Судостроительная фирма «Алмаз»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Судостроительная фирма «Алмаз», 2010

Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз» (официальное сокращённое наименование ПАО «СФ «Алмаз») — судостроительное предприятие в г. Санкт-Петербург работающее в области малого и среднего судостроения, в том числе скоростных судов и судов из алюминия. Собственно СФ «Алмаз» как производственная площадка была образована в 1933 году как Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1], однако в последнее время срок деятельности предприятия справедливо начинают отсчитывать по дате основания его старейших подразделений, основанных в 1911 году, хотя встречается и отсылка на 1901 год, когда одно из подразделений предприятия было построено в качестве базы пароходной компании. Предприятие не следует путать с расположенным также в Санкт-Петербурге, близким по профилю деятельности и ранее входившим с ним в одно объединение Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».

История наименований предприятия:

  • 1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан», в других источниках указано основание в 1912 году) и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз).
  • 1913 год — мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства переименована в Верфь Общества Финляндского Легкаго Пароходства.
  • 1914 год — в связи с переименованием города верфь А. Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов А. Золотова.
  • 1918 год — оба предприятия национализированы, верфь ОФЛП, по всей видимости, сменила название на Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?), а верфь Золотова сменила название на Петроградская верфь моторных судов(?),.
  • 1919 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства, по-видимому, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).[1]
  • 1920 год — верфь Секции по металлу совнархоза Северного района передана в ведение Северо-Западного речного пароходства была переподчинена и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[2]
  • 1922 год — Золотов преобразовал фактически закрывшуюся Петроградскую верфь моторных судов в частную Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова.
  • 1923 год — бывшая верфь Северо-Западного пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
  • 1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства передана пограничникам в качестве базы Финско-Ладожской флотилии, а само предприятие с оборудованием переведено на место бывшей Усть-Ижорской верфи, ныне Средне-Невский судостроительный завод.
  • 1930 год — Верфь Золотова была снова национализирована и, по всей видимости, получила название Судостроительная мастерская Морпогранохраны ОГПУ[1].
  • 1933 год — новая, гораздо более крупная Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1](?) открыта на новой площадке (ныне СФ «Алмаз»), а бывшая верфь Золотова стала на значительное время её подразделением.
  • 1934 год — в связи с реорганизацией ОГПУ его верфь переименована в Верфь Морпогранохраны НКВД(?)[2].
  • 1935—1937 годы — в связи с разделением Финско-Ладожской флотилии на её бывшей базе были организованы Окружные судоремонтные мастерские и склады, а также Штаб и Управление 34 морпогранотряда.
  • 1939 год — Верфь Морпогранохраны переименована в Завод № 5 Народного комиссариата внутренних дел.
  • 1941 год — в связи с переподчинением Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Народного комиссариата судостроительной промышленности, а на основе мастерских и склада Морпогранохраны был сформирован Ленинградский Морской Пограничный порт.
  • 1946 год — в связи с преобразованием наркоматов в министерства Завод № 5 сменил название на Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности.
  • 1947 год — после войны Ленинградский Морской Пограничный порт возможно постепенно преобразован в Судоремонтный завод погранвойск Министерства внутренних дел Ленинградского округа.
  • Начало 1960-х — Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа в рамках сокращения армии передан Управлению рыбной промышленности Ленсовнархоза, и — почти сразу — был снова передан в Госкомитет Совмина СССР, где получил название Опытный морской завод.
  • 1966 год — Завод № 5 получил открытое название Ленинградский Приморский завод, а Опытный морской завод был переименован в Невский морской завод.
  • 1970 год — оба предприятия-предшественника объединены в Производственно-техническое объединение «Алмаз».
  • 1974 год — Производственное объединение «Алмаз».
  • 1990 год — Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».
  • 1991 год — Судостроительное объединение «Алмаз»
  • 1992 год — Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1993 год — Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1996 год — Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».
  • 1997 год — ОАО СФ «Алмаз» учредило дочернее предприятие Открытое акционерное общество «Морской завод «Алмаз», в состав которого были выделены подразделения, размещённые на площадке бывшего Невского морского завода, ориентированные в первую очередь на судостроение из алюминия.[3]
  • Конец 2015 — начало 2016 года — ОАО СФ «Алмаз» преобразовано в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз». Примерно тогда же Морской завод «Алмаз» перестал упоминаться в прессе, что, по-видимому, ознаменовало воссоединение предприятий.

В настоящее время (2018 год) завод производит относительно небольшие военные корабли, чаще всего для погранохраны, а также различные катера и суда вспомогательного флота, в том числе плавкраны.

История предприятия

Предыстория создания завода

1886 год — во Франции создан первый в мире катер с бензиновым двигателем «Volpick».[4] При этом следует иметь в виду, что гребные и паровые катера использовались к этому моменту уже долгое время.

1890 год — в России появились первые моторные катера зарубежной постройки.

1899 год — «пустопорожняя» на тот момент территория нынешнего «Морского завода Алмаз» приобретена «Обществом Финляндского легкого пароходства» (ОФЛП) — фактическим монополистом того времени по внутригородским пассажирским перевозкам на паровых катерах в Санкт-Петербурге.[5]

1900—1903 годы — на приобретённом ОФЛП участке организована техническая база, обеспечивавшая проживание персонала, бункеровку углём и зимний отстой судов компании. В этот период там были построены причальная стенка, угольные склады, шесть деревянных двухэтажных жилых домов и двухэтажное кирпичное административное здание.[6]

1901 год — увлечение катерами в Санкт-Петербурге становится внезапно относительно массовым. Строятся первые отечественные моторные катера, в том числе, вероятно самым первым, свой первый катер «Стёпа» по проекту В. Н. Пылкова строит купец 2 гильдии и энтузиаст катеростроения А. Л. Золотов.

1908 год — на базе ОФЛП для обеспечения потребностей в судоремонтных работах строятся продольный слип и рельсовые пути для перемещения поднятых из воды с его помощью судов. Впоследствии этот слип использовался до середины 1960-х.

11 февраля 1910 года — А. Л. Золотов и инженер Н. Я. Лушев совместно приобрели участок земли под катерную верфь в Старой Деревне площадью около 0,4 га.

Российская Империя

1911 год — основаны Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова (1912?, предшественник СФ «Алмаз» и непосредственный предшественник бывшего ОАО «Редан») и, 16 (29) июня 1911 года, на территории базы компании, Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Первоначально верфь Золотова строила небольшие прогулочные и спортивные катера, а позднее катера для Министерства путей сообщения. Мастерские же ОФЛП в том же году построили два служебных деревянных моторных катера «Чайка» и «Базис».[7]

1913 год — мастерские ОФЛП сменили название на Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства.

Август 1914 года — начало Первой Мировой (Второй Отечественной) войны. К этому моменту завод Золотова единственный в стране освоил производство диагональной деревянной обшивки катеров. В том же месяце Санкт-Петербург был переименован в Петроград, а верфь Золотова, по всей видимости уже в сентябре получила, соответственно, название Петроградская верфь моторных судов.

Конец 1914(?) года — верфь Золотова получает свой первый военный заказ на производство деревянных же мореходных катеров с моторами «Wan Blerk» или «Buffalo» мощностью 40—60 л. с. в качестве катеров связи для обслуживания береговых батарей Або-Аландской шхерной позиции. По-видимому, примерно тогда же «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» получает военный заказ на 60 первых в мире мотопонтонов.

Апрель 1915 года — верфь Золотова получила заказ Военно-морского флота на 12 более крупных «разведывательных моторных катеров (истребителей подводных лодок)», в связи с чем к началу 1917 года предприятие существенно расширилось и увеличило штат до 155 человек.

Январь 1916 года — 1917 год — верфь А. Л. Золотова получила еще один военный заказ на постройку ещё немного увеличенных сторожевых катеров.

Советская Россия

23 января 1918 года — вышел декрет Совета народных коммисаров «О национализации торгового флота», предусматривавший, в том числе и национализацию Судостроительной верфи Общества Финляндского легкого пароходства. Скорее всего, после этого она некоторое время называлась просто Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?).

26 (13) февраля 1918 года — Петроградская верфь моторных судов А. Золотова национализирована[8] и, соответственно, стала называться просто Петроградская верфь моторных судов(?).

Май 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала первые три сторожевых катера по заказу 1916 года.

Июнь 1918 года — Петроградская верфь моторных судов сдала вторую тройку сторожевых катеров по заказу 1916 года.

Конец 1918 года — в связи с нехваткой средств Петроградская верфь моторных судов практически прекратила работу, в штате предприятия осталось 4 человека.

3 марта 1919 года — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Секции по металлу совнархоза Северного района.[9] В результате она, скорее всего, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).

1919 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства фактически временно закрыта.[10]

1920 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Северо-Западного речного пароходства и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[11]

1922 год — Золотов преобразовал Петроградскую верфь моторных судов в частную Катерно-шлюпочную мастерскую А. Л. Золотова, строившую и ремонтировавшую прогулочные суда.

1923 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.

1928 год — А. Л. Золотов принял заказ ОГПУ на постройку пограничных катеров типа ЗК (Золотовский катер). В том же году, после передачи Северо-Западному речному пароходству бывшей Усть-Ижорской верфи (ныне Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ)), было принято решение о закрытии Верфи имени товарища Дзержинского, всё оборудование и персонал которой переводились на территорию бывшей Усть-Ижорской верфи. В связи с этим бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства может считаться предшественницей сразу двух заводов: СФ «Алмаз» и СНСЗ.

1929 год — бывшая Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства передана остро нуждавшимся в судоремонтных мощностях морским пограничникам в качестве базы Финско-Ладожской флотилии, где вскоре для нужд судоремонта были построены два каменных эллинга с корпусным производством на площадях одного из них.

Март 1930 года — для выпуска катеров морской пограничной охраны повторно национализирована и передана Морпогранохране ОГПУ[1] частновладельческая верфь А. Л. Золотова, ставшая Судостроительной мастерской Морпогранохраны ОГПУ.

Начало 1931 года — ОГПУ[1] принято решение о строительстве новой катерной верфи для Морпогранохраны, поскольку выяснилось, что бывшая верфь А. Л. Золотова, получившая название Судостроитрельной верфи Морпогранохраны ОГПУ при всём напряжении может выпускать не более 4 — 6 сторожевых катеров в год при потребности Морпогранохраны в примерно 270 катерах.

23 февраля 1931 года — Решением № 021-38 Ленгорисполкома для строительства верфи Морпогранохраны выделен земельный участок на Петровском острове.

5 июля 1931 года — Госпланом СССР выделены фонды на строительство верфи Морпогранохраны.

Декабрь 1931 года — принята программа катеростроения Морпогранохраны.

1932 год — при строящейся по проекту ОКТБ-2 верфи Морпогранохраны организовано собственное конструкторское бюро, которому из ОКТБ-2 переданы все работы по катерам верфи.

Февраль 1933 года — на всё ещё строящейся Верфи Морпогранохраны начался запуск производства.

21 марта 1933 года — на Верфи Морпогранохраны заложен первый сторожевой катер типа ГК.

1 мая 1933 года — Верфь Морпогранохраны ОГПУ[1] торжественно открыта в присутствовии Первого секретаря Ленинградского Обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Предприятие в это время было предназначено для серийного строительства деревянных катеров, прежде всего пограничных сторожевых. Бывшая верфь Золотова при этом стала отделением, а позднее цехом № 6 предприятия, где большими сериями строились малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера для Дальнего Востока типа РПК, моторные шлюпки, а также клинкерные лодки для академической гребли.

1933—1934 годы — на Верфи Морпогранохраны построена серия из 16 пригодных для перевозке по железной дороге «габаритных» сторожевых катеров типа ГК (обозначались в зависимости от типа двигателей ГК-1 и ГК-2), имевших водоизмещение 30 тонн, деревянный корпус, скорость 22-24 узла и вооружённых носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62 мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами.

1934—1935 годы — на Верфи Морпогранохраны построено 32 катера типа МО-2 («малый охотник» за подводными лодками) собственной разработки.

Июль 1934 года — в связи с реорганизацией ОГПУ[1] Верфь Морпогранохраны, по всей видимости, была переименована(?) в Верфь Морпогранохраны НКВД (Народного комиссариата внутренних дел).

Декабрь 1934 года — после убийства С. М. Кирова почти всё руководство Верфи Морпогранохраны было репрессировано и заменено на других, также заключённых специалистов.

1935-1937 годы — в связи с разделением Финско-Ладожской флотилии на её бывшей базе были организованы Окружные судоремонтные мастерские и склады, а также Штаб и Управление 34 морпогранотряда.

1936 год — на Верфи Морпогранохраны построено два головных малых охотника улучшенного типа МО-4.

1937 год  — в связи с возложением на Верфь Морпогранохраны обязанности производства деревянных торпедных катеров в военное время, конструкторским бюро завода начата разработка деревянного торпедного катера Д-3 (ТКД-3). Эти катера стали первыми отечественными торпедными катерами дальнего действия.

1937—1941 годы — на Верфи Морпогранохраны построено 226 серийных катеров МО-4, ставших, в результате, видимо, самыми активно использовавшимися единицами отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны. При этом из 188 катеров этого типа (включая головные), построенных до войны, 75 уже изначально были направлены не в части Морпогранохраны НКВД, а в Военно-морской флот.

Начало 1939 года — Верфь Морпогранохраны переименована в Завод № 5 НКВД.

1939 год — Завод № 5 построил головной торпедный катер типа Д-3, отличавшийся от последующих серийных двигателями и развивший на испытаниях в 1940 году скорость 40 узлов. В августе 1940 года катер поступил на вооружение Черноморского флота.

Торпедный катер ТКА-12 типа Д-3, 2010

1940 — начало 1941 года — Заводом № 5 построены первые 5 торпедных катеров типа Д-3 (ТКД-3). К началу войны они находились на Балтийском море, но вскоре были отправлены по железной дороге на Северный флот, где особенно отличился ТКА-12, потопивший в общей сложности 8 кораблей и судов. Катер сохраняется ныне в составе монумента в закрытом городе Североморск Мурманской области.

1940 — 1941 годы — Завод № 5 активно достраивается по первоначальному проекту, в основном завершив строительство к 1941 году. В этот период на заводе были приняты в эксплуатацию механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, клуб, столовая, библиотека, а также был расширен деревообрабатывающий цех.

1941 год — базе Окружных мастерских и склада морских пограничников был сформирован Ленинградский Морской Пограничный порт.

Март 1941 года — Завод № 5 передан в Наркомат судостроительной промышленности и получило наименование Завод № 5 НКСП.

22 июня 1941 года — началась Великая Отечественная война, в связи с чем Завод № 5 стал заниматься небольшой переделкой балтийских пограничных катеров серии МО для нужд военно-морского флота. На этот момент на предприятии трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Значительная часть персонала завода — 1115 человек — уже в первые дни войны была призвана в армию.

Август 1941 года — принято решение об эвакуации части оборудования и материалов, а также более 100 человек из коллектива Завода № 5 на завод 630 НКСП в городе Сосновка Кировской области (ныне Сосновский судостроительный завод), где во время войны был организовано производство катеров ТКД-3 и МО-4, а таже специально спроектированных малых охотников ОД-200, выпускавшихся прогрессивным поточно-позиционным методом.

13 августа 1941 года — на 1942 год Заводу № 5 установлен план выпуска в 30 торпедных катеров.

8 сентября 1941 года — началась блокада Ленинграда, сказавшаяся и на работе завода.

Декабрь 1941 года — после эвакуации 405 человек численность коллектива Завода № 5 составила 730 человек.

Зима 1941—1942 годов — первую блокадную зиму не пережили 545 членов коллектива Завода № 5. Кадры пополнялись за счёт женщин и детей.

29 мая 1942 года — властями блокадного Ленинграда дано распоряжение смежникам Завода № 5 обеспечить его оборудованием и материалами, несмотря на тяжелейшие блокадные условия.

1942 год — Заводом № 5 построено 3 новых торпедных катера типа Д-3, а 7 других переоборудовано в малые охотники по проекту МО-Д3, разработанному КБ завода во время блокады.

1943 год — Заводом № 5 выпущено 43 катера типа Д-3, из которых 17 было построено сразу в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны предприятие выпустило 67 торпедных катеров типа Д-3, 46 малых охотников МО-Д3 и произвело ремонт 400 катеров.

27 января 1944 года — снята блокада Ленинграда. За её время цех № 6 Завода № 5 в Старой Деревне построил 192 малых катера типов КМ-2 и КМ-4 (водоизмещением 7 и 10 тонн соответственно), использовавшихся как катера-тральщики.

Катера фирмы «Elco» (США)

1944-1947 годы — по-видимому, уже после снятия блокады в конце войны на Заводе № 5 была организована постройка из импортных комплектующих торпедных катеров фирмы Elco (США), 60 из которых были переданы флоту в конце войны.[12] Примерно в это же время выпускались пограничные сторожевые корабли типа МО-4 по проекту 174 с, по всей видимости, импортными двигателями «Паккард», а также пограничные сторожевые катера КМ-4 и пограничные сторожевые катера специальной службы К-ЗИС-5.[13]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

31 мая 1944 года — «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод № 5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени».

1946 год — в связи с преобразованием Наркоматов в Министерства Завод № 5 НКСП переименован в Завод № 5 МСП, тогда же на нём был введён в строй головной большой торпедный катер проекта ТД200.[14]

1946—1952 годы — на Заводе № 5 крупной серией в 168 единиц строятся большие торпедные катера проекта ТД200бис.[15]

1947 год — Ленинградский Морской пограничный порт преобразован в Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа.

Торпедный катер проекта 183 на Ближнем Востоке

1947—1960 годы — на Заводе № 5 построена крупная серия из 220 торпедных катеров проекта 183, разработанного на основании опыта войны. Проект катера с деревянным корпусом являлся одним из лучших в мире в то время. При этом головной катер проекта был введён в строй в 1949 году, а крупной серией поступать во флот катера начали с 1952 года. Эти катера производились также на заводах № 602 (ныне Восточная верфь) во Владивостоке и № 640 (ныне Сосновский судостроительный завод) в поселке (ныне городе) Сосновка в Кировской области. Эти катера в большом количестве поставлялись и на экспорт.

22 октября 1949 года — на базе заводского конструкторского бюро при заводе № 5 с привлечением конструкторов из ЦКБ-19 МСП и ОКБ-5 МВД пи заводе создана проектная организация «Специальное Конструкторское Бюро № 5» (СКБ-5), ныне ЦМКБ «Алмаз»[16].

1952—1959 годы — на Заводе № 5 построены 52 пограничных сторожевых корабля (сторожевых катера) проекта 199, те из них, которые служили в военно-морском флоте позднее в 1966 году были переклассифицированы из сторожевых в противолодочные катера.[17][18]

Май 1953 года — в связи с ликвидацией 4-го спецотдела МВД СССР закрыто ОКБ-5, сотрудники которого перешли в СКБ-5 при заводе № 5 вместе с разрабатываемыми тематиками, включая катера семейства проекта 183.[19]

1 апреля 1956 года — СКБ-5 реорганизовано в полностью самостоятельное «Центральное конструкторское бюро № 5» (ЦКБ-5, ныне ЦМКБ «Алмаз») с передачей ему цеха № 6 завода № 5, то есть производства малых катеров на месте бывшей верфи Золотова. Позднее эта небольшая верфь ещё не раз меняла подчинение и названия, просуществовав до начала 2010-х в качестве ОАО «Редан», но в состав завода «Алмаз» возвращалась только на незначительное время в 1970—1971 годах в процессе очередной реорганизации.

1957 год — на Заводе № 5 построены два экспериментальных катера проекта 183Э, ставшие первыми в мире катерами, оснащёнными управляемыми ракетами. В том же году они были переведены для испытаний на Черное море, где 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск противокорабельной ракеты П-15 с борта катера проекта 183Э. В том же году на заводе строили многоцелевые (десантные) катера проекта Т-4 или Т-4М «Танкист».

1957(?)—1959(?) годы — на обоих заводах строятся в некотором количестве[3] десантные катера проекта А-3 «Армеец».[20]

Ракетный катер проекта 183Р, 1974

1959(1958?)—1965 годы — на Заводе № 5 построены 26 (по другим данным 30) ракетных катеров проекта 183Р «Комар» и переоборудовано из торпедных в ракетные по проекту 183ТР ещё 30 катеров.

1958(?)—1960(?) годы — проведена существенная реконструкция Завода № 5 под строительство более крупных, чем раньше, и металлических ракетных катеров проекта 205.

Ракетный катер проекта 205, 1983

1958—1966(?) годы — на Заводе № 5 построено 66 больших ракетных катеров проекта 205 «Цунами», отличавшихся от проекта 183Р стальным корпусом и 4 ракетами П-15 вместо двух.[21]

Начало 1960-х — Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа в рамках сокращения армии передан Управлению рыбной промышленности Ленсовнархоза, и — почти сразу — был снова передан в Госкомитет Совмина СССР, где получил название Опытный морской завод.

1960—1961 годы — на Заводе № 5 построено четыре пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 360.[22]

1963 год — на Заводе № 5 построено 2 опытных больших ракетных катера на основе проекта 205 — катер проекта 205Ч с электросетью частотой 400 Гц и катер проекта 205Э с носовым подводным крылом.[23]

Контейнеры с ракетами на палубе катера проекта 205У, 1981

1965—1970(?) годы — на Заводе № 5 построено 19 больших ракетных катеров проекта 205У «Цунами», отличавшихся от проекта 205 размещением ракет не в ангарах, а в герметичных контейнерах, что стало возможным благодаря раскрывающимся в полёте крыльям новых ракет П-15У.[24]

1966 год — Завод № 5 получил открытое название Ленинградский Приморский завод, а Опытный морской завод был переименован в Невский морской завод.

Файл:PSKR-721(DN-SC-97-00233).jpg
Пограничный сторожевой корабль проекта 205П, 1997

1967(1966?)—1989 годы — на Приморском заводе (позднее «Алмазе») построено 111 пограничных сторожевых кораблей проекта 205П, созданных на основе ракетного катера проекта 205.

1967—1970 годы — на Невском морском заводе построен малый десантный корабль на воздушной подушке МДК-167 проекта 1232 «Джейран».[25]

1967—1975 годы — на Приморском заводе (позднее «Алмазе») построено 14 малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод».

1968 год — на Невском морском заводе построен катер на воздушной подушке «Бриз».

1968—? годы — на Приморском заводе построено 4 катера проекта 1400 «Гриф»(пограничных сторожевых или артиллерийских).[26]

1969(?) год — на Приморском заводе построен артиллерийский катер АК-225, единственный построенный катер проекта 205ПЭ.

Торпедный катер проекта 206М «Шторм»

1969—1971 годы — на предприятии (изначально, вероятно, на Невском морском заводе, но в процессе он стал частью «Алмаза») построено 4 десантных катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[27]

1970 год — предприятия-предшественники завода были слиты воедино путём объединения Ленинградского Приморского завода с ЦМКБ «Алмаз» и Невским Морским заводом в Производственно-техническое объединение «Алмаз».

1972—1973 годы — на предприятии построены три торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», строившихся серийно и на нескольких других заводах.[28]

Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар», 1985

1972—1974 годы — на предприятии построено пять пограничных катеров специальной службы проекта 1400А[29] и в этот же период два головных десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар», позднее серийно строившихся на заводом «Море» в Феодосии[30] и, в чуть изменённом виде, Хабаровским судостроительным заводом имени 60-летия СССР.

Высадка из МДК проекта 12321 «Джейран», 1985

1973(?)—1985 годы — на заводе построено 19 серийных малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран».[31]

1974 год — предприятие переименовано в Производственное объединение «Алмаз».

1974—1977 годы — на заводе построено 3 малых ракетных корабля проекта 1234-Э «Овод-Э» для военно-морского флота Индии.

1975—1991 годы — на заводе построено 14 малых ракетных кораблей проекта 1234.1 «Овод-1», в том числе прославившийся во время Войны 08.08.08 МРК «Мираж». Также был спущен на воду последний для завода — пятнадцатый корабль этого проекта, введённый в строй уже позднее.

1976—1981 годы — на заводе построен большой ракетный катер проекта 12411 «Молния».[32]

1977—1980 годы — на предприятии построено два пограничных сторожевых корабля специальной службы проекта 1360.[33]

1977—1983 годы — на заводе построено 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[34]

1981 год — специально под строительство самых крупных в мире десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» на площадке бывшего Невского морского завода построен второй эллинг размером 72×36 м.[35]

1982—1987 годы — на заводе построен малый ракетный корабль «Накат» проекта 1234.7.

Малые десантные корабли проекта 12322 «Зубр», 2015

1983—1991 годы — а заводе построено 4, видимо, и заложено ещё 1-3 малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», являющихся и поныне (2017 год) самыми большими в истории Человечества кораблями на воздушной подушке. Параллельно их производство вёл также Судостроительный завод «Море» в Феодосии.

1984—1987 годы — на предприятии построено 7 артиллерийских катеров проекта 02059, близких по конструкции к пограничным сторожевым кораблям проекта 205П.

1989—1991 годы — заводом начато строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» («Светлячок»), но в этот период ни один из них не был полностью достроен, хотя они уже производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[36]

12 февраля 1990 года — после выхода из объединения ЦМКБ «Алмаз» предприятие переименовано в Ленинградское судостроительное объединение «Алмаз».

1 октября 1991 года — предприятие переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»

Российская Федерация

1991 — 1992 годы — заводом достроен спущенный на воду ранее малый ракетный корабль «Ливень» — 15-й по счёту и последний для него корабль проекта 1234.1.

Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк», 2018

1991—2004 годы — завод продолжил строительство частично заложенных ранее пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» («Светлячок»), построив 9 таких кораблей. Параллельно они производились на Владивостокском и Ярославском судостроительных заводах.[37] В эти же годы продолжалось строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», всего за это время были введены в эксплуатацию три «Зубра», проданные Греции, а ещё два достроены не были.

20 марта 1992 года — завод преобразован в предприятие Судостроительная фирма «Алмаз».

1 июля 1993 года — государственное предприятие путём акционирования преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительная фирма «Алмаз».

1994(?)—2001(?) — на предприятии (с 1997 года на «Морском заводе Алмаз») строятся суда экологического мониторинга (катера экологического контроля) проекта 16220 «Экопатруль».

12 июля 1996 года — завод преобразован в Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

1997 год — ОАО СФ «Алмаз» учредило дочернее предприятие Открытое акционерное общество «Морской завод Алмаз», в состав которого были выделены подразделения, размещённые на площадке бывшего Невского морского завода, ориентированные в первую очередь на судостроение из алюминия.[38]

2001—2002 годы — на «Морском заводе Алмаз» построено уникальное скоростное пассажирское судно катамаранного типа с корпусом из легкого сплава Superfoil-40 «Линда». Построенное по английскому проекту из российского алюминиевого сплава для заказчика из Эстонии судно обладало максимальной на тот момент в мире скоростью для пассажирских паромов — 55 узлов (более 100 км/ч).[39]

2002 год — Судостроительной фирме «Алмаз» для Вьетнама построены два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[40]

2003—2004 годы — на «Морском заводе Алмаз» построен катер специального назначения «Валентин Чуйкин» проекта А-125.[41]

2003—2006 годы — на «Морском заводе Алмаз» построен головной пограничный сторожевой катер специальной службы проекта 12200 «Соболь».[42]

Малый артиллерийский корабль «Волгодонск» проекта 21630, 2015

2004—2012 годы — на Судостроительной фирме «Алмаз» для Каспийской флотилии построены три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян».

2005—2007 годы — на «Морском заводе Алмаз» два пограничных сторожевых катера специальной службы (фактически правительственные представительские моторные яхты) проекта 21600 «Хоста».[43]

2006(?)—2013(?) годы — на «Морском заводе Алмаз» строятся алюминиевые рейдовые разъездные/учебные катера проектов 21960, 21960М и 21960К.[44]

2007 год — предприятием «Морской завод Алмаз» построены первый пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б[45] и малое таможенное судно проекта FC-101 «Иней».

2007— н. в. (2019) — заводом, по всей видимости на обеих площадках на субподряде[46], серией не менее 5 единиц строятся пограничные патрульные суда проекта 22120 «Пурга», отличающиеся способностью ходить во льдах толщиной до 0,6 м.

Пограничный сторожевой корабль «Жемчуг» проекта 22460 «Охотник», 2012

2007— н. в. (2019) — заводом СФ «Алмаз» строятся серией не менее, чем в 11 единиц (2019) пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник», отличающиеся улучшенной мореходностью. Корабли этого проекта параллельно производила также «Восточная верфь» во Владивостоке.

2008 год — на «Морском заводе Алмаз» построен катер специального назначения А-125М-1.[47]

2008—2010 годы — на «Морском заводе Алмаз» для Словении построен пограничный сторожевой корабль «Триглав» проекта 10412.[48]

Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь», 2014

2008 — н. в. (2016) — на «Морском заводе Алмаз» крупной серией не менее 20 единиц строятся пограничные сторожевые катера (некоторые из которых специальной службы) проекта 12200 «Соболь». Катера этого проекта параллельно производила также «Восточная верфь» во Владивостоке.[49]

2009—2011 годы — на «Морском заводе Алмаз» для Вьетнама построены ещё два пограничных сторожевых корабля проекта 10412.[50]

2009—2010 годы — предприятием «Морской завод Алмаз» построен второй для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б «Светлячок-МН».[51]

2013(?)—настоящее время (2019) — на СФ «Алмаз» строятся серией не менее 11 единиц самоходные плавучие краны проекта 02690 грузоподъёмностью 150 тонн.[52]

2015 год — предприятием «Морской завод Алмаз» построен третий для него пограничный сторожевой корабль проекта 10410Б «Светлячок-МН».[53]

Конец 2015 — начало 2016 года — ОАО СФ «Алмаз» преобразовано (с перетекшим из одного года в другой оформлением) в Публичное акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз».

2017—2018 годы — предприятием СФ «Алмаз» построен пограничный сторожевой корабль «Керчь» модернизированного проекта 10410.

2018 — н. в. (2019) — предприятием СФ «Алмаз» строится ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 21180М.[54]

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

ТКА-12 на постаменте в Североморске, 2010
  • ТКА-12 (построен в 1939—1941 годах) — торпедный катер типа Д-3 первой и единственной довоенной серии. В августе 1941 года был перевезён по железной дороге на Северный флот в Мурманск. Вошёл вместе с аналогичными катерами первой серии, являвшимися в то время единственными в стране торпедными катерами дальнего действия в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров охраны водного района Главной базы Северного флота. В первом же боевом дежурстве 11 сентября 1941 года потопил торпедами при атаке на немецкий конвой потопил переоборудованный из траулера сторожевой корабль. Уже через три недели повторил успех, потопив в Варагнер-фьорде крупный транспорт. Там же 22 декабря 1943 года получил серьёзные повреждения при атаке конвоя, но успешно вернулся на базу, несмотря на ранение командира в обе ноги. Последнюю свою — восьмую(!) удачную торпедную атаку катер выполнил, потопив очередной немецкий транспорт близ Бек-фьорда 15 июля 1944 года. Впоследствии 14 июня 1945 года катер был передан музею Северного флота. С 31 июля 1983 года и поныне ТКА-12 установлен на постаменте в составе Мемориала морякам торпедных катеров на площади Мужества в Североморске.
Малый ракетный корабль «Мираж» в Севастополе, 2007
  • Малый ракетный корабль «Мираж» (построен в 1983—1986 годах) — корабль проекта 1234.1 прославился во время Олимпийской войны (она же Война 08.08.08, она же Пятидневная война), в ходе которой одержал победу над несколькими грузинскими катерами в единственном морском сражении той войны 10 августа 2008 года.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 ОГПУ — Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров — аналог современной Федеральной службы безопасности России в 1923—1934 годах.
  2. Народного комиссариата внутренних дел
  3. Не менее двух на Заводе № 5, где первая пара была построена в 1957 году. Ещё три были построены на Судоремонтном заводе погранвойск в 1959 году.