Зеленодольский завод имени А. М. Горького
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны в 1918 году после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.
История наименований предприятия:
- 1895—1918 годы — Паратские судоремонтные мастерские.
- 1918—1922 годы — Волжский автономный судостроительный и механический завод.
- 1922—1932 годы — Речной завод «Красный металлист».
- 1932—? годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
- «Завод № 340»
- «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
- 1999—2003 годы — Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2003—2016 годы — Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2016—н.в. (2017) — Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[1]
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.
История предприятия
Предыстория создания завода
1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.
1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.
Российская Империя
1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.
1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).
1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.
Советская Россия
1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в Речной завод «Красный металлист».
1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[2]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.
1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.
1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.
1934—194? годы — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом.
1945—1955 годы — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в Китае) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[3]
1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.
1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[4]
1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[5]
1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[6]
1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.
1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.
1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[7]
1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[8]
1973—1985 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159 «Ястреб». Корабли, предназначенные специально для экспорта, были переданы флотам ГДР (4 корабля), Югославии (2 корабля) и Болгарии (1 корабль).[9]
1974—1977 годы — на заводе построен «Александр кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[10]
1976 год - на предприятиивведен в строй судостроительный комплекс «Волга», включающий два стапельных цеха и незамерзающую док-камеру. Комплекс позволил строить корабли и суда водоизмещением до 7 тыс. тонн из блоков массой до 400 тонн.
1978—1987 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159Т «Ястреб».[11]
1982—1986 годы — на заводе для флота Ливии построены два сторожевых корабля проекта 1159ТР «Ястреб», отличавшиеся наличием мощного противокорабельного ворружения. Фактически они стали многоцелевыми кораблями ближней морской зоны, то есть корветами по западной классификации того времени.[12]
1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[13]
1984—1989 годы — на заводе построен малый ракетный корабль МРК-27 (с 18 марта 1992 года «Бора») — головной корабль на воздушной подушке уникальной конструкции проекта 1239. После длительной опытной эксплуатации корабль был полностью введён в строй только в 1997 году.[14]
1991 год — на предприятии заложен второй (МРК-17, с 18 марта 1992 года «Бора») и строился третий малый ракетный корабль проекта 1239. Позднее первый из них был достроен, а второй — нет.[15]
Российская Федерация
1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[16]
1991—2000 годы — на предприятии достроен заложенный ранее малый ракетный корабль МРК-17 (с 18 марта 1992 года «Самум») проекта 1239.[17]
1999 год — завод преобразован в Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
Май 2003 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
2005 год — предприятие вошло в состав частной Холдинговой компании «Ак Барс».
2012—н.в. — на предприятии строятся пограничные сторожевые корабли 1 ранга проекта 22100 «Океан». Корабли полным водоизмещением 2700 тонн стали крупнейшими из когда-либо ранее строившихся заводом.
Июнь 2016 года — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[18]
См. также
Ссылки
Примечания