Обсуждение:Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)
Минимальная стоимость проектов
10,38 млн царских (они же советские в валюте - золотое содержание идентично) рублей в 1930 г., 9,40 в 1925 г. Рост мирового ВВП в 1914-1929 гг. 2%, в 1930-1938 - 1,3%.[1]
- 1925 9,40 млн рублей
- 1926 9,59 млн рублей
- 1927 9,78 млн рублей
- 1928 9,98 млн рублей
- 1929 10,18 млн рублей
- 1930 10,38 млн рублей
- 1931 10,51 млн рублей
- 1932 10,65 млн рублей
- 1933 10,79 млн рублей
- 1934 10,93 млн рублей
- 1935 11,38 млн рублей
Примечание: стоимость указана в золотых царских рубллях, равных 1/10 золотого советского червонца. "Обычные" рубли с 1928 г. имели к инвалютным мало отновшения, так как не подлежали свободному обмену. Хотя цены на многие товары в "коммерческих магазинах в 1928-1932 гг. выросли в 5-10 раз[2], а то и до 12-15-ти [3]. Реальное падение курса рубля, по-видимому, можно оценить с использованием изменения курса рубля в 1936-1937 гг., когда была, по-видимому, предпринята попытка вернуть связь внутреннему и инвалютному рублям. При этом золотое содержание инвалютного рубля сначала, в апреле 1936 г., было снижена с 0,774234 г[4] до 0,17685 г., в октябре до 0,17595 г., а в июле 1937 г. - до 0,167674 г[5], т.е. снизился. Считая, что в середине 1928 г. курс внутреннего рубля соответствовал инвалютному (0,774234 г), а в середине 1937 г. достиг значения 0,1167674 г., т.е. упал в 6,63 раза. Линейно интерполируя инфляцию по годам, получим оценку реального курса внутреннего рубля (дополнительное падение в 1,23391 раз в год:
- 1928 9,98 млн рублей
- 1929 12,56 млн рублей
- 1930 15,80 млн рублей
- 1931 19,75 млн рублей
- 1932 24,69 млн рублей
- 1933 30,86 млн рублей
- 1934 38,58 млн рублей
- 1935 49,56 млн рублей
Крупное, но недотягивающее по цене
- Реконструкция Брянского вагоностроительного завода в конце 1920-х - 7,23 млн рублей.[6]
- Новый турбинный цех Металлического завода в Ленинграде в конце 1920-х - 6,58 млн рублей.[7]
- Мерефо-Херсонский мост через Днепр в Днепропетровске, 1,6 км, 1932 г. Если бы достроили вовремя и, как хотели до революции, пустили трамвай и гужевой транспорт, то добавилось бы 3,187 млн рублей и точно был бы крупный проект, а для 1932 г. любая разумная цена на таковой уже, видимо, не тянет.
- Участок Сурханы — Янги-Базар Ашхабадской ж.д., 186 км, 1932 г. Судя по всему, стоил не более 50 тыс. рублей за версту, итого 8,72 млн рублей, что для начало 1930-х уже не крупный проект.
Проекты, спорные по цене
- Ж.д. Орша-Лепель, 1928 г., 138 км.
- Ж.д. Апостолово-Лоцманская, 1929 г., 160 км.
- Ж.д. Карталы - Магнитогорск, 1930 г., 144 км.
Крупное, но не наше
Здесь перечислены проекты, укащзанные в отдельных справочниках как советские/российские, но осуществленные на самом деле на территории на тот момент других государств:
- Ж.д. Ушково-Приморск-Выборг, 113 км, 1925 г. - может и крупное, но на территории Финляндии.