Невский завод
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Закрытое акционерное общество «Невский завод» — энергомашиностроительное предприятие в городе Санкт-Петербурге, один из лидеров турбокомпрессоростроения[1], до революций 1917 года являвшееся крупным судостроительным и паровозостроительным заводом. Входит в состав Акционерного общества «РЭП Холдинг». Основан 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года[2] как «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики».
В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
История предприятия
Предыстория предприятия
1850-е годы — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[3], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже чугуных.
1853—1856 годы — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более металическим парусно-винтовым кораблям, в том числе броненосцам.
Российская Империя
15 января (3 января по старому стилю) 1857 года — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики».
1858 год — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник».
1863—1864 годы — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга под два средних размеров судна каждый.
1865 год — спущен на воду первый отечественный броненосец «Кремль».
1866—1869 годы — на заводе построены два двухбашенных броненосных фрегата типа «Адмирал Спиридов»
март 1867 года — объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами.
1868 год — завод получил первый заказ на постройку паровозов.
1869 год — завод выпустил свою первую модель паровоза.
1870 год — представленный заводом на Всероссийской промышленной выставке паровоз признан лучшим в стране, за что предприятие было награждено Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления.
1882 год — заводом выпущен 1000-й паровоз.
1884 год — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца.
1888 год — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было куплен инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей.
1889 год — завод преобразован в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов.
1898 год — после скупки основной части акций Государственный банком предприятие преобразовано в «Невский судостроительный и механический завод».
1898 — май 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[1]) типа «Сокол».[4]
1900 — 1904 годы — ещё девять миноносцев (истребителей) типа "Сокол" построены заводом для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД на Дальний Восток в арендованную у Китая морскую крепость Порт-Артур, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[5]
1902—1904 годы — на предприятии одновременно построены оба крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг» («Жемчуг» и «Изумруд»).
1907 год — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз».
июль 1910 года — к пятидесятилетию первого крупного промышленного заказа заводом выпущен трехтысячный паровоз.
1912 год — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов.
Советская Россия
1918 год — «Невский завод» национализирован.
1920-е годы — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО.
1922 год — по инициативе рабочих завод переименован в «Невский завод имени Ленина».
1926 год — на заводе установлен один из первых памятников В. И. Ленину.
1935 год — на заводе изготовлена первая паровая турбина.
1939 год — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1941 год — часть завода эвакуирована в Барнаул, на её базе создан Барнаульский котельный завод.
1941 год — во время Блокады Ленинграда оставшаяся в городе часть завода выпускала военную продукцию: лебёдки для тралов, авиабомбы, неуправляемые ракеты систем залпового огня (по терминологии того времени — реактивные снаряды).
1949 год — на предприятии изготовлена первая отечественная газовая турбина.
1957 год — завод награждён орденом Ленина.
1968 год — на заводе запущено серийное производство газоперекачивающих агрегатов ГТК 10 мощностью 10МВт, впоследствии самых массовых в СССР.
1968—1972 годы — при заводе построен Дом культуры «Невский».
1976 год — на базе завода создано одноимённое «Производственное объединение „Невский завод“ имени В. И. Ленина», сам завод вошёл в него как «Невский машиностроительный завод».
Современная Россия
2007 год — «Невский Завод» вошел в состав энергомашиностроительного предприятия «Росэлектропром Холдинг» (позднее «РЭП Холдинг»).
2008—2010 годы — на предприятии «Невский Завод» проведена существенная реконструкция стоимостью в текущих ценах несколько миллиардов рублей.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась:
- Истребитель (миноносец) «Стерегущий» типа «Сокол» (при постройке «Кулик») (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у Китая морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками воизбежание неминуемого захвата корабля противником.
- Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы.
Ссылки
Примечания
- ↑ Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако, поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».