Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.), введенные в строй с 21 октября 1894 г. по 23 апреля 1906 г. Границы периода обусловлены фактическим вступлением на престол и изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием конституции Империи).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
После победы над Китаем в войне 1894-1895 гг. Япония взяла курс на создание общеазиатской империи, которая должна была включать в том числе и российский Дальний Восток. Частью этой политики было строительство на зарубежные кредиты и, большей частью, на зарубежных же верфях мощного флота, явно непосильного для этой страны в мирное время. По этой причине на рубеже веков Россия также предпринимала меры по наращиванию военно-морских сил, которые к началу войны стали вторыми по силе в мире после английских. Однако в дальнейшем распыленность сил по трем в разной степени изолированным театрам (Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому), а также экономия средств по инициативе министерства финансов, привели к тому, что основные силы построенного в это время флота были разбиты на Дальнем Востоке по частям.
Эскадренный броненосец «Наварин»
Первый русский эскадренный броненосец с "классическим" для этого типа кораблей основным вооружением - четырьмя орудиями калибром 305 мм в двухвухорудийных башнях. Заложен в Санкт-Петербурге в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в июне 1896 г. Стоимость корпуса 2,9 млн рублей, механизмов (с учетом штрафа за задержку изготовления) 1,5 млн рублей, с учетом того, что миллионные суммы требовались также на броню и вооружение, и дело происходило в начале 1890-х, однозначно относится к крупным проектам.
Эскадренный броненосец «Три Святителя»
Заложен в сентябре 1891 г. на верфи Николаевского адмиралтейства, спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в 1895 г. (по некоторым сведениям фактически в 1897 г.). Получив, по сравнению с «Навариным», увеличенные скорость и водоизмещение, улучшенную броню и новые орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда, на момент ввода в строй являлся сильнейшим боевым кораблем в мире. Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну водоизмещения[1], можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (25 млн рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
Броненосец строился в рамках скорректированной двадцатилетней программы развития флота 1881 г. Заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1894 г., введен в эксплуатацию в августе 1896 г. Точной стоимости проекта обнаружить не удалось, но, учитывая тогдашнюю практику оплаты работ по водоизмещению и типичные цены для заводов Санкт-Петербурга[2], корабль можно оценить в 7-9 млн рублей в ценах 1901 г., что составляет 13-16 млрд рублей в ценах 2012 г.[3]
Эскадренные броненосцы типа «Полтава»
Серия эскадренных броненосцев Балтийского флота, построенных по судостроительной программе 1881 г. В дальнейшем были переведены на Тихий океан. Стоимость каждого корабля составила более 8 млн рублей в ценах середины 1890-х гг. (при сравнении с аналогами стоимость можно оценить в 8,2 млн рублей, что составляло более 15 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля:
- «Полтава» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в июне 1900 г.
- «Петропавловск» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в 1899 г.
- «Севастополь» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1895 г., вошел в строй в июле 1900 г.
Эскадренный броненосец «Ростислав»
Облегченный эскадренный броненосец, предназначенный для действия в прибрежных районах Черного моря. Заложен в мае 1895 г., спущен на воду в августе 1896 г., вошел в строй в 1900 г. (хотя артиллерия главного калибра дорабатывалась фактически до 1902 г.). Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну проектного водоизмещения[4], можно оценить в 9,8 млн рублей в ценах 1901 г. (17 млн рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» и «Победа»
Серия эскадренных броненосцев отечественого производства в которой броня и артиллерия были принесены в жертву кресерским качествам (скороси и дальности). Корабли получились достаточно мощными, но, в целом, не слишком удачными, поскольку их скорость практически не превосходила скорость броненосцев следующего поколения и отказ от бронирования оконечностей оказался неудачным для того времени решением. Стоимость каждого кораблей составила от 10,05 до 11,34 млн рублей (18-20 млрд рублей в ценах 2012 г.). Изначально по проекту было заказано два корабля, третий строилсся позднее и по измененнному проекту. Всего в серии было построено три корабля:
- «Пересвет», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
- «Ослябя», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
- «Победа», заложен в феврале 1899 г., введен в строй в феврале 1903 г. Обычно все три корабля относят к типу «Пересвет», но третий (дополнительный) корабль серии — «Победа» — несмотря на практически неизменный внешний вид, существенно отличался от первых двух в боевом отношении, так как имел броню следующего поколения (+20 % прочности), новые усиленные орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда и увеличенную на 470 миль дальность плавания.
Эскадренный броненосец «Ретвизан»
Эскадренный броненосец строился в США, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в июле 1899 г., в строю с декабря 1901 г. Общая стоимость корабля 12,55 млн рублей[5] (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренный броненосец «Цесаревич»
Эскадренный броненосец строился во Франции, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в мае 1899 г., спущен на воду в феврале 1901 г., в строю с августа 1903 г. Общая стоимость корабля 14 млн рублей[6] (25 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренные броненосцы типа «Бородино»
Серия первоклассных эскадренных броненосцев, построенных по по улучшенному проекту броненосца «Цесаревич» на судостроительных заводах Санкт-Петербурга. Согласно принятой в 1898 г. программе кораблестроения «Для нужд Дальнего Востока» в стране фактически создавался третий флот — Тихоокеанский. Сверх обычного бюджета военного кораблестроения на эти цели в рамках программы выделялось 90 млн рублей (около 160 млрд рублей в ценах 2012 г.), которые должны были пойти большей частью на строительство пяти дополнительных эскадренных броненосцев. Корабли строились для экстренного усиления флота ввиду угрозы нападения Японии, однако силами тогдашнего министра финансов Витте, яростно возражавшего против малейшего завышения расходов на оборону, сроки их готовности при дальнейшей переработке программ строительства флота были сдвинуты с 1902 на 1905 г., что сыграло роковую роль в судьбе и этих кораблей, и страны в целом. Стоимость единицы без учета существенного удорожания из-за переделок при постройке 13,4-14,6 млн рублей в ценах 1900 г.[7] (24-26 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено пять кораблей:
- «Бородино», заложен 1900 г., вошел в строй в сентябре 1904 г.
- «Император Александр III», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1903 г.
- «Орёл», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1904 г. непосредственно перед уходом на Дальний Восток. Готовность корабля сильно задержала диверсия (как считается, кого-то из революционно настроенных рабочих), в результате которой весной 1904 г. почти достроенный корабль оказался полузатоплен у достроечной стенки в Кронштадте.
- «Князь Суворов», заложен 1901 г., вошел в строй в августе 1904 г.
- «Слава», заложен 1902 г., вошел в строй в июне 1905 г. — корабль не смогли подготовить к походу на Дальний Восток вовремя из-за того, что после диверсии на «Орле» туда пришлось передать часть механизмов, в том числе остродефицитные, по причине полной загрузки мощностей отечественных заводов, электроприборы. Возможно это обстоятельство стало роковым для всей войны, так как японский флот к этому времени имел только четыре броненосца и против пятого полноценного броненосца в русской линии неизбежно оказался бы слабо бронированный броненосный крейсер, который мог запросто взлететь на воздух или полностью потерять ход всего от одного попадания «Славы» главным калибром в район ватерлинии.
Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»
Второй полноценный эскадренный броненосец Черноморского флота. Заложен в сентябре 1898 г., спущен на воду в сентябре 1900 г., вошел в строй в мае 1905 г. Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну проектного водоизмещения[8], можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (24 млн рублей в ценах 2012 г.).
Броненосный крейсер «Рюрик»
Первый в линейке крупнейших крейсеров своего времени, построенных Россией для борьбы, в случае чего, с британским судоходством в дальней океанской зоне. Корабль стал последним русским крейсером, имевшим паруса, которые, впрочем, вскоре демонтировали. "Рюрик" (и последовавшие за ним "Россия" и "Громобой") строились исходя из того, чтобы иметь дальность достаточную для прямого перехода с Балтики до Дальнего Востока без использования промежуточных портов. При этом несмотря на небольшую для крейсера скорость "Рюрик" имел мощное вооружение и бронирование. Предполагалось, что такое сочетание позволит практически безнаказанно действовать в дальних морях и на Тихом океане, где вероятность нарваться на сильного и быстрого противника была минимальной. Платой за такую универсальность стала большое водоизмещение и, соответственно, большая стоимость корабля. Заложен в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1892 г., введен в строй в октябре 1895 г. Стоимость корабля составила 7,6 млн рублей в ценах 1890 г. (что можно оценить примерно в 18 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Броненосный крейсер «Россия»
Корабль, представлявший собой значительно улучшенную за счет применения новейших на то время технических решений и несколько увеличенную версию «Рюрика», стал сильнейшим крейсером своего времени, который современники не без оснований считали выдающимся достижением отечественного судостроения (наример, очень лестно отзывается о крейсере в своих воспоминаниях служивший в то время на флоте великий князь Кирилл Владимирович). Заложен в ноябре 1893 г., спущен на воду в апреле (мае по новому стилю) 1895 г., введен в строй в сентябре 1897 г. Точную стоимость корабля найти не удалось, но, судя по аналогам, она могла достигать 10 млн рублей в ценах тех лет (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Броненосный крейсер «Громобой»
Последний в серии дальних броненосных крейсеров, "Громобой" получил по сравнению с "Россией" лучшие механизмы и лучшую броневую защиту. Водоизмещение и стоимость при этом снова выросли, однако огромный урон, нанесенный врагу крейсерами этого типа во время Русско-Японской войны, вполне оправдал их постройку, даже с учетом потери "Рюрика". Заложен в мае 1898 г., спущен на воду в мае 1899 г., введен в строй в октябре 1900 г. Точную стоимость крейсера найти не удалось (кроме отдельных статей расходов[9]: корпус - 4,1 млн рублей; машинная установка - 3,1 млн рублей; броня 0,7 млн рублей), но по аналогам ее можно оценить примерно в 10 млн рублей (18 млрд рублей в ценах 2012 г.)
Броненосный крейсер «Баян»
Последний крейсер судостроительной программы 1895 г., позднее вошедший в объединенную судостроительной программы "Для нужд Дальнего Востока". Строился во Франции с российским вооружением и отдельными компонентами. Заложен в июне 1899 г., спущен на воду в мае 1900 г., вошел в стирой в январе 1903 г. В ходе войны корабль показал себя лучшим среди русских крейсеров ноых проектов, поэтому позднее по немного улучшенному проект крейсера были построены еще три корабля. Стоимость проекта 7,0 млн рублей [10] (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»
Крейсера этого типа предназначались для разведки при эскадре, а также борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от своих берегов. Строились они по судостроительной программе 1895 г. специально для Тихого океана. Общая стоимость каждого корабля составила 6,4 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля этого типа:
- «Паллада» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в августе 1899 г., введен в строй в мае 1901 г.
- «Диана» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в октябре 1899 г., введен в строй в декабре 1901 г.
- «Аврора» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в мае 1900 г., введен в строй в июне 1903 г.
Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»
Крейсер строился в США с целью изучить передовую практику строительства кораблей этого типа в мире, а также экстренно усилить силы на Тихом океане, где Япония также скупала корабли по всему миру. Дополнительным фактором при этом, по видимому, послужило то, что все стапеля Санкт-Петербургских кораблестроительных заводов к этому моенту были заняты строительством других кораблей. Вооружение и часть комплектующих были российскими. Заложен в 1898 г., спущен на воду 19 октября 1899 г., из-за волны всеобщих стачек и забастовок, охвативших в то время в США, передан заказчику с опозданием в сентябре 1900 г., фактически введен в эскплуатацию в 1901 г. Общая стоимость корабля 5,9 млн рублей [11] (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»
Первый корабль серии были построен в Германии с российским вооружением и отдельными компонентами. В дальнейшем передж войной он был признан наиболее удачным из всех заказывавшихся в качестве «образцов» импортных крейсеров («Аскольд», «Варяг», "Баян"). В результате в России по данному проекту было построено еще три крейсера (четвертый, который должен был стать вторым в серии, достроен не был, так как погиб при пожаре в деревянном эллинге в низкой степени готовности). Стоимость головного крейсера составила 5,509 млн рублей (с учетом данных по стоимости 1900 г. и инфляции это позволяет оценить его стоимость практически ровно в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость остальных составила 7,36 млн рублей (13 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено 4 корабля, из них в этот период было введено в строй три:
- «Богатырь» — заложен в декабре 1899 г., спущен на воду в январе 1901 г., введен в строй в августе 1902 г.
- «Кагул» (позднее переименовывался в «Память Меркурия» и «Коминтерн») — заложен в августе 1901 г., спущен на воду в мае 1902 г., введен в строй в 1905 г.
- «Олег» — заложен в июле 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., введен в строй в июне 1904 г.
Морские порты
Военно-морская база Порт-Артур
15 марта 1898 г. в Пекине было подписано соглашение, согласно которому Квантунсий полуостров и расположенный на нем сильно устаревший к тому моменту порт-крепость Порт-Артур передавались в аренду России на 25 лет с првом соединения этой территории с КВЖД с помощью отдельной ветки. Порт-Артур имел стратегическое значение по двум причинам: во-первых, это был первый доступный Российскому Императорскому флоту незамерзающий порт на Тихом океане, а во-вторых он, в отличие от Владивостока и всех других военных портов России того времени, позволял свободный выход флота в мировой океан. Также большие надежды в экономическом плане возлагались на заложенный неподалеку коммерческий порт Дальний (который к настоящему моменту развился в крупный мегаполис Далянь).
В оборудование базы, первая очередь которой должна была быть окончательно введена в строй в 1909 г., в 1901-1904 гг. было инвестировано 11 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.) из 14 требовавшихся[12]. При этом на организацию ее обороны (строительство фортификационных сооружений крепости Порт-Артур) в 1900-1904 гг. было потрачено около 4,25 млн рублей при необходимых 15 млн рублей[13].
В дальнейшем в ходе войны крепость с честью выдержала полугодовую осаду - несмотря на неоправданную мягкость коменданта при переговорах о сдаче, в целом оборона Порт-Артура может рассматриваться как героическая, достаточно вспомнить первоклассные крепости в Европе, которые были взяты за куда меньший срок, чем недостроенный Порт-Артур. Как метко заметил один из участников тех событий под Порт-Артуром, каждый русский солдат "схватился с пятью японцами и двоих из них убил". Отдавая должное духу наших воинов здесь все же следует признать, что врядли они могли бы противостоять многократно превосходящему противнику не будь у них построенных перед войной укреплений. И неизвестно, не пришлось бы России лишиться вообще всего Дальнего Востока, не продержись Порт-Артур достаточно долго, пока по недостроенному Транссибу перевозили войска на восток.
Дальний
Коммерческий порт и одноименный город на арендованной у Китая территории, построенный с нуля неподалеку от военно-морской базы Порт-Артур. К сожалению, в те времена министру финансов таки удалось убедить руководство страны урезать военные расходы в пользу коммерческих, поэтому к началу войны с Японией в 1904 г. этот порт был практически отстроен (и даже победил в общеимперском конкурсе самых благоустроенных городов), в то время как гораздо более необходимые для обороны региона Транссиб, КВЖД и военно морская база Порт-Артур находились в полузаконченном состоянии. В результате порт, который в дальнейшем мог стать одним из крупнейших на Тихом океане и принести стране огромные прибыли, достался японцам. К настоящему времени он превратился в китайский город Далянь с населением более 6 млн человек. Объем инвестиций в проект в 1898-1904 гг. составил по разным сведениям порядка 20-30 млн рублей (36-54 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Порт Александра III
Железные дороги
На эти годы приходится пик железнодорожного строительства в стране. Ни до, ни после таких темпов работ в России не наблюдалось.
Великий сибирский путь (Транссибирская магистраль)
Крупнейший железнодорожный проект в истории - Транссибирская магистраль, известная в то время также как Великий сибирский путь или Великая сибирская железная дорога строилась с 1891 г. невиданными нигде более темпами - с 1893 по 1899 укладывалось в среднем по более чем 800(!) километров главных путей в год[14]. В среднем же Общая длина магистрали с ответвлениями составила в эти годы 9100 верст (9,7 тыс. км)[15], что вдвое превышало длину предыдущего рекордсмена - Канадской тихоокеанской железной дороги. Хотя саму трассу принято считать от Москвы до Владивостока, участок от Москвы до г. Миасс на Южном Урале был построен ранее и в эти годы велось строительство основного хода магистрали между Миассом и Владивостоком, а также ее ответвлений (крупнейшие из них: к Томску, Сретенску, Порт-Артуру, Хабаровску и т.д.). В 1895 г. трасса магистрали (как оказалось впоследствии временно) была спрямлена через китайскую провинцию Манчжурия, где для этого к 1903 г. была построена железная дорога, взятая в концессию (аренду) вместе с прилегающей местностью на 80 лет. Таким образом уже в 1900 г. стало возможным проехать на паровой тяге из центральной России до Владивостока (с пересадкими с железной дороги на паром на Байкале и пароходы на Амуре). С 1901 г. было открыто рабочее движение через Харбин до Владивостока, а в 1903 г. магистраль на всем протяжении была сдана в эксплуатацию, при этом паромная переправа сохранялась только на озеере Байкал. В сентябре 1904 г. было открыто сквозное железнодорожное движение на всем протяжении магистрали. Отдельные участки магистрали вводились в строй постепенно, из них в рассматриваемый период были построены (с запада на восток):
- Западно-Сибирская ж.д.
- Средне-Сибирская ж.д. (от Оби до Красноярска)
- Средне-Сибирская ж.д. (от Красноярска до Иркутска)
- Забайкальская ж.д. (на участках Иркутск-Байкал и Мысовая - Сретенск)
- Паромная переправа через озеро Байкал
- Кругобайкальская ж.д.
- Участок Кайдалово-Китайская граница Забайкальской ж.д.
- Китайско-Восточная железная дорога
- Участок Никольское-Китайская граница Уссурийской ж.д.
- Южно-Уссурийская ж.д.
- Северно-Уссурийская ж.д.
Кроме того, уже после ввода в строй на отдельных участках дороги проводились крупные проекты по усилению их провозной способности. Общая стоимость проекта в 1891-1904 гг. без учета военных расходов превысила 1 млрд рублей в ценах тех лет, что составляет более 2 триллионов рублей в ценах 2012 г.[16][17]
Западно-Сибирская железная дорога
Южно-Уссурийская железная дорога
Железная дорога строилась одной из первых на Транссибирской магистрали с 19 мая 1891 г., когда во Владивостоке в присутствии наследника цесаревича Николая Александровича официальный старт строительству Транссиба. Трасса дороги от Владивостока до Графской имеет протяженность 378 верст (403 км). Строительство дороги существенно усложняло то, что практически всё и стройматериалы, и механизмы, и рабочую силу приходилось завозить из центральной России пароходами практически вокруг света. Рабочее движение по дороге открыто в 1894 г., ведена в строй в 1896 г. Стоимость проекта 46,1 млн рублей в ценах тех лет[18] (около 100 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Северно-Уссурийская железная дорога
Именно под таким названием в документах тех лет значится северный участок Уссурийской железной дороги от Графской до Хабаровска протяженностью 341 верста (364 км). Строилась с июля 1894 г., рабочее движение открыто в октябре 1897 г., ведена в строй в ноябре 1897 г.[19]
Средне-Сибирская железная дорога (западная часть от Оби до Красноярска)
Средне-Сибирская железная дорога (восточная часть от Красноярска до Иркутска)
Железнодорожная линия от Красноярска до Иркутсяка, являющаяся частью Транссибирской магистрали длиной 1004 версты (1071 км). Строилась с 1894 г., рабочее движение открыто в феврале 1897 г., введена в строй в январе 1899 г. Стоимость проекта 101,2 млн рублей в ценах тех лет[20] (порядка 207 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Забайкальская железная дорога
Железная дорога строилась с 1895 г.
Кругобайкальская железная дорога
Последний отрезок Транссиба, строившийся в черезвычайно тяжелых условиях вдоль берега Байкала от станции Байкал до станции Мысовая. По количеству искусственных сооружений эта дорога сопоставима в России только с совмещенной автомобильной и железной дорогой Адлер - «Альпика-Сервис», построенной более чем сто лет спустя. За огромную стоимость работ Кругобайкальску железную дорогу в то время называли «Золотой пряжкой стального пояса России».
Участок Китайский разъезд - Манчжурия Забайкальской ж.д.
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
Витебско-Жлобинская железная дорога
Участок Екатеринбург - Челябинск
Участок Санкт-Петербург - Вологда
Участок узкоколейной железной дороги Вологда - Архангельск
Участок железной дороги колеей 1067 мм строился в 1894-1897 гг. в условиях крайне заболоченной местности. Формально открыт в 1897 г., регулярное движение начато в 1898 г.[21] Длина участка 560 км (525 верст). Сравнение с ранее построенными узкоколейными дорогами[22] показывает, что стоимость объекта составляла никак не менее, а, скорее всего, намного более 13 млн рублей в ценах 1901 г. (23 млрд рублей в ценах 2012 г.). Позднее, в годы Первой мировой войны, участок был перешит на широкую колею.