Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
Символы нации
Вторая сцена Мариинского театра
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге построена рядом с историческим зданием театра на набережной Крюкова канала и открыта в 2013 г.[1] Фактически был построен новый театр общей площадью более 79 тыс. м² с тремя подземными и семью надземными этажами. На сооружение из федерального бюджета было отпущено 22 млрд рублей. [2]
Космонавтика и ракетная техника
Ракета «Булава»
Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок. Разрабатывалась с 1998 г. Принята на вооружение в 2013 г. вместе с подводной лодкой «Юрий Долгорукий».
Авиация
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»
Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[3] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).
Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии
Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии в 1999-2013 гг. Фрегаты первой серии были введены в строй ранее - 2 корабля в 2002 г. и 1 в 2004 г. Отличие второй серии, строившейся в 2007-2013 гг. состоит, в частности в использовании противокорабельного ракетного комплекса "Брамос" взамен установленного на фрегатах первой серии комплекса "Клаб-Н". Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. На май 2013 г. заказчику передано два фрегата второй серии, третий завершил морскую часть государственных испытаний и готовится к передаче заказчику.
- «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в апреле 2012 г.
- «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в ноябре 2012 г.
- «Trikand», заложен в 2008 г., спущен на воду в 2011 г., в апреле 2013 г. завершил морскую часть государствнных испытаний и фактически находится в процессе подготовки передачи заказчику, которая планируется 29 июня 2013 г.[4]
На основе проекта фрегатов этого типа в настоящее сремя строится серия фрегатов для российского флота.
Морские порты
Железные дороги
Автомобильные дороги
Дублёр Курортного проспекта г. Сочи (первая очередь)
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[5] или более [6]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[7]. Строительство оставшейся части дороги на начало 2013 г. продолжается.
Линии метрополитена
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 г., поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.
Строительство Казанского метрополитена
- Первая очередь Казанского метрополитена. Строившийся с 1997 г. участок введен в строй в составе 5 станций из 7 запланированных в 2005 г. к празднованию 1000-летия Казани. В 2008 и 2010 гг. завершены еще две станции[8]. До 2005 г. в проект было вложено по разным оценкам 12…17 млрд рублей в ценах тех лет[9].
- Вторая очередь Казанского метрополитена (первые три станции). С 2011 г. идет строительство второй очереди (оставшейся части Центральной линии) Казанского метрополитена. Три станции введены в строй в мае 2013 г. к Универсиаде, еще одну станцию («Дубравная») начали строить в 2012 г. и ее ввод планируется в 2015 г. Проходка тоннелей на участке завершена в летом 2012 г.[10] Строительство трех станций к Универсиаде оценивалось в 18 млрд рублей[11]. Общий объем инвестиций в проект, с учетом приобретения дополнительных поездов, — 25 млрд рублей[12].
Крупнейшие мосты
Крупнейшие тоннели
Аэропорты и аэродромы
Реконструкция аэропорта Кольцово (Екатеринбург)
На первом этапе (в 2003…2009 гг) в проект реконструкции аэропорта г. Екатеринбурга было вложено 12 млрд рублей.[13] С декабря 2011 г. ведутся менее масштабные работы второго этапа реконструкции, который планируется завершить в 2014 г.
Рудные месторождения
Угольные месторождения
Нефтяные и газовые месторождения
Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение
Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г.[14] Инвестиции только за период 1994…2001 гг. составили 140 млрд рублей. [15] На полную проектную мощность после развития инфраструктуры с 2007 г. выведено в 2013 г. На местороджении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [16]
Нефтепроводы
Газопроводы
Бованенково-Ухта (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [17] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [18] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.
Ухта-Торжок (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [19] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [20]
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
Энергетическое кольцо 330 кВ в Санкт-Петербурге (первая очередь)
Строится с 2007 г., включает в том числе подводную кабельную ЛЭП по дну Финского залива. В декабре 2012 г. ЛЭП введены в строй, в 2013 г. ожидается запуск последнего объекта — подстанции Василеостровская. [21] Общая стоимость проекта — 32 млрд рублей. [22]
Схема выдачи мощности Богучанской ГЭС
Проект включает строительство линий с подстанциями 220 и 500 кВ. Общая стоимость проекта 48,5 млрд рублей[23]. Линия 220 кВ длиной 301 км, а также новые и реконструируемые подстанции 220 кВ стоимостью 12 млрд рублей к концу 2012 г. уже введены в строй[24]. На начало 2013 г. строится последнаий крупный объект проекта ВЛ 500 кВ «Богучанская ГЭС — Озерная».
Энергетическое кольцо 500 кВ Чугуевка — Лозовая — Владивосток с подстанцией 500 кВ Лозовая
Проект предназначен для увелиения объемов и надежности энергоснабжения юга Приморского края, а также обеспечивает возможность реализации ряда крупных проектов в регионе. Проект строится с 2008 г. и на начало 2013 г. практически завершен. Стоимость проекта 12 млрд рублей[25].
Перевод воздушных линий в кабельное исполнение в районе инновационного центра Сколково
Проект предусматривал реконструкцию нескольких высоковольтных линий в районе ПС 500 кВ «Очаково». (Реконструкция участка КВЛ 500 кВ Западная-Очаково, сооружение участков КВЛ 220 кВ Очаково-Красногорская, КВЛ 220 кВ ТЭС Лыково-Очаково , КВЛ 220 кВ Очаково-Подушкино, КВЛ 220 кВ Очаково-Нововнуково и КВЛ 110 кВ Очаково-Одинцово I и II цепь с отп.) Реконструкция началась в 2010 г. и в основном завершилась в 2012 г. [26] Стоимость проекта 14 млрд рублей, полный ввод в строй ожидается в 2014 г. (п. 1343 Инветиционной программы ФСК ЕЭС на 2013—2017 гг.[27]).
Гидроэнергетика
Атомная энергетика
АЭС Куданкулам (Индия)
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. Первый реактор введен в строй в мае 2013 г.[28] и завершаются работы на 2-м. Планируется построить еще два энергоблока. [29] Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [30][31][32] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[33]
Тепловая энергетика
Адлерская ТЭЦ, г. Сочи
ТЭЦ мощностью 360 МВт (с двумя установками ПГУ-180), призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [34] Введена в строй в 2013 г. [35]
Промышленность строительных материалов
Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области
Крупнейший в России кирпичный завод. Введен в строй в конце 2012 г., на полную мощность (160 млн шт. условного кирпича в год) должен выйти к середине 2013 г. Стоимость проекта 10 млрд рублей. [36]
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Деревоперерабатывающий комплекс «Аркаим»
Деревоперерабатывающий комплекс полного цикла обработки древесины производственной мощностью 1,1 млн м³ в год круглого леса строился с 2008 по 3 квартал 2012 гг. в районе порта Ванино, Хабаровский край[37]. Стоимость проекта 415 млн евро[38]. Годовой выпуск готовой продукции при полном освоении мощностей составит: пиломатериалов — до 700 тыс. м³; древесно-стружечных плит — 140 тыс. м³; топливных гранул — 240 тыс. тонн; строганных пиломатериалов — 180 тыс. м³; конструкционного бруса — 110 тыс. м³; мебельного щита — 70 тыс. м³.
Металлургия
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Завод полипропилена «Полиом», г. Омск
Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[39]
Химическая промышленность
Производство меламина на заводе Невинномысский азот, Ставропольский край
Первое в России производство широко использующегося в органической химии вещества меламина. Производственная мощность 50000 тонн в год, что должно было полностью удовлетворить потребности российского рынка. Стоимость проекта 10,5 млрд рублей[40]. Объект строился с 2007 по май 2012 г.[41] В результате реализации проекта уменьшены выбросы углекислого газа, так как в этом производстве он используется в качестве сырья. В дальнейшем планируется реализовать проект расширения производства аммиака на заводе на сумму порядка 30 млрд рублей[42].
Машиностроение
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Коммунальное хозяйство
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.
Особая экономическая зона «Алабуга»
Расположенная в республике Татарстан особая экономическая зона создана в 2006 г. В 2012 г. запущена вторая очередь проекта — дополнительная территория для размещения промышленных объектов. В развитие инфраструктуры Алабуги государством вложено 18 млрд рублей. На начало 2013 г. сумма уже вложенных компаниями-резидентами инвестиций достигла 37,5 млрд рублей[43]. Общий объем заявленных инвестиций резидентов на 1 января 2013 г. — 86 млрд рублей. К 2020 г. по этому показателю планируется достичь 378 млрд рублей.
Технополис «Химград»
Современный индустриальный комплекс, расположенный в северо-западной части Казани. Специализируется на химической и нефтехимической промышленности, также занимается энергосбережением и энергетикой, нанотехнологиями, материалами и компонентами, медициной, фармацевтикой и биотехнологиями. Первая очередь проекта, в которую было инвестировано 12,5 млрд руб, была запущена в 2007 году. В 2012 году общая выручка предприятий-резидентов технополиса составила 12 млрд рублей, планируется довести выручку до 16 млрд, а количество резидентов — до 200. [44][45][46][47]
Наука и образование
Кампус Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
Дальневосточный федеральный университет образован слиянием четырех ведущих вузов Владивостока. Для Университета врамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 г. построен абсолютно новый кампус на острове Русский, в который на начало 2013 г. проходит его постепенный переезд. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривала выделение на развитие вуза 42 млрд рублей. По данным Российской Газеты общая стоимость проекта составила 75 млрд рублей[48], которая не кажется такой уж огромной учитывая общую площадь зданий 800 тыс. м², а также необходимость строительства всей инфраструктуры практически с нуля.
Экология
Утилизация ранее выведенных из состава флота атомных подводных лодок, скопившихся в местах хранения
К концу 1996 г. количество выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок превысило 150 единиц, при этом темпы работ по утилизации были столь медленными, что, по некоторым источникам, списанным подводным лодкам приходилось ожидать очереди на утилизацию по 15-20 лет.[49] Кроме того, инфраструктура утилизации подлодок не отвечала современным требованиям. В результате сложившейся ситуации с 2002 г. Россия стала первым получаетелем средств по программе большой восьмерки «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» (в которй участвуют 23 государства). Также часть средств и оборудования была получена в рамках двухсторонних договоров, а также экологического партнерства «Северное измерение».
На 2013 г. работы по утилизации подлодок практически завершены — из 199 выведенных из состава флота атомных подводных лодок утилизированы 192, утилизацию последней планируется завершить в 2014 г. (исключение составит первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которую планируют временно законсервировать)[50]. Общая стоимость работ, включая строительство соответствующей инфраструктуры составила около 64 млрд рублей, из них порядка 24 млрд рублей — средства России.[51] Дальнейшие работы по рекультивации территорий, улучшению технологий и утилизации вновь выводимых из состава флота подводных лодок запланированы в составе соответствующих федеральных программ.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Саммит АТЭС 2012, г. Владивосток
Ежегодный саммит лидеров экономик стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) впервые проходил в России. В рамках его подготовки было решено значительно улучшить инфраструктуру г. Владивосток и Приморского края. Общая стоимость подготовки к саммиту вследствие этого достагла 660 млрд рублей[52], из них только на газификацию пошло 300 млрд. В рамках подготовки к саммиту были введены следующие крупные объекты:
- Мост на остров Русский (Русский мост)
- Мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост)
- Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», включающая мост через Амурский залив
- Первая очередь газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток
- Кампус Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
- Реконструкция аэропорта «Владивосток» (Кневичи)
Строительство части крупных объектов все еще ведется:
- Океанариум во Владивостоке
- Автодорога Владивосток — Находка — порт Восточный (в рамках подготовки к саммиту построен первый небольшой участок)
Также в проект входило множество объектов стоимостью менее 10 млрд рублей, список которых есть в Википедии. Кроме того, у проекта есть официальный сайт http://apec.primorsky.ru/
Социально-экономическое развитие Чеченской Республики
Соответствующая программа, предусматривающая финансирование этого проекта, сменила завершившуюся в 2007 г. программу восстановления республики и первоначально была рассчитана c 2008 г. по 2011 г., однако в условиях финансового кризиса строительство части предусмотренных объектов было перенесено c 2009 и 2010 г. на 2012-2013 гг.[53].
Необходимость реализации этой программы не вызывает сомнений, так как на момент начала ее реализации социально-экономическая ситуация в республике была критической — 73 % работоспособного населения были безработными, школьники местами вынуждены были учиться в три смены (более 46 процентов учеников учились во вторую или третью смену), обеспеченность населения больничными койками меньше общероссийских показателей в 1,6 раза, поликлиниками — в 5 раз, врачами — в 2,4 раза, были разрушены и находились в аварийном состоянии до 70 % автодорог и до 80 % искусственных сооружений[54].
Выполнение проекта позволило кардинально улучшить ситуацию по всем направлениям — построены школы, дома, больницы, промышленные и агропромышленные предприятия, восстановлены построенные при Царе и заброшенные еще во времена Перестройки оросительные каналы[55].