Агитка:Реальные итоги 18-летнего правления Путина
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Текст агитки был опубликован 9 ноября 2017 года в интернет-издательстве Русский Монитор некой Кристиной Шишкиной. Агитка призвана убедить читателя, что у Владимира Путина нету позитивных итогов правления, а есть лишь негативные.
Россия стремительно катится вниз, а население с каждым годом живет все хуже. Кроме того, если посмотреть на статистику с 2000 года, то число социально-значимых объектов сокращается, и страдает от этого прежде всего простой народ. Но при этом нам говорят, что Владимир Путин, который пересидел на своем месте даже Брежнева успешно вывел страну из тяжелых 90-х, «поднял Россию с колен», и в целом принес в страну много хорошего. Нас такие заявления удивляют, поэтому мы решили, опираясь на цифры, опровергнуть эту ложь. Давайте посмотрим на ситуацию внутри страны в цифрах. |
Владимир Путин один из самых обсуждаемых правителей России — поэтому не удивительно, что тема «Итоги Путина» в Интернете имеет большую популярность до сих пор. За 7 лет до этой агитки вышел доклад «Путин. Итоги. 10 лет» с такой же целью, который оказался набором вранья.
Разбор агитки
Здравоохранение
В России с 2000 года больниц стал вдвое меньше. А для населения в 147 млн человек это уже критический уровень. При этом количество больничных коек уменьшилось на 28%. Однако людей болеть меньше не стало, поэтому граждане России имеют больший риск повышения смертности. А ведь власти должны улучшать систему здравоохранения, чего в действительности не происходит. |
Основная статья: Здравоохранение в России
- См. также Демография России
Число больниц действительно сократилось с 10,7 (2000) до 5,4 (2016) тысяч[1], а больничных коек[2] с 1,672 до 1,197 млн за тот же период[1] — тут со стороны агитки обмана нету. Обман в другом — на основе верных фактов были сделаны неправильные выводы о рисках повышения смертности и о бездействии властей в развитии здравоохранения.
Во-первых, за обозначенный период снизилась смертность — с 15,3 до 12,9 человек на 1000 человек населения[3]. Также за данный период произошло увеличение рождаемости с 8,7 до 12,9 человек на 1000 человек населения[3] и продолжительности жизни с 65,34 до 71,87 лет[4]. Улучшение всех трех показателей позволило повысить естественный прирост населения в течении нулевых годов[3], а в 2013 году показатель поменял минус на плюс[5].
Во-вторых, говорится, что население не стало меньше болеть. Это действительно так — за 2000-2016 гг. число больных[6] увеличилось с 106,328 до 115,187 млн человек[7]. Но если смотреть более подробно, то ситуация неоднозначная — например, по социально-значимым заболеваниям ситуация следующая[8]:
Организация | 2000 (тыс. человек) |
2016 (тыс. человек) |
---|---|---|
Туберкулёз[6] | 130,7 | 78,1 |
Сахарный диабет[6] | 162,0 | 339,4 |
Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением[6] |
434,8 | 1399,4 |
Сифилис[6] | 239,4 | 31,1 |
Гонококковая инфекция[6] | 175,9 | 21,1 |
Трихомоноз[6] | 462,9 | 81,3 |
Злокачественные новообразования[6] |
427,5 | 530,5 |
Психические расстройства и расстройства поведения[6] |
121,0 | 60,1 |
Острый вирусный гепатит B | 62,0 | 1,4 |
Острый вирусный гепатит C | 30,8 | 1,8 |
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)[9] | 78,6 | 658,1 |
Социально-значимые болезни (СОЗБ) — болезни, возникновение и (или) распространение которых в определяющей степени зависит от социально-экономических условий[2]. Из статистики видно, что по большей части СОЗБей распространение среди населения уменьшилось.
В-третьих, умалчивается о том, что сокращение больничных коек и больниц происходило в рамках оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения — политики переноса тяжести с больниц на поликлиники. Подробнее суть данной политики описана в статье министра здравоохранения Вероники Скворцовой:
Мероприятия по сокращению койко-мест в столичных и региональных больницах ведутся в рамках программы модернизации российского здравоохранения. Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов действительно решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, а лишь 30% — в стационарах. Для сравнения: в Москве, например, соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно — составляет 30% к 70% в пользу стационаров. «Оптимизация» не значит «сокращение». |
При это статья прямо говорит, что дальнейшее сокращение числа коек не целесообразно и необходимо бороться с огульным сокращением коечного фонда на местах. В рамках данной политики число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций было увеличено с 15,3 (2009) до 19,1 (2016) тысяч, пережив до этого сокращении с 21,3 (2000) до 15,3 (2009) тысяч — всего же за 2000-2016 гг. обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими организациями выросла с 243,2 до 266,6 на 10 тыс. человек населения[1].
Остается лишь догадываться почему автор агитки не освятил все эти факты — либо он сделал это намеренно (ложь через умалчивание), либо просто не захотел «глубоко копнуть». То же самое касается факта строительства новых медучреждений по современным стандартам здравоохранения.
Образование
Путинское правление привело и к ухудшению образовательной системы, потому как школ в РФ с 2000 года стало на 37% меньше. Заработная плата педагогов в стране также оставляет желать лучшего. Так, например, школьный учитель в Германии имеет оклад в 10 раз больше, чем школьный педагог в России. Власти как видно мало обеспокоено такой тенденцией. Все это в будущем может привести к тому, что россияне будут малообразованными. |
Цифра сокращения школ приведена правильно — в 2000-2016 гг. их численность уменьшилась с 68,1 до 42,6 тысяч[10]. Также приводится график месячных зарплат, по которому школьный педагог в России получает $571 (33283.59 руб), что в 10 раз меньше зарплаты учителя в Германии ($5924/345309.96 руб).
Тут такая же схема, как и со здравоохранением — берется несколько показателей и на их основе делаются негативные выводы о развитии, хотя эти показатели не дают информации о развитии. В действительности утверждения о деградации образования в России являются мифом, ибо против этого свидетельсвуют международные рейтинги — улучшение школьного образования зафиксировано международными тестами TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста), а улучшение высшего привело к попаданию российских вузов в мировые рейтинги.
В словах про зарплаты учителей автор агитки совершил аж три ошибки:
- Ошибка с подведением итогов — приводится разница в зарплатах только за 2017 год, а за 2000-ый информации не приводится
- Ошибка с зарплатами — сравнивать зарплаты в разных странах без сравнения стоимости жизни также является манипуцией
- Давление на эмоции — используется прием демагогии, известный как "В селе Гадюкино у свинарей зарплата низкая"
Бюджет на образование
Фонд Гарвардского университета ($37.1 млрд) уже в 4 раза больше бюджета России на высшее образование ($8.8 млрд). |
Согласно данным Минфина бюджетные расходы на образование в 2017 году составили 615 млрд рублей или 10,551 млрд долларов — откуда взяты про расходы лишь на высшее образование непонятно.
Главная проблема в другом — приводится некорректное сравнение, ибо фонд и бюджет это разные вещи. Фонд университета это совокупная стоимость всех активов получаемых в том числе коммерческой деятельностью и финансовыми инструментами — например, в 2014 году по данным NACUBO фонд Гарварда составил 32,3 миллиарда долларов[4]. Бюджет Гарварда (по данным 2015 года) составил лишь 4,4 млрд долларов[5]. Для сравнения — бюджет России на образование в эти годы составил 16,532 и 9,998 млрд долларов или 638,3 и 610,6 млрд рублей соответственно.
ЖКХ
Население нашего могучего государства стало жить и менее комфортно и безопасно. Аварийного жилья в РФ стало в 2 раза больше. Отсюда следует вывод, вместо того чтобы заниматься проблемами россиян, власти страны решают свои вопросы. |
Как и в случае с образованием и здравоохранением данное утверждение является примером т.н. непрямого обмана — площадь аварийного жилья в России увеличилась с 9459,3 (2000) до 19625,0 (2015) тыс. м²[11], но на его основании делаются необоснованные выводы.
Автор агитки умалчивает ряд значимых фактов о жилом фонде России. Обратимся к статистике[11]:
- Общая площадь жилого фонда в России — 3581 млн м² (2015), из которого аварийным является лишь 0,55 процентов.
- За 2013-2015 гг. площадь аварийного жилья сократилась на 17,64% — с 23828,7 до 19625,0 тыс. м²
- Большая часть жилого фонда (95,68%) изношена от 0 до 70%, в частности от 0 до 30% изношено 58,51% жилого фонда[12].
- Большая часть жилого фонда (73,05%) построена до 1996 года, в частности 39,97% жилого фонда построена в 1971-1995 гг.
Наконец умалчивается о том, что государство проводит политику переселения из аварийного жилья (реновация) — по данным Минстроя РФ, данная программа реализована на 95% (сентябрь 2017), будучи полностью выполненной в 66 регионах страны[6]. Наглядным примеров политики реновации является Москва — в 1999-2017 гг. проводилась политика сноса пятиэтажек, в 2017 году она была продолжена в измененном виде.
Расходы на оборону
Вот с расходами на оборону все ровно наоборот. За 18 путинских лет в 3 раза возросли военные расходы, достигнув 9% ВВП. То есть по этому показателю мы уже приближаемся к уровню военных затрат СССР, которые как мы помним, в конце концов переломили хребет советской экономике и привели к распаду страны. Стали ли мы лучше и безопаснее жить с тех пор, на наш взгляд вопрос риторический…. |
В подтверждение данных слов представлен график, который явно выглядит как самодельный, но при этом источники данных не приведены. Правдивость графика является сомнительной еще по одной причине — по графику 9% от ВВП России это ~90 трлн $, что в 108,62 раз больше всего федерального бюджета России за 2012 год (курс доллара 31,08 руб).
Между тем, попробуем разобраться, как реально обстояли дела с расходами на оборону в 2000-2016 годах. В интернете есть два основных источника по расходам России на оборону:
- Данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). В абсолютных числах военные расходы России выросли в ~7,5 раз — с 9,228[7] до 69,2[8] млрд долларов. В относительных числах военные расходы увеличились с 3,6 до 5,3 процентов от номинального ВВП[9]. Эти цифры в разы меньше военных расходов СССР на рубеже 80-90-х гг. XX века (см. картинку).
- Данные по исполнению расходной части федерального бюджета РФ. В абсолютных числах произошел рост в 18,02 раз — с 209,4[13] до 3775,3[14] млрд рублей. При измерении в долларах[15] произошел рост 7,44 до 57,13 млрд долларов, то есть в ~7,68 раз — в долях от ВВП они увеличились с 2,86 до 4,44 процентов от номинального ВВП.
Таким образом, автор агитки вдвое преувеличил нагрузку военных расходов на экономику России — налицо прямой, в отличие от предыдущих разделов, обман читателя. То же самое делается и в отношении военных расходов СССР. Миф «Военные расходы загубили СССР» берет свое начало с фантастических оценок военных расходов от руководителей СССР — например, Горбачев называл долю в 20% от ВНП СССР, но в реальности военные расходы СССР были сравнительно скромны: в 1968 – 16,7 млрд. рублей (2,6% от ВНП уровня 1980 г.), 1975-1976 – 17,4 млрд. (2,8%), 1980-1984 – 17,1 млрд. (2,7%), 1987 – 20,2 млрд. (3,2%)[10].
Число чиновников
По данным Росстата в 1999 году (год, когда Путин оказался у власти) в РФ насчитывалось 486206 чиновников. А в 2017 году, тот же Росстат приводит цифру в 1 млн 107,3 тысяч госслужащих. В реальности их, как минимум в 5 раз больше. Так как лукавый Росстат предпочитает не учитывать в своей статистике депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации регионов, региональные министерства и ведомства, чиновников муниципальных образований итд. Общее количество неучтенных чиновничьих душ составляет еще примерно 5 миллионов человек. Но даже если взять лживую статистику Росстата, то получается, что в среднем, один госслужащий чиновник приходится на 90 человек. Для сравнения, даже в предельно забюрократизированном СССР на одного чиновника приходилось 136 человек. |
Автор агитки не приводит ссылки на Росстат, поэтому непонятно откуда взяты упомянутые им цифры. Между тем, изменение численности чиновников в 2000-2016 гг. по данным Росстата выглядит следующим образом:
- В государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований (всего)[16] — с 1161,5 до 2146,3 тыс.
- На региональном уровне (всего)[16] — с 1122,7 до 1409,7 тыс.
- В федеральных государственных органах (всего)[16] — с 521 до 1409,7 тыс.
- На федеральном уровне (всего)[16] — с 38,8 до 49 тыс.
- На региональном уровне (всего)[16] — с 482,1 до 1360,7
- В государственных органах субъектов Российской Федерации (всего) — с 192,8 до 259,3 тыс.
- В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований (всего)[17] — с 448 до 477,2 тыс.
Таким образом, численность чиновников в России увеличилась в 1,65 раз — с 3,45 до 5,7 млн человек. То есть, вопреки словам агитки, Росстат учитывает численность депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации регионов, региональные министерства и ведомства и чиновников муниципальных образований. Автор агитки, обвиняя Росстат во вранье (как выяснилось зря), тем не менее рассчитывает соотношение численности госслужащих и численности населения через якобы данные Росстата. Якобы, потому что судя по его расчетам население России составляет всего 99,66 млн человек — при этом позднее в агитке будет правильное численность населения (~147 млн).
Между тем, если бы автор агитки взял данные Росстата и посчитал правильно, то он получил бы 25 человек на 1 госслужащего. Это в ~5,44 выше показателей СССР — например, в 1985 году при населении в 276,3 млн человек данный показатель был 136 человек на чиновника[11][18]. То есть здесь автор агитки оказался прав — Российская Федерация более бюрократизированное государство, чем СССР. Эту проблему российской власти пришлось признать в начале 2010-х гг. — например, в сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев заявил следующее:
Мы с вами, коллеги, уже довольно давно говорим о необходимости оптимизировать численность государственных служащих. Эта задача всегда стоит перед государством. Нет оптимального соотношения, мы всегда только стремимся к чему‑то, а реально в жизни всё происходит иначе, как правило, в худшем варианте, в соответствии с рядом законов, включая известные законы Паркинсона: всё равно чиновники себе найдут дело и будут его делать столько, сколько у них есть на это времени. А если говорить серьёзно, то, конечно, мы должны посмотреть на то, как выглядит у нас сегодня структура – структура государственных служащих, как гражданских служащих, так и служащих военных и служащих в правоохранительной сфере. |
В целях оптимизации числа чиновников был подписан указ №1657 от 31.12.2010, а также поручено разработать проект проект сокращения 10% чиновников[13] — однако результаты такой оптимизации оказались очень скромными[14].
Число долларовых миллиардеров
Мы помним, что в свое время Путин обещал нам удвоить ВВП. С этим что-то не срослось. Но Путин не такой человек, чтобы отступать перед трудностями, и он решил зайти с другой стороны: подтянув количество супербогачей до лучших мировых стандартов. И, надо отдавать ему должное, в этом преуспел. Уважуха! Количество долларовых миллиардеров за путинские 18 лет увеличилось в 15 раз! Вот он хитрый план Путина. Не беда это на фоне того, что все в государстве приходит в упадок, а половине жителей страны не хватает средство даже на еду и одежду. |
Под словами «Путин обещал нам удвоить ВВП» имееется ввиду отрывок из его послания Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года:
За десятилетие мы должны, как минимум, удвоить валовой внутренний продукт страны. Удвоение ВВП — это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам здесь нужно сделать, что нам здесь понадобится, — это, опять же, консолидация политических сил, всего общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно стратегической, важнейшей исторической задачи для России[15] |
Еще в 2011 году на эту тему врал покойный оппозионер Виктор Илюхин. Автор агитки наступает на те же грабли, игнорируя динамику ВВП России — номинальный ВВП удалось удвоить к 2006 году, ВВП по ППС к 2008-му.
Куда интереснее с миллиардерами — следуя установившейся традиции, автор агитки мало того, что ни на что не ссылается, но и просто не желает конкретизировать приведенные цифры. По данным Forbes число долларовых миллиардеров в России увеличилось с нуля (2000) до 77 (2016) человек, причем максимум был в 2014 году (111 человек)[16] — где тут увеличение в 15 раз непонятно. Доклад «Путин. Итоги. 10 лет» также использовал тему с миллиардерами, только в другом ключе — речь шла лишь о росте во время кризиса 2008-2009 годов. Но общий посыл одинаковый в обоих агитках — рост числа миллиардеров это трагедия. При этом в чем собственно заключается трагедия обе агитки не говорят — а это стоило бы сделать, потому что необходимо, как минимум, объяснить корреляцию со снижением бедности и увеличением доходов населения.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Росстат: файл «Медицинские учреждения»
- ↑ С 2008 года — койки круглосуточных стационаров (без коек в дневных стационарах)
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Росстат: файл «Рождаемость, смертность и естественный прирост»
- ↑ Росстат: файл «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»
- ↑ В 2016 году естественный прирост снова стал отрицательным — из-за малого (1%) понижения смертности и куда более значительного (2,7%) понижения рождаемости
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Указано число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни
- ↑ Росстат: файл «Заболеваемость населения по основным классам болезней»
- ↑ Росстат: файл «Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями»
- ↑ Из них зарегистрировано с диагнозом, установленным впервые в жизни — 55,4 (2000) и 86,9 (2016) тыс. человек
- ↑ Росстат: Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций
- ↑ 11,0 11,1 Жилищное хозяйство России (Статистический ежегодник). - М: 2016
- ↑ Согласно законодательству жилье считается ветхим или даже аварийным при износе свыше 70%. При этом процесс признания жилого помещения непригодным для проживания и, соответственно,переселение жильцов в новый дом является юридически непростым[1]
- ↑ Исполнение федерального бюджета в 1998—2001 годах (Росстат)
- ↑ Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (Минфин)
- ↑ Необходимо учитывать разницу курса — в 2000 году доллар стоил 28,14 рублей, в 2016-ом уже 66,08 рублей. История курса доллара к рублю
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Данные приведены без органов, обеспечивающих правопорядок (до 2014 г.) и охрану безопасности государства. В итоги включены: Администрация Президента Российской Федерации (на федеральном уровне), аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (на региональном уровне).
- ↑ Формулировки наименований органов местного самоуправления приведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В итоги по органам местного самоуправления включены данные по контрольно-счетным органам муниципальных образований, иным органам местного самоуправления и избирательным комиссиям муниципальных образований.
- ↑ Без учета партийного аппарата