодорога с твердым покрытием в Хабаровском крае длиной свыше 300 км, призванная соединить район размещения крупнейших дальневостояных портов Ванино и Советская Гавань с общероссийской сетью автомобильных дорог. Строится с 1999 г. в условиях горной местности. Стоимость оценивалась в 16 млрд рублей в ценах тех лет. [33]
Реконструкция Варшавского шоссе в Москве (2012…2013 гг.)
Проект реконструкции участка шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца предусматривает строительство элементов многоуровневых развязок, подземных переходов и почти 18 километров новых местных проездов. Стоиость проекта 10,7 млрд рублей. [34] На начало 2013 значительная часть работ выполнена и отдельные объекты введены в строй. [35]
Автомагистраль «Кемерово — Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк»
Первая скоростная автодорога в Сибири. Строится с 2007 г. В 2011 г. введен в строй первый участок длиной 25 км со стороны Кемерово. Строительство второго участка длиной 19,5 км планируется завершить осенью 2013 г. Общее расстояние между Кемерово и Новокузнецком порядка 200 км, поэтому до окончания трассы еще далеко, но суммарная стоимость построенного и строящегося участков составляет 13 млрд. рублей. [36]
Совмещенные автомобильные и железные дороги
Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»
Дорога строится с 2009 года в рамках подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяженность железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[37] Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны. Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сама по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяженности.
Линии метрополитена
Омский метрополитен
Строится с 1992 г. с перерывами по сей день (начало 2013 г.). [38] В ценах 2008 г. проект оценивался в 19 млрд. рублей. [39] Ввод в строй пускового комплекса ожидается в 2016 г.
Челябинский метрополитен
Строится с 1991 г. с перерывами по сей день (начало 2013 г.). Только завершение доведенного примерно до половины готовности первой очереди проекта из-за сложных геологических условий строительства оценивается в 25 млрд. рублей. [40] Проект в настоящее время медленно строится [41], так как консервация обошлась бы еще дороже.
Крупнейшие мосты
Третий ("Оловозаводский") автодорожный мост через Обь в Новосибирске
Общая длина моста - 2,1 км, с подходами первой очереди - 5,6 км. В дальнейшем мост станет частью магистральной дороги непрерывного движения "Юго-Западный транзит", которая свяжет трассы М-51 "Байкал" и М-52 "Чуйский тракт". Строительство идет с 2010 г. и по планам должно завершиться в 2014 г. [42] Стоимость проекта - 15 млрд. рублей. [43]
Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост через Надым
Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Стоимость моста составляет 14 млрд руб.[44] Мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мертвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Кроме того, мост должен соединить с общероссийской системой дорог строящуюся автодорогу Надым-Салехард. На начало 2013 года строится со значительным опережением графика.[45] Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.
Крупнейшие тоннели
Реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскавказской автомагистрали
Тоннель представляет собой в настоящее время единственную надежную транспортную связь России и Южной Осетии. Стоимость проекта реконструкции тоннеля 15 млрд. рублей. [46] К началу 2013 г. завершен первый этап работ - расширение (перепроходка) штольни для обеспечение проезда транспорта во время реконструкции основного тоннеля. [47]
Крупнейшие корабли и суда
Атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60)
Крупнейший в мире атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Имеет возможность изменять осадку для работы в устьях сибирских рек. Резка металла для закладки судна началась 1 ноября 2012 г. Стоимость контракта на строительство, включая разработку новых реакторных установок и других технологий, составила 37 млрд рублей.[48]
Авианосец «Викрамадитья»
Строится по заказу ВМФ Индии путем коренной перестройки авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Соимость проекта оценивалась в 1,5 млрд долл. [49] По сообщениям СМИ ходе испытаний летом 2012 г. на авианосце случилась авария, связанная как утверждается, с низким качеством части компонентов иностранного производства, использованных по настоянию индийской стороны. Срок сдачи корабля перенесен на конец 2013 г.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
Серия кораблей ранее не производившегося в СССР и России класса, строятся по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Коренное отличие кораблей этого класса от использовавшихся в советском флоте больших десантных кораблей заключается в наличии на борту вертолетного вооружения и дока для катеров, причем последний ранее не встречался ни на одном отечественном корабле. Использование вертолетов и катеров позволит существенно расширить возможности выполнения специальных операций вдали от своих берегов. Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собираются во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивает Балтийский завод (г. Санкт-Петербург). Последующие два корабля должны были строиться в России, но на начало 2013 г. их строительство отложено, видимо, в рамках общей ревизии дел в Министерстве обороны после назначения нового министра.[50]
Первые два корабля, как сообщалось, должны будут базироваться во Владивостоке. Это совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединенной судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все еще переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно, а существующие мощности загружены на много лет вперед. Учитывая напряженную обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, может быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могут активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.
В дальнейшем, видимо, стоит в любом случае ожидать продления строительства серии, возможно по улучшенному или переработанному проекту.
- «Владивосток», заложен в 2012 г.
- «Севастополь», ведется резка металла.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955А
Строятся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. «Завершенные проекты») с увеличенным количеством ракет.
- «Александр Невский», заложен в 2004 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй.
- «Владимир Мономах», заложен в 2006 г., спущен на воду в 2012 г.
- «Князь Владимир» (ранее планировалось название «Святитель Николай»), заложен в 2012 г.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885
Многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения.
- «Северодвинск», заложен в 1993 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй. Стоимость корабля по разным источникам составила 47…70 млрд рублей. [51][52]
- «Казань», заложен в 2009 г. по усовершенствованному проекту. Стоимость этой и последующих серийных подводных лодок оценивается в 33 млрд рублей за корабль. [53]
Фрегат проекта 11356 «Триканд» для ВМС Индии
Последний корабль второй серии фрегатов типа «Таркаш», строившихся для ВМС Индии (см. «Завершенные проекты»). Стоимость корабля — 533 млн долл. В настоящий момент испытания.
Фрегаты проекта 11356 для ВМС России
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Строятся с 2010 г. на основе проекта фрегатов построенных для Индии, разработанных, в свою очередь, на базе сторожевого корабля 11351. По-видиму являются бюджетной альтернативой фрегатам проекта 22350 строительство которых несколько затянулось из-за технической сложности проекта. Стоимость на начало постройки оценивалась в 10 млрд руб. на корабль.[54] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
- «Адмирал Григорович», заложен в 2010.
- «Адмирал Эссен», заложен в 2011.
- «Адмирал Макаров», заложен в 2012.
- «Адмирал Бутаков», заложен в 2012.[55]
Фрегаты проекта 22350
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Стоимость оценивается в 16…18 млрд руб. на корабль.[56][57] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
- «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен в 2006, спущен на воду в 2010 г.[58]
- «Адмирал флота Касатонов», заложен в 2009.
- «Адмирал Головко», заложен в 2012.[59]
Подводные лодки проекта 636М и 636.3
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [60] На начало 2013 г. строятся:
- Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 (строится с 2010 г.);
- HQ-182 «Hà Nội» проекта 636М для ВМС Вьетнама (строится с 2010 г.);
- HQ-183 «Hồ Chí Minh» проекта 636М для ВМС Вьетнама (строится с 2011 г.);
- Б-262 «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 (строится с 2011 г.);
- Б-263 «Старый Оскол» проекта 636.3 (строится с 2012 г.)[61].
Строительство лодок этого проекта предполагается продолжать.
Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» и освоение Приразломного месторождения
Первая в мире нефтедобывающая платформа, предназначенная для долговременной работы в Арктике (в Печорском море). Проект создается с 2003 г. (во многих источниках ошибочно указывается 1995 г, с которого создавался проект-предшественник). Позднее в проект вносились серьезные изменения - в связи с решением заказчика в 2006 г. отказаться от использования оборудования платформы "Хаттон" окончательный проект был утвержден в 2009 г.[62] Платформа служит постоянным предметом критики и даже нападений экологических организаций, выступающих против развития добычи нефти на российском арктическом шельфе. В 2011 г. была отбуксирована на место эксплуатации. На начало 2013 г. платформа находится на этапе приемо-сдаточных испытаний первой пусковой очереди и соответствующих доработок. [63] Общая стоимость проекта с бурением 40 скважин - 7 млрд. долларов, из которых примерно половина стоимость платформы и половина - стоимость бурения. [64] [65]
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»
- См. раздел «Атомная энергетика».
Морские порты
Порт Сабетта
Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[66]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[67]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд рублей[68], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд рублей. [69]
Порт Тамань
Строящийся порт в Краснодарском крае. Планируемый объем инвестиций в его строительство — 200 млрд рублей [70].
Трубопроводы
Южный поток
Газопровод по дну Чёрного моря из России в ЕС. После выхода Южного потока на полную мощность будет окончательно сведена на нет роль Украины как транзитера российского газа.
Продуктопровод Пуровский ЗПК – "Тобольск-Нефтехим"
Продуктопровод длиной 1100 км предназначен для транспортировки продуктов предварительной переработки газового конденсата из месторождений Западной Сибири (широкой фракции легких углеводородов) к месту окончательной переработки в г. Тобольск. Строительство началось в 2012 г. [71][72] Объем инвестиций компании "СИБУР" в проект в 2013-2017 гг. должен составить 143 млрд. рублей. [73]
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
ВЛ 220 кВ «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» с отпайкой до НПС № 14"
Высоковольтная линия электропередач на западе Якутии напряжением 220 кВ с общей длиной линий 1500 км. Строится для использования избыточных мощностей Вилюйских ГЭС-1,2,3 для электроснабжения юго-запада Якутии, включая объекты трубопровода ВСТО. Стоимость проекта 36 млрд рублей.[74] В дальнейшем предполагается продлить эту линию далее на юг, соединив, тем самым, изолированный в настоящее время Западный энергорайон Якутии с Единой энергосистемой России. [75]
Реконструкция сетей распределения электроэнергии в районе г. Сочи перед Олимпиадой
Общая стоимость проекта, включающего строительство и реконструкцию 16 объектов, в том числе строительство 198 км новых ЛЭП, составит 30 млрд. рублей. Проект должен быть завершен в 2013 г. [76]
ВЛ 220 кВ «Татаурово – Горячинск – Баргузин»
Строящаяся c 2011 г. ЛЭП в Бурятии общей длиной 240 км, которая должна обеспечить электроснабжение объектов курортной особой экономической зоны "Байкальская гавань". Проект включает строительство двух новых подстанций и ввод новых ячеек на еще одной. Полная стоимость проекта оценивается в 13 млрд. рублей. [77] [78]
Гидроэнергетика
Богучанская ГЭС
Крупная гидроэлектростанция на реке Ангара в Красноярском крае, имеет можность 3 ГВт (пятая по мощности в России). Строительство начато в 1974 г. В период 1994 по 2006 г. (на апрель которого готовность составляла порядка 58 %) строительство почти останавливалось. На конец января 2013 г. работы на станции практически завершены, введены в эксплуатацию 4 гидроагрегата, проводится наполнение водохранилища и строительство дополнительных ЛЭП. Общие инвестиции в строительство (достройку) превышают 90 млрд руб.[79] Проект связан со строительством Богучанского алюминиевого завода, который должен стать крупнейшим потребителем энергии, производимой на ГЭС.
Бурейская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[80]
Нижне-Бурейская ГЭС
Станция-контррегулятор (то есть сглаживающая колебания уровня воды) Бурейской ГЭС. Мощность 320 МВт. Стоимость проекта 15 млрд рублей. На конец 2012 г. подготовительные работы на стройплощадке завершены, вскоре планируется начать строительство основных сооружений станциии. [81]
Загорская ГАЭС-2
Вторая очередь гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [82]
Усть-Среднеканская ГЭС
Гидроэлектростанция строится на реке Колыма в Магаданской области с 1991 г. Мощность станции 570 МВт. Ввод в строй первых двух из четырех гидроагрегатов планируется в 2013 г. [83]
Зарамакский каскад ГЭС
Строится с 1976 г. в Северной Осетии. Сложный гидротехнический узел, включающий на первом этапе две гидроэлектростанции Головную Зарамакскую ГЭС и Зарамакскую ГЭС-1, связанные подземным безнапорным деривационным каналом длиной 14 километров. Головная Зарамакская ГЭС мощностью 10 МВт была введена в эксплуатацию в 2009 г. Зарамакская ГЭС-1 мощностью 342 МВт станет крупнейшей в России по напору воды, который составит 630 метров. На 2012 г. только ее достройка оценивалась в 20 млрд рублей. [84]
Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС
После крупнейшей аварии 17 августа 2009 г. началось восстановление и реконструкция крупнейшей в России ГЭС. Строительство берегового водосброса уже завершено (см. "Завершенные проекты"). Собственно восстановление ГЭС оценивалось в 2010 г в 30-40 млрд. рублей. [85]
Атомная энергетика
Балтийская АЭС
АЭС в составе двух энергоблоков общей смощностью 2,3 ГВт, строящаяся в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и призвана обеспечить. Первый объет Росатому на который планировалось допустить иностранных инвесторов — энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой — 225 млрд рублей. [86]
Ленинградская АЭС-2
Строится как замена почти выработавшей ресурс Ленинградской АЭС, реакторы которой вскоре начнут постепенно выводиться из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200. [87]
Нововоронежская АЭС-2
Строится как замена почти выработавшей ресурс Нововоронежской АЭС, реакторы которой постепенно выводятся из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200. [88]
АЭС Куданкулам (Индия)
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. На начало 2013 г. проводятсяы последние проверки на первом энергоблоке [89] и завершаются работы на 2-м. Планируется постороить еще два энергоблока. [90] Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [91][92][93] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[94]
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»
Предназначена для снабжения электроэнергией и теплом одного из отдаленных районов России. Установленная мощность каждого из двух реакторов — 35 МВт. Спущен на воду в 2010 г. В дальнейшем предполагается строительство подобных станций и на экспорт. Стоимость вместе с береговой инфраструктурой 16,5 млрд рублей. [95]
Строительство отдельных новых энергоблоков ВВЭР-1000
Строительство каждого такого энергоблока стоит порядка 100 млрд рублей, но достаточно быстро окупается. На начало 2013 г. в разных стадиях постройки находятся (кроме замороженных):
- энергоблок № 3 Ростовской АЭС — строится с 2009 г.
- энергоблок № 4 Ростовской АЭС — строится с 2010 г.
4-й энергоблок Белоярской АЭС типа БН-800 (первый в мире замкнутого цикла)
Строящийся энергоблок на быстрых нейтронах нового проекта БН-800, на котором впервые в мире будет отрабатываться технология переработки отработанного ядерного топлива непосредственно на АЭС. Стоимость проекта по разным оценкам от 1,2 млрд долларов до 135 млрд рублей. [96]
Тепловая энергетика
Няганская ГРЭС
Крупная тепловая электростанция, возводимая в удаленном районе Ханты-Мансийского АО. Общая мощность станции 1260 МВт. Общий объем предполагаемых инвестиций — 52 млрд рублей.[97][98]
Новый энергоблок Ижевской ТЭЦ-1
Новый энергоблок Ижевской ТЭЦ-1 мощностью 230 МВт (который в несколько раз раза мощнее всех семи остальных вместе взятых) начали строить в 2012 г и планируют сдать в декабре 2013 г. Стоимость проекта с налогами 10 млрд. рублей. [99]
Третий энергоблок Березовской ГРЭС
Строящийся энергоблок будет иметь мощность 800 МВт. Ввод в строй ожидается в 2013 г. [100] Стоимость проекта 380 млн. долларов. [101]
Энергоблок №10 Троицкой ГРЭС
Строительство крупнейшего в России пылеугольного энергоблока мощностью 660 МВт ведется с 2011 г. Стоимость проекта 60 млрд. рублей. [102]
ТЭС Полярная, г. Салехард
Строиящаяся телоэлектростанция в Ямало-Ненецком АО почти точно на полярном круге. Мощнось - 268 МВт. На начало 2013 г. станция активно строится. [103] Cтоимость проекта - 17 млрд. рублей. [104]
Строительство отдельных энергоблоков на базе парогазовой установки ПГУ-420
ПГУ-420 - современная парогазовая установка с высоким КПД мощностью 420 МВт. Используется при строительстве целого ряда энергоблоков на существующих ТЭЦ и ГРЭС.
- энергоблок №4 Череповецкой ГРЭС. Строится с 2011 г. [111]
Крупнейшие промышленные предприятия
Судостроительный комплекс «Звезда»
Крупнейшая верфь, первая очередь которой строится на Дальнем Востоке в бухте Большой Камень. Будет способна строить суда водоизмещением до 350 тыс. тонн. Стоимость первой очереди, по видимому, составляет 27 млрд. руб. [112]
Цементные заводы
- Цементный завод ОАО "Мордовцемент" в п. Сенгилей Ульяновской области. Цементный завод производительностью 1,25 млн. тонн цемента в год. Строится с 2009 г., ввод в строй ожидается в 2013 г. Общий объем инвестиций 14 млрд. рублей.[113][114]
- "Калужский цементный завод" в селе Маклаки Думиничского района Калужской области. Крупнейший цементный завод производительностью 3,5 млн. тонн цемента в год. Строится с 2011 г., ввод в строй ожидается в 2014 г. Общий объем инвестиций 20 млрд. рублей.[115][116]
- "Азия-Цемент" в селе Усть-Инза Никольского района Пензенской области. Крупнейший цементный завод производительностью 4 млн. тонн цемента в год. Строится с 2009 г., ввод в строй первой очереди на 2 млн. тонн цемента в год ожидается в 2013 г., второй - в 2015 г. Общий объем инвестиций 11 млрд. рублей.[117]
Универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом заводе
Комплекс, первые объекты которого уже введены в строй[118], позволит развернуть производство непрерывных стометровых рельсов. Общий объем инвестиций 25 млрд. рублей. [119]
Реконструкция рельсопрокатного стана на Новокузнецком металлургическом комбинате
Первая очередь проекта введена в строй[120], в результате проект позволит развернуть производство непрерывных стометровых рельсов. Общий объем инвестиций 485 млн. долларов. [121]
Богучанский алюминиевый завод
Крупный алюминиевый завод, строящийся недалеко от Богучанской ГЭС, от которой он и должен получать электроэнергию, являясь ее основным потребителем. Производственная мощность завода - 600 тыс. тонн алюминия в год. Первую очередь завода планируется ввести в строй в 2013 г. Общая стоимость проекта 3,6 млрд. долларов. [122]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Московский международный деловой центр "Москва-Сити"
На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд. долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим росийским проектам. Среди незавершенных к крупнейшим можно отнести следующие:
- "Меркурий Сити Тауэр" - небоскреб, высота 338,8 м, 180 тыс. м², вначале 2013 г. идут отделочные работы. С конца 2012 г. считается высочайшим зданием Европы.
- Вторая очередь комплекса "Федерация" - неспешно достраивающаяся на начало 2013 г. вторая, более высокая башня комплекса (360 м) и шпиль (506 м). Стоимость всего проекта «Федерация» составляет 1,2 млрд. долларов.
Наука
Океанариум во Владивостоке
Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения РАН. Должен стать одним из крупнейших в мире. Срок ввода в строй - сентябрь 2013 г. Стоимость проекта 16 млрд. рублей. [123]
Инновоционный центр «Сколково»
Крупный технопарк, строящийся в Подмосковье. Стоимость проекта составит порядка 120 млрд рублей.[124]
Международный экспериментальный термоядерный реактор
Россия является одним из основных участников проекта создания международного экспериментального термоядерного реактора ITER (ИТЭР). Как показали исследования для успешного получения термоядерной энергии важным является достаточно большой размер реактора, так как при этом процесс получается значительно более эффективным. Изначально общая стоимость строительства экспериментальной установки оценивалась в 12 млрд евро, поэтому для ее создания были объединены финансовые и технические возможности всех ведущих научных держав, включая Россию, которая изготавливает ряд компонентов будущего реактора. В настоящее время объект находится в начальной стадии строительства[125]. Грандиозные размеры реактора можно оценить по этому рисунку, найдя фигурку человека в синем в самом низу[126]
Спорт
Стадион "Зенит" в Санкт-Петербурге
Новый строящийся футбольный стадион в Санкт-Петербурге на месте демонтированного стадиона имени С. М. Кирова. Строительство начато в 2007 году. 18 октября 2012 года власти Санкт-Петербурга внесли на утверждение Главгосэкспертизы обновленную смету строительства «Зенит-Арены» в 43,8 миллиарда рублей[127]. 19 декабря 2012 года председатель Комитета по строительству Петербурга Артеев заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию 20 октября 2015 года[128]. Планируется проведение на стадионе матчей Чемпионата мира по футболу 2018.
Стадион "Спартак" в Москве
Строящийся в районе Тушино футбольный стадион на примерно 45 тысяч зрителей, на котором в 2018 г. должна проходить часть игр Чемпионата мира по футболу. С точным названием стадиона футбольный клуб пока не определился. Стоимость собственно стадиона и возводимой вместе с ним малой арены составляет 12 млрд. рублей, кроме того еще в 10-15 млрд. рублей обойдется усиление транспортной инфраструктуры вокруг стадиона. [129]
Стадион "Рубин-Арена" в Казани
Футбольный стадион 45 тысяч зрителей с возможностью расширения до 60. Строится с 2010 г. Предполагается его активное использование при проведении Универсиады - 2013 и Чемпионата мира по футболу -2018. Стоимость проекта 13 млрд. рублей. [130]
Многофункциональный комплекс "ВТБ-Арена Парк" (реконструкция стадиона "Динамо"), г. Москва
Проект, предусматривающий строительство футбольного стадиона "ВТБ Арена" (глубоко реконструировнного стадиона "Динамо"), включает также создание других спортивных, развлекательных, жилых и коммерческих объектов, а также парковой зоны. Когда выяснилось, что стадион не предполагается использовать в ходе Чемпионата мира 2018 г., то проект был упрощен за счет уменьшения количества зрительских мест до 27 тысяч и отказа от поворота оси стадиона. Общая стоимость проекта, около половины из которой составляет стоимость стадиона оценивается от 700 млн. долларов до 950 млн. евро. [131] Объект строится с начала 2012 г. [132]
Олимпийский стадион "Фишт", г. Сочи
Один из крупных олимпийских объектов, предназначен прежде всего для проведения церемоний во время Зимней Олимпиады в Сочи, а затем, будет служить футбольным стадионом, в том числе во время Чемпионата мира 2018 г. Должен быть введен в строй в 2013 г. Фактическая общая стоимость проекта 15,5...23,5 млрд. рублей по разным оценкам. [133]