Литература по этнической истории России
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
В данной статье перечислены научные и научно-публицистические книги и статьи по истории, культуре и быту народов России, рекомендуемые основными редакторами Руксперта. См. критерии добавления публикаций.
Литература по этнической истории России распределена по следующим тематическим спискам:
- История народов России – публикации по истории народов, проживающих на всей территории страны;
- Народы России по регионам – публикации по истории народов, проживающих компактно в конкретных частях страны[1];
- Народы стран бывшего СССР – публикации по истории народов, имеющих в настоящее время государственность вне России[2];
- История национальной политики – публикации по истории национальной политики России в разные периоды её истории (дореволюционный, советский и современный)[3].
История народов России
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Деметер Н.Г. | Народы и культуры. Цыгане[4] Цыгане – народ индоевропейской языковой семьи, расселенный по всему миру. Рассматриваются основные этапы этнической истории народа, особенности миграций и формирования этнических групп в России. Отдельные главы тома посвящены языку, общественному быту, календарным и семейным праздникам и обрядам, фольклорной традиции и профессиональной культуре.[5] |
||
Державин Н.С. | Происхождение Русского народа – великорусского, украинского, белорусского. Славяне в древности[4] Русский народ в составе трёх образующих его братских народов – великороссов, украинцев и белорусов – ведёт своё начало с глубокой древности, с тех времён, когда о русском народе как особой этнографической группе на европейском материке не было ещё и речи. Автор книги, академик АН СССР, анализирует вопросы происхождения и развития восточнославянских народов. Написано в середине XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Доватур А.И., Каллистов Д.П. | Народы нашей страны в «Истории» Геродота (тексты, перевод, комментарий)[4] Сочинения Геродота служат важнейшим источником по древнейшей истории Юга России, а также Закавказья и Средней Азии. Книга включает в себя переводы все известий Геродота по истории, географии и этнографии юга СССР в античную эпоху, снабженных филологическим, историческим, географическим, этнографическим и археологическим комментарием. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Петровская О.В. | Западная Белоруссия и Западная Украина в 1939–1941 годах: люди, события, документы[4] В сентябре–октябре 1939 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав СССР. Сборник статей посвящен анализу политических, экономических и культурных аспектов интеграции западных украинских и белорусских земель в состав СССР (советизация). Отдельно рассмотрено этнокультурное и этнополитическое положение этих земель накануне в преддверии и начале Второй мировой войны.[5] |
Русские
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Городяненко В.Г. | Положение русских на Украине и проблема их идентичности[4] Распад СССР привел к повышению статусу титульного населения в бывших республиках, а все нетитульное население, включая русских, формально приобрело статус национальных меньшинств, что не могло не повлиять на его социально-этнические позиции. В статье рассмотрена политика властей Украины в отношении местного русского населения и особенности его самоидентификации. Как отмечает автор, «раскол украинского общества наблюдается почти по всем определяющим показателям: ценностно-мировоззренческим, культурно-языковым, политико-идеологическим, конфессиональным, межэтническим и региональным».[5] |
||
Даренский В.Ю. | Русская идентичность в современной Украине: проблемы и перспективы[4] На Украине проживает самой большой конгломерат русскоязычного населения (около 20 млн) за пределами России со своим менталитетом. В статье описан феномен русской идентичности на Украине с её особенностями: с одной стороны, лояльность к украинскому государству, а с другой – ощущение своей специфичности, основанной не только на принадлежности к российской культурно-языковой общности и включенности в российское информационное пространство, но и на особом менталитете, сформировавшемся исторической традицией жизни в большой многонациональной стране.[5] |
||
Седов В.В. | Древнерусская народность[4] Население Киевской Руси в X–XIII веках составляло единую этноязыковую общность – древнерусскую народность. Автор книги, научный сотрудник ИА РАН, ставит своей целью осветить предысторию, процессы становления, развития и диалектного членения древнерусской народности. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Тертри Д. | Русский вопрос в постсоветский период[4] После распада СССР около 25 млн этнических русских оказались за пределами границ России, на территории новых независимых государств. В статье анализируется геополитическое измерение существования за пределами России многомиллионного русского и русскоязычного населения. Особенное внимание уделяется демографической и идентичной составляющим, которые влияют на взаимоотношения России с русскоязычным сообществом за рубежом.[5] |
Евреи
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Емельяненко Т.Г. | Народы и культуры. Евреи[4] История евреев уходит корнями в глубокую древность, беря свое начало с Ближнего Востока. В монографии рассматриваются общие вопросы происхождения и истории еврейского народа, а также проблемы изучения еврейского фольклора и этнографии. Основное внимание уделено этнополитической истории и своеобразию традиционной культуры российских евреев.[5] |
||
Круглов А.И. | Уничтожение еврейского населения Украины в 1941–1944 годах (хроника событий)[4] Антисемитизм был важнейшим элементом идеологии, политики и практики Третьего Рейха. В книге представлена хроника нацистского геноцида в отношении евреев на Украине с привлечением документов как немецкой, так и советской стороны, а также свидетельств очевидцев и выживших евреев. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
Народы России по регионам
Северо-Запад России
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Клементьев Е.И. | Народы и культуры. Прибалтийско-финские народы России[4] Саамы, карелы, вепсы и некоторые другие прибалтийско-финские народы являются коренным населением Северо-Запада России. В книге рассмотрены история и культура этих народов, которые тесно связаны с традиционной культурой русского населения региона. Культура каждого народа рассмотрена древнейших времен до наших дней, охватывая ее различные аспекты – от традиционных форм хозяйства до народных верований и обрядности.[5] |
||
Кулаков В.И. | История Пруссии до 1283 года[4] До прихода немцев-крестоносцев территорию Калининградской области населяли древние племена пруссов. Книга посвящена истории земли пруссов от первых упоминаний Янтарного края в письменных источниках до времени потери пруссами своей независимости в результате орденской агрессии. Для реконструкции древней истории края широко привлечены археологические источники.[5] |
||
Рябинин Е.А. | К этнической истории Русского Севера: чудь заволочская и славяне[4] Древнерусское «Заволочье», впервые упоминаемое в Повести временных лет, находилось на левобережье Северной Двины (ныне Архангельская область). Автор статьи, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН, рассматривает этническую историю местного финно-угорского населения, ассимилированного пришлым славянским населением. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
Юг России
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Бакаева Э.П. | Народы и культуры. Калмыки[4] Калмыки – единственный в Европе монголоязычный народ, поселившиеся в XVII веке в области Нижней Волги. В книге исследуются происхождение и этническая история калмыков, формирование языка, развитие материальной и духовной культуры. Освещаются вопросы расселения калмыков, особенности их традиционной хозяйственной деятельности, ремесла и промыслы.[5] |
||
Бредихин А.В. | Национальные и религиозные проблемы в Донецкой и Луганской Народных Республиках[4] В статье рассматривается история национального вопроса в Донбассе, а также национальная и религиозная политика властей Донецкой и Луганской Народных Республик. Как отмечает автор, «проблема русского языка и русской идентичности стала основополагающей в процессе государственного строительства в ДНР и ЛНР».[5] |
||
Докашенко В.Н. | Русские в национальной структуре Донбасса (1959–2001 годы)[4] В статье прослеживается динамика заселения Донбасса представителями РСФСР и других союзных республик. Понятие русификация, широко используемое в украинской историографии, толкуется с точки зрения наличия в нем объективной и субъективной составляющих, что дает основание утверждать о закономерном росте русского языка в регионе.[5] |
||
Федоровский Ю.Р. | Первая советская украинизация Луганщины[4] В статье изложены и проанализированы события 1920-х – начала 1930-х годов на территории Донбасса, связанные с проводимой Советским руководством тогда политикой «украинизации». Показаны основные тенденции и формы навязывания украинского языка преимущественно русскоязычному населению Новороссии и его стихийное сопротивление данной политике.[5] |
Народы Крыма
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Козлов С.Я. | Народы и культуры. Тюркские народы Крыма[4] Крымские татары, караимы и крымчаки – тюркские народы, чьи этногенез и история связаны с Крымом. В книге подробно рассматриваются происхождение каждого из этих народов, их этническая история, антропологический облик. Дается подробная характеристика традиционной материальной и духовной культуры, социальной организации, общественного и семейного быта, народных верований и знаний.[5] |
||
Мухетдинов Д.В. | Крым и крымские татары в российской политике в марте–мае 2014 года[4] 29 марта 2014 года состоялся Курултай, который от имени всего крымскотатарского народа признал присоединение Крыма к России. В статье описывается история крымско-татарского вопроса и диалог представителей крымскотатарского народа с властями России в первые месяцы после Воссоединения Крыма с Россией.[5] |
||
Cенюшкина Т.А. | Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс[4] Русское население Крыма неоднократно демонстрировало свое отношение к акту передачи полуострова Украине как к нелегитимному политическому событию. Автор статьи, профессор КФУ, исследует этнополитические процессы, связанные с воссоединением Крыма с Россией и интеграцией местного сообщества в российское социально-экономическое и политико-правовое пространство.[5] |
||
Храпунов И.Н., Герцен А.Г. | От киммерийцев до крымчаков. Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII века[4] Население Крыма с древнейших времен отличалось полиэтническим разнообразием. Монография, подготовленная учеными ТНУ[7], содержит ряд очерков о народах Крыма за 26 столетий (VIII век до н.э. – XVIII век), от киммерийцев до крымчаков и крымских татар, с древнейших времен до присоединения Крыма к Российской империи.[5] |
Северный Кавказ
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Аликберов А.К. | Историческая память и российская идентичность на Северном Кавказе[4] В сборнике, подготовленном ИВ РАН, представлены итоги полевых исследований исторической памяти и идентичности населения Северного Кавказа. Для полноты картины уделено внимание этнической истории Северного Кавказа в контексте его присоединения к России.[5] |
||
Албогачиева М.С.-Г. | Народы и культуры. Ингуши[4] Ингуши – один из древнейших коренных народов Кавказа, их предки упоминаются в античных источниках, средневековых летописях. В монографии рассматриваются основные этапы этнической истории ингушей. Приводятся данные о развитии главных отраслей хозяйства, основных особенностях материальной культуры, духовной культуры и социо-культурного быта.[5] |
||
Арутюнов С.А. | Народы и культуры. Народы Дагестана[4] Дагестан – один из самых уникальных регионов с точки зрения этнокультурного разнообразия местного населения. В книге представлены научные сведения по вопросам истории, этнографии, географии расселения дагестанских народов. В работе представлены также народы (азербайджанцы, русские, татары), происхождение которых не связано с Дагестаном, но которые издревле компактно проживают в этом регионе.[5] |
||
Блиев М.М. | О некоторых проблемах присоединения народов Кавказа к России[4] В статье рассмотрены некоторые проблемы трактовки присоединения народов Кавказа к России. Отдельное внимание уделено историографии темы. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Бобровников В.О., Бабич И.Л. | Северный Кавказ в составе Российской империи[4] Интерес России к Северному Кавказу берет свое начало с XVI века, но лишь в XVIII–XIX веках он был покорен и усмирён. В данном исследовании описаны Кавказская война, освоение русскими и российские реформы и управление, миграция горцев в Османскую империю и т.д. Отдельное внимание уделено истории научного изучения региона (кавказоведение).[5] |
||
Каракетов М.Д. | Народы и культуры. Карачаевцы. Балкарцы[4] Территория Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии лежит на стыке Западного и Центрального Кавказа. В книге описаны этногенез, этническая история и облик карачаевцев и балкарцев. Приведены сведения о динамике численности населения, о социальных отношениях, политико-правовых институтах, письменной традиции.[5] |
||
Тетуев А.И. | Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции[4] В 1990-е годы радикальные националистические организации Северного Кавказа начали активно предпринимать попытки реализации различных форм самоопределения, представляющих угрозу государственному единству, территориальной целостности России. В книге на огромном фактическом материале с учетом результатов исследований ученых-обществоведов, богатого комплекса архивных материалов показаны особенности развития национальных отношений на Северном Кавказе на разных срезах ее истории.[5] |
||
Цвижба Л.И. | Россия и Северный Кавказ: история выстраивания взаимоотношений[4] Кавказ для России столетиями был местом борьбы за влияние с Турцией и Персией, а Северный Кавказ служил для нее естественным рубежом обороны. В статье описывается история процесса присоединения народов Северного Кавказа, подчеркивается во многом добровольный характер этого процесса.[5] |
Чеченцы
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Гапуров Ш.А., Гапурова М.Ш. | Чечня в Кавказской войне: некоторые аспекты[4] Установление власти России в Чечне началось в конце XVIII – начале XIX века. В работе рассматриваются некоторые вопросы, связанные с участием чеченцев в Кавказской войне. Рассмотрены причины восстания 1818 года и прекращения боевых действий в 1859 году. Как отмечают авторы, «начиная с ХVIII века чеченцы верно служили России, воюя, наравне с русскими солдатами, против внешних врагов и даже против своих "немирных" соотечественников».[5] |
||
Заурбекова Г.В. | Переворот генерала Дудаева и начало сепаратизма в Чеченской Республике глазами очевидца[4] В 1991 году в Чечне был осуществлен вооруженный переворот генерала Д. Дудаева, что впоследствии привело к отделению республики от России. Автор статьи, доцент ЧГУ, представила анализ начальной фазы чеченского конфликта – от переворота Дудаева (1991) до начала Первой Чеченской войны (1994). Статья написана в формате интервью, в котором события поведены автором как очевидцем этих событий.[5] |
||
Соловьева Л.Т. | Народы и культуры. Чеченцы[4] Чеченцы – крупнейший народ на Северном Кавказе, один из древнейших коренных народов региона. В монографии рассматриваются основные этапы этнической истории чеченцев, взаимосвязь этнополитических, этнодемографических и этнокультурных изменений на рубеже XX–XXI веков. Приводятся данные о развитии главных отраслей хозяйства, описана материальная и духовная культура.[5] |
Приволжье
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Атаманов-Эграпи М.Г. | Происхождение удмуртского народа[4] Удмурты – один из самых древних, крупных и сплоченных этнических общностей финно-угорско-уральского происхождения. Автор книги, ведущий научный сотрудник УдГУ, всесторонне рассматривается вопрос происхождения удмуртов на основе этнографических, лингвистических, археологических, антропологических источников.[5] |
||
Аввясов А.И. | Русское завоевание Казанского края в XVI веке[4] В результате Казанских походов Ивана Грозного территория Казанского ханства (Казанский край) вошла в состав России. В работе дана характеристика последствий политики России на новых территориях, в том числе подавление вооруженной борьбы местных народов.[5] |
||
Белов С.Г. | Год 922-й: официальное принятие ислама волжскими болгарами и его историческое значение[4] Волжская Булгария стала самым северным мусульманским государством. В статье исследуется официальное принятие ислама волжскими болгарами и его исторического значения, предпосылки принятия ислама, его распространение и влияние на судьбу булгарского народа.[5] |
||
Богдан А.В. | Государственная политика Российской Империи по христианизации мусульман Среднего Поволжья в XVI–XIX веках[4] После завоевания Казанского ханства в XVI веке одним из методов утверждения новой власти стало обращение местного мусульманского населения в христианство. В статье раскрываются основные принципы политики христианизации мусульманского населения Поволжья в XVI–XIX веках, её периодов и аспектов.[5] |
||
Бугай Н.Ф. | 40-е годы: «автономию немцев Поволжья ликвидировать…»[4] В августе 1941 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил решение о переселении «поволжских немцев», которых обвиняли в работе на Третий Рейх. В статье исследованы предыстория, ход и последствия депортации «поволжских немцев». Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Зинуров Р.Н. | Башкирские восстания и индейские войны – феномен в мировой истории[4] В работе исследуются историко-правовые закономерности колониальной политики крупнейших империй XVI-XIX веков (Англии, Испании, США и России), сравнивая восстания башкир и войн индейцев. Автор, член Ассоциации этнографов и антропологов России, подробно освещает причины, ход и результаты башкирских восстаний и индейских войн, рисует яркие образы их вождей и лидеров.[5] |
||
Иванов В.П. | Народы и культуры. Чуваши[4] Чуваши – тюркоязычный народ, в большинстве своем исповедующий православие. В книге представлены результаты исследований по вопросам происхождения чувашей, их этнической и социально-политической истории, современным этническим процессам. Значительное внимание уделено чувашам, живущим за пределами Чувашии, месту чувашей в системе межэтнических отношений в России и ближнем зарубежье.[5] |
||
Исхаков Д.М. | Между Булгаром и Казанью: этнополитические процессы в Булгарском \ Казанском вилайяте в 60–70-х годах XIV – 40-х годах XV века[4] Исследование посвящено изучению трансформации Булгарского вилайята Улуса Джучи в Казанское ханство. Рассматриваются вопросы о политическом центре Булгарского (Казанского) княжества в 1390–1440-х годах, в том числе и о двух Казанях (Старой и Новой), клановой основе организации институтов власти в этом владении, присутствии там Чингисидов и золотоордынско-татарской знати.[5] |
||
Кузеев Р.Г. | Народы и культуры. Башкиры[4] Башкиры – тюркский народ в Европе многовековой историей, о которых впервые упоминали арабские путешественники VIII–IX веков. В монографии рассматриваются основные этапы этнической и социально-политической истории, демографические процессы и современное этнокультурное развитие башкир. Отдельные главы посвящены языку, традиционному хозяйству, семейному быту, религиозным представлениям и профессиональной культуре.[5] |
||
Леонов И.В. | Миссионерская деятельность Н.И. Ильминского в Среднем Поволжье во второй половине XIX века[4] В работе описан исторический опыт распространения православия среди нерусских народов Среднего Поволжья. Исследован личный вклад Н.И. Ильминского в становление и функционирование системы христианского просвещения в Среднем Поволжье. Как отмечает автор, «миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского была исторически оправданным явлением, государство стало активно заниматься народным образованием».[5] |
||
Таймасов Л.А. | Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII – начале XX века[4] Присоединение земель Среднего Поволжья к России привело к началу христианизации местных народов – татар, чуваш, марийцев, мордвы и удмуртов. В диссертации проведено историко-этнографическое исследование государственно-церковной политики утверждения православия в полиэтническом регионе просветительскими мерами, выявление особенностей этноконфессиональных процессов на исторических этапах разложения феодально-патриархальных устоев.[5] |
||
Тарасеева Ю.И. | Русское население Среднего Поволжья: история заселения[4] Среднее Поволжье – многонациональный регион, на территории которого на протяжении длительного исторического периода проживали разные этносы, в том числе русские. Цель работы – всестороннее изучение истории заселения русскими Среднего Поволжья, выявлении особенности взаимодействия русских с другими этносами. Отдельное внимание уделено деятельность православных монастырей в Среднем Поволжье в XVI–XVII веках.[5] |
Татары
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Валиев А.М. | Становление и развитие государственности татарского народа в 1920–1930-е годы[4] В 1920 году была создана автономная республика татарского народа (Татарская АССР). В статье анализируется становление и развитие ТАССР, позитивные и негативные моменты первых 20 лет существования автономной республики. Как отмечает автор, «в начальный период существования автономии в рамках данной территории татарский народ получил возможности для всестороннего развития своего языка, культуры, религии».[5] |
||
Гараева Д.Р. | Правовые основы этноконфессиональной политики самодержавия в отношении татар-мусульман Казанского края во второй половине XVI – начале XX вв.[4] На протяжении веков Россия формировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство, поэтому власти регламентировали положение различных этноконфессиональных групп, в том числе татар-мусульман. В работе исследованы основные тенденции развития законодательной базы национальной политики в отношении татар-мусульман во второй половине XVI – начала XX веков.[5] |
||
Уразманова Р.К. | Народы и культуры. Татары[4] Татары – один из крупнейших народов в России, проживающий в Приволжье, Приуралье, Западной Сибири, а также в остальных регионах России и зарубежом. Представлены материалы по этнополитической истории, демографии, антропологии и диалектологии, о быте, хозяйстве и духовной культуре татарского народа.[5] |
||
Шайдуллин Р.В. | К вопросу о реализации национальных интересов татарского народа в России[4] В современных условиях России особо актуальна проблема реализации национальных интересов её отдельных народов. В статье рассматриваются основные этапы движения татарского народа за реализацию своих этнополитических и этнокультурных интересов с рубежа XIX–XX веков по 1990-е годы. Особое внимание уделяется системному анализу процесса создания татарской национальной государственности.[5] |
||
Шайдуллин Р.В. | Народы Татарстана в переписях населения (1897–2010 годы)[4] Татарстан на протяжении всей своей истории был полиэтничным регионом и был объектом пристального внимания при проведении переписей населения в России. В статье проведен этнолингвистический анализ 11 переписей населения, проведенных в Татарстане и затрагивающих татар, русских и другие коренные народы региона. Проанализирована динамика народонаселения России и Татарстана, трансформации отношений этносов к своим родным языкам и этнонимам. Отмечается научная и практическая значимость переписей населения для выработки суверенно-политических и гражданско-этнокультурных моделей развития народов России и Татарстана.[5] |
Западная Сибирь и Урал
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Гемуев И.Н. | Народы и культуры. Народы Западной Сибири[4] Ханты, манси, ненцы и ряд других народов составляют коренное население Западной Сибири. В книге приведены общие сведения, теории происхождения и этнической истории каждого народа. Описаны формы хозяйства, материальная и духовная культура, социальная организация и общественный быт народов региона.[5] |
||
Функ Д.А. | Народы и культуры. Тюркские народы Сибири[4] К тюркским народам Сибири относятся сибирские татары, тувинцы, хакасы и ряд других народов региона. В книге опубликованы очерки, посвященные этим народам, их этнической истории, материальной и духовной культуре, социальной организации. Отдельное внимание уделено прослеженной динамике трансформационных процессов в различных областях жизни этих народов на всем протяжении XX столетия, особенно в постсоветский период.[5] |
Восточная Сибирь
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Багрин Е.А. | К вопросу о насилии русских по отношению к коренному населению Восточной Сибири и Дальнего Востока в XVII веке[4] Статья посвящена негативному опыту проявления насилия русского населения Сибири и Дальнего Востока по отношению к коренным народам этих регионов в XVII веке. Как отмечает автор, «по мере накопления опыта общения и знаний друг о друге отношения [русского и коренного населения] становились более позитивными, происходил межкультурный обмен».[5] |
||
Громыко М.М. | Западная Сибирь в XVIII веке: русское население и земледельческое освоение[4] В книге исследовано движение русского населения и земледельческое освоение Западной Сибири в 30–80-е годы XVIII века. Изучены количество, состав и размещение населения как основа социально-экономического развития региона. Отдельное внимание уделено развитию земледелия: росту пашенных земель, уровень земледельческого хозяйства на них, объему произведенной хлебной продукции. Написано в середине XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Конев А.Ю. | Правовое положение «новокрещенных иноверцев» Сибири (XVII–XVIII века)[4] В данной статье сделана попытка проследить взаимосвязь между религиозной принадлежностью и социально-правовым (сословным) статусом «новокрещенов» из числа аборигенных жителей Сибири. Выявлены особенности их юридического, податного и административного положения на различных этапах освоения региона.[5] |
Дальний Восток
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Абаева Л.Л. | Народы и культуры. Буряты[4] Буряты – один из этносов, исторически входящих в монгольскую языковую и историко-культурную общность. В книге рассмотрены наиболее важные аспекты этнического и культурного развития бурят. Дана характеристику их скотоводческого хозяйства, религиозных верований (шаманизм и буддизм), а также диалекты и говоры бурятского языка.[5] |
||
Алексеев Н.А. | Народы и культуры. Якуты (Саха)[4] Якуты – крупнейший в России тюркский народ России, насчитывающий почти 0,5 млн человек и осваивавший огромные территории Крайнего Севера. В исследовании большое внимание уделяется происхождению, археологии, антропологии, ранней этнической и социальной истории якутского народа. Дается демографическая характеристика якутов, описаны этнографические и этнотерриториальные группы за пределами республики.[5] |
||
Батьянова Е.П. | Народы и культуры. Народы Северо-Востока Сибири[4] Восточная Сибирь – особый этногеографическая область, включащая Чукотку, Камчатку, Сахалин и т.д., которые населяют многочисленные малые народности. В книге приведены данные новейших исследований по археологии и этнической истории айнов, алеутов, камчадалов и других народов региона. Описаны особенности их традиционного хозяйства, социальной организации, верований, обычаев и общественной жизни.[5] |
||
Вдовин И.С. | Очерки этнической истории коряков[4] Коряки – представители северо-восточных палеоазиатов, отличающихся от других народов Сибири и Дальнего Востока. Книга представляет собой описание материальной и духовной культуры семи территориальных групп коряков, живущих на побережье Берингова и Охотского морей от северо-востока Камчатки до района современного Магадана. Написано в середине XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Туголуков В.А. | Кто вы, юкагиры?[4] Юкагиры – один из малых народов Севера, проживающие на обширной территории от Индигирки до Анадыря. В книге исследуются происхождение, культура и общественный уклад юкагиров. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Функ Д.А. | Народы и культуры. Тюркские народы Восточной Сибири[4] Тувинцы, тофалары и долганы составляют коренное тюркское население Восточной Сибири. В книге опубликованы очерки, посвященные этим народам, их этнической истории, материальной и духовной культуре, социальной организации.[5] |
Народы стран бывшего СССР
Закавказье
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Анчабадзе Ю.Д. | Народы и культуры. Абхазы[4] Абхазы – один из древнейших народов Кавказа, прошедший долгий и насыщенный путь исторического развития. В монографии отражены важнейшие этапы этнической истории абхазов, формирования этноса и этнополитических изменений в регионе на рубеже ХIХ–ХХ веков. Показано развитие главных отраслей хозяйственной деятельности, описана материальная и духовная культура. [5] |
||
Бериашвили Л.К. | Народы и культуры. Грузины[4] Территория Грузии (западное и центральное Закавказье) была освоена человеком еще в глубокой древности, что подтверждено данными археологии. В монографии рассматриваются основные этапы этнической и социально-политической истории грузинского народа. Описаны материальная культура, формы хозяйства, общественный быт и религиозные верования, а также грузинские диаспоры за пределами Грузии.[5] |
||
Варданян Л.М. | Народы и культуры. Армяне[4] Армяне – один из древнейших народов мира, чья документальная история насчитывает несколько тысячелетий. В книге содержатся подробные сведения о природно-географической среде обитания армян, их происхождении и этнополитической истории. Описана хозяйственная деятельность и занятиях, семейный и общественный быт, духовная культура армян. Показана роль Армянской апостольской церкви в сохранении армянами своей религии, языка и идентичности.[5] |
||
Мамедли А. | Народы и культуры. Азербайджанцы[4] Азербайджанцы – крупнейший народ Южного Кавказа, имеющий самобытную и древнюю этническую культуру. В монографии рассматриваются основные этапы этнополитической истории и процессы становления азербайджанской нации. Приводятся данные о традиционном хозяйстве, материальной культуре, семье и семейной обрядности, общественном быте и социальных институтах, профессиональной и духовной культуре, об азербайджанских диаспорах.[5] |
||
Худавердян К.С., Киракосян А.Д. | Армянский вопрос (энциклопедия)[4] Армянский вопрос – комплекс проблем, связанных со стремлением армян к независимости и восстановлению государственности. В энциклопедии представлены сведения о возникновении и развитии Армянского вопроса, геноциде армян в Турции, событиях и явлениях, непосредственно относящихся к указанным проблемам. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Цаллагова З.Б. | Народы и культуры. Осетины[4] Осетины – ираноязычный народ, проживающий по обе стороны Главного Кавказского хребта и разделенный государственной границей между Северной (Россия) и Южной Осетией. Книга содержит сведения о природно-географической среде обитания осетин, их этногенезе и этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре. Анализируются характер и направление социокультурных процессов в современном осетинском обществе, дана характеристика осетинских диаспор в мире, изложен обзор политических событий в Осетии на рубеже XX–XXI веков.[5] |
Прибалтика
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Алантс О. | Латгалия: в поисках иного бытия[4] Книга является первой работой на русском языке по истории латгальского этноса с момента его зарождения до настоящего времени. Автором ставится вопрос о ключевой роли латгал в решении накопившихся этнических проблем как в Латгалии, так и в Латвии.[5] |
||
Гапоненко А.В. | Этнические конфликты в странах Балтии в постсоветский период[4] Латвия, Литва и Эстония вышли из состава СССР на волне мирных протестов масс титульного населения, организованных местными национал-коммунистами. В сборнике рассмотрены причины возникновения, форм существования и механизмов реализации этнических конфликтов в Прибалтике в 1991−2013 годах. Освещен опыт борьбы нетитульного населения этих стран против действующих в них режимов этнической дискриминации.[5] |
||
Герасимов В. | Латвийский национализм на службе Западу[4] Цель настоящей книги – показать историю латвийского фашизма (диктатура К. Ульманиса и латвийский коллаборационизм) с его продвижениями и поражениями от советской власти. Как отмечает автор, «идеи шовинистического национализма, развивавшиеся в первой половине ХХ века, сохранились и приумножились во второй». Отдельное внимание уделено политике независимой Латвии, основанной на идеях, которые продвигают потомки или прямые участники националистических и фашистских движений прошлого.[5] |
||
Ямалова Э.Н. | Формирование национальной идентичности в странах Балтии[4] В статье проведен сравнительный анализ национальной политики и формирования национальной идентичности в странах Балтии. Раскрываются этнополитические причины различий и динамика реализации национальной политики на современном этапе. Рассмотрен внешний фактор в виде влияния ОБСЕ и Европейского Союза на либерализацию законодательства стран Балтии.[5] |
Средняя Азия
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Абашин С.Л., Арапов Д.Ю. | Центральная Азия в составе Российской империи[4] Понятие «Центральная Азия» относится к бывшим азиатским союзным республикам (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Киргизия), а также некоторым сопредельным территориям. В данной монографии исследуются вопросы истории региона в XIX – начале XX века, в частности Россия принесла местному населению – освобождение и развитие или же новое порабощение и нещадную колониальную эксплуатацию?[5] |
Средней Азии |
|
Арифханова З.Х. | Народы и культуры. Узбеки[4] Узбеки – крупнейший народ Средней Азии, его предками были массагеты, сагдийцы, ферганцы и другие древние народы. В книге представлен материал по этнической и политической истории, хозяйственной деятельности, семейному и общественному быту, материальной и духовной культуре узбекского народа. Значительное внимание уделено этнокультурным процессам в современном Узбекистане.[5] |
Средней Азии |
|
Асанканов А.А. | Народы и культуры. Кыргызы[4] Киргизия – государство в Средней Азии, расположенное в западной и центральной части горной системы Тянь-Шань и на Памиро-Алае. В книге раскрываются проблемы этнической истории и этносоциального развития кыргызского (киргизского) народа. Описываются традиционные занятия и хозяйственная деятельность, материальная культура, семейные и общественные отношения, народные знания, творчество и верования, а также этнокультурные и социально-политические процессы новейшего времени.[5] |
Средней Азии |
|
Дубова Н.А. | Народы и культуры. Туркмены[4] Туркмены – один из самых древних и крупных народов Центральной Азии, обладающий давними традициями государственности. В книге освещаются история изучения туркменской этнографии, история туркменского народа, его расселения, особенности жизнедеятельности, основные занятия туркмен, их жилище, одежда, система питания, обряды, обычаи, праздники, народное творчество.[5] |
Средней Азии |
Белоруссия
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Бондарчик В.К. | Народы и культуры. Белорусы[4] Формирование белорусского этноса совпало по времени с русским этносом, но белорусы до XX века не имели своего государства. В монографии содержатся сведения возникновения и эволюции белорусов, их расселения и численности. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Борисёнок Ю.А. | Белорусские земли между Польшей и Россией – от разделов Речи Посполитой до окончания Второй Мировой войны (1772–1945 годы)[4] Территория «белорусского племени» к началу XIX века представляла собой «большое пограничье» между Польшей и Россией в географическом, этнокультурном и ментальном отношениях. В статье представлена история белорусского народа в XVIII – первой половине XX века, от разделов Речи Посполитой до окончания Второй Мировой.[5] |
||
Гринблат М.Я. | Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории[4] Корни белорусского этноса (как и русского) уходят глубоко в древность, к древнерусской народности. В книге рассматривается проблема происхождения и развития белорусской народности, их материальной и духовной культуре. Написано в середине XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Горбунов Т.С. | Воссоединение белорусского народа в едином советском социалистическом государстве[4] В 1939 году СССР вернул под свой контроль земли Западной Белоруссии. В книге рассказывается о многовековой борьбе белорусского народа с иноземными захватчиками, особенно в XX веке (Гражданская война, советско-польская война и польский поход РККА). Написано в середине XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Криштапович Л.Е., Филиппов А. | БССР и Западная Белоруссия. 1919–1939 годы (сравнительный анализ)[4] В книге раскрывается исторический смысл советского периода как высшего этапа в национальном, социальном, культурном и экономическом развитии белорусского народа. Подчеркивается специфика белорусской государственности как союзной государственности. Показывается историческое значение национально-освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года.[5] |
||
Шевченко К.В. | «Политика вредная и бессмысленная…»: западно-белорусская пресса о политике Польши в белорусском вопросе в 1920–1921 годах[4] Падение Российской империи привело к росту популярности идей о независимости Белоруссии и союза с воссозданной Польшей. В статье описана польская политика на землях Западной Белоруссии, в частности во время советско-польской войны, и реакция интеллигенции на нее[5] |
||
Шимов В.В. | Истоки языкового сепаратизма в Белоруссии[4] Языковой вопрос является одним из самых спорных и запутанных для белорусского общества. В статье описано происхождение белорусского языка и этноса. Как отмечает автор, «с точки зрения этноязыковой здесь происходит столкновение восточнославянской (русской) и западнославянской (польской) языковых стихий».[5] |
Молдавия
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Губогло М.Н. | Народы и культуры. Гагаузы[4] Гагаузы – тюркский народ, проживающий на территории Молдавии с конца XVIII – начала XIX века и обладающий богатой культурой. В книге освещены происхождение и этническая история гагаузов, основные занятия, обряды и обычаи, народное творчество. Отдельное внимание уделено динамика численности и расселения народа.[5] |
||
Губогло М.Н. | Народы и культуры. Молдаване[4] Молдаване – романоязычный народ в Юго-Восточной Европе. В книге даны сведения об этнической и этнополитической истории молдаван. Приведено описание материальной и духовной культуры молдавского народа и их языка.[5] |
Украина
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Борисёнок Е.Ю. | Несоветская украинизация: власти Польши, Чехословакии и Румынии и «украинский вопрос» в межвоенный период[4] По итогам Первой мировой войны западные украинские земли были включены в состав Польши, Чехословакии и Румынии. В книге впервые в российской историографии подробно сравниваются различные модели решения «украинского вопроса» на территории Восточной Европы. Как отмечает автор, «украинское национальное движение нередко воспринималось как враждебное интеграционным усилиям правительств в странах с полиэтническим составом населения».[5] |
||
Борисёнок Е.Ю. | Из малороссов – в украинцы: большевистская стратегия идентификации национальной принадлежности[4] Термины «Украина» и «украинец» стали внедряться в большевистскую лексику после активизации украинского движения в революционный период 1905–1907 годах. Автор статьи, ИСл РАН, анализирует использование большевистским руководством понятий «украинец» и «малоросс» в официальных документах и публицистике в первой трети ХХ века.[5] |
||
Борисёнок Е.Ю., Лескинен М.В. | Малороссы vs украинцы: украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР[4] В монографии анализируются содержание и особенности государственной политики по регулированию этнополитических процессов на украинских землях. Рассматривается реакция российского общества на социокультурные изменения в украинском этническом пространстве и интерпретации так называемого «украинского проекта».[5] |
||
Борисёнок Е.Ю. | Сталинский проконсул Лазарь Каганович на Украине: апогей советской украинизации (1925–1928)[4] При Кагановиче «украинизация по декрету» превратилась в действительную украинизацию (1925–1928). Данная книга посвящена описанию бурных событий тех лет, описанию многочисленных дискуссий по поводу форм, методов, объемов украинизации. Отдельное внимание уделено реакции населения Советской Украины на происходившие изменения.[5] |
||
Борисёнок Е.Ю. | Феномен советской украинизации. 1920–1930-е годы[4] Украинизация – политика по внедрению украинского языка в общественную, политическую и культурную жизнь, повышению его статуса. В монографии анализируется политика большевиков в отношении Украинской ССР в 1920–1930-е годы. Представлены предпосылки, этапы и результаты политики украинизации, прослеживается её связь с общим курсом партийного и советского руководства[5] |
||
Гайда Ф.А. | Грани и рубежи: понятия «Украина» и «украинцы» в их историческом развитии[4] Понятие «украинцы» известно по, крайней мере, с XVI века, но его смысл полностью поменялся в течении веков, став общепризнанным этническим самоназванием «украинцы» лишь в XX веке. В книге разобраны условия появления и существования, причины трансформации понятий «украинцы» и «Украина» с опорой на опубликованных источниках (русских, польских, украинских, немецких, французских).[5] |
||
Гайда Ф.А. | Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы»[4] «Оукраинами» («украинами», «украйнами») с XII по XVII век именовали различные пограничные земли Руси – в Ипатьевской упоминается переяславская «оукраина» (1187), галицкая «оукраина» (1189 и 1213). Автор статьи, доцент МГУ, описывает историю происхождения и употребления слова «украинцы», в частности когда под «украинцами» стали понимать отдельный славянский народ.[5] |
||
Галушко К.Ю. | Украинский национализм: ликбез для русских или кто и зачем придумал Украину[4] В современной Украине многие политики (традиционно для деятелей этой отрасли общественной жизни во всех странах) пытаются в своей риторике представить себя воплощением не только «чаяний народных», но и «национальной идеологии», «национальной истории», «патриотизма». Автор книги, научный сотрудник НАНУ, анализирует историю украинского национализма, попутно отвечая кому украинский народ (а значит – Украина) своей государственностью и ряд других вопросов.[5] |
||
Земсков В.Н. | Существовала ли в 1944 году опасность выселения украинского населения, ранее проживавшего в условиях немецкой оккупации?[4] В статье доказывается несостоятельность утверждений, что у советского руководства в 1944 году якобы имелось намерение депортировать украинское население, ранее проживавшее в условиях немецкой оккупации. Данный миф возник в 1990-е годы в связи с публикацией приказа НКВД №0078/42 – в статье разбирается «подлинность» данного документа.[5] |
||
Каревин А.С. | Русь нерусская: как рождалась «Piдна мова»[4] В книге подробно рассматривается история создания «украинского языка». Начало разделению общерусского языка положило разделение политическое: с XIV века Польша и Литва установили свою власть над землями Юго-Западной Руси и начали политику постепенного ополячивания населения.[5] |
||
Кондорский Б.М. | К вопросу об истории государственности Украины[4] На примере ряда регионов Украины в статье показано влияние исторических факторов на характер внешней и внутренней политики украинского государства. Крайне низкая интенсивность процессов феодальной революции в Малой Руси в условиях экспансии Великого княжества Литовского не способствовала последующему политическому развитию, воспроизводя рецидивы архаических институтов и практик вплоть до нашего времени.[5] |
||
Крутиков А.А. | «Пока наша власть не окрепнет». Большевики и украинский национальный вопрос в 1917–1923 годах[4] Потрясения Русской революции и Гражданская война оказали определяющее влияние на развитие украинской нации. В статье анализируется реализация украинского национального вопроса в годы Гражданской войны, в частности создание советской украинской республики (УССР).[5] |
||
Полищук Н.С., Пономарев А.П. | Народы и культуры. Украинцы[4] В монографии рассматриваются проблема происхождения украинцев, их этническая история, антропологический облик, формирование украинского языка. Значительное внимание уделено вопросам расселения украинцев в мире на протяжении последних 200 лет. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Храпачевский Р.П. | Русь, Малая Русь и Украина: происхождение и становление этнонима[4] В статье описаны происхождение и становление этнонима «Украина», взаимосвязь этих процессов с комплексом названий «Русь», «Малая Рус» и «Малороссия», их взаимное отношение к «России». Как отмечает автор, «в связи с проникновением в высшие слои местного населения польской культуры среди него начало распространяться польское название «Украина», возникновение которого было обусловлено политическими и идеологическими причинами»[5] |
Русины
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Ахременко Д.А., Шевченко К.В. | Забытая трагедия русинов: национальная политика Габсбургов в годы Первой мировой войны[4] Концентрационный лагерь Талергоф, созданный властями Австро-Венгрии, стал местом геноцида пророссийского населения Буковины и Галиции. В книге приведены документы, освещающие репрессивную политику австро-венгерских властей, в частности доносы на русофилов и воспоминания арестантов. Освещено становление и развитие пророссийского галицко-русского (русинского) движения в начале XX века и его подавление Габсбургами.[5] |
||
Ахременко Д.А., Шевченко К.В. | Русинский вопрос в национальной политике Австро-Венгрии накануне и в годы Первой мировой войны[4] Концлагерь Талергоф был создан австро-венгерскими властями для геноцида пророссийского населения Буковины и Галиции. Данная книга посвящена политике по решению русинского вопроса в годы Первой Мировой войны. Как отмечают авторы, «после присоединения Западной Украины к СССР тема Талергофа была под запретом».[5] |
||
Клопова М.Э. | Русины, русские, украинцы. Национальные движения восточнославянского населения Галиции в XIX – начале ХХ века[4] К началу XX века в Галиции существовали одновременно несколько вариантов национальной идентичности восточнославянского населения (украинское и русофильское). Монография посвящена истории национальных движений восточнославянского населения Галиции в XIX — начале ХХ века. Важным фактором развития украинского и русофильского движений являлось существенное влияние на них внешних сил: политики галицийской провинциальной администрации и имперского правительства, польского национального движения.[5] |
||
Савченко В.Н. | Восточная Галиция в 1914–1915 годах (этносоциальные особенности и проблема присоединения к России)[4] Термины «украинцы» и «украинский» появились в Галиции лишь к концу XIX века и изначально являлись политическими, а не национальными понятиями. В статье описана политика российских властей во время продвижения русских войск в Галиции (1914), мерах по закреплению края за Россией в связи с особенностями этносоциальной ситуации в крае. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
История национальной политики
Российская империя
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Долбилов М., Миллер А. | Западные окраины Российской империи[4] Западные окраины были наиболее плотно заселенной и развитой в экономическом отношении частью империи Романовых. В книге исследованы еврейский, польский и украинский национальные вопросы, сохранявшие свою актуальность вплоть до краха Российской империи, а также взаимодействие властей империи и разных национальных движений.[5] |
||
Дякин В.С. | Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX века) [4] Многонациональный состав населения Российской империи ставил перед властями проблемы интеграции населения окраин в общую правовую и административную систему. В книге приведены сведения о том, как и центральные, и местные власти пытались решать многочисленные проблемы, связанные с жизнью различных народов в многонациональной стране. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Дякин В.С. | Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX века)[4] Национальный вопрос стал одним из дестабилизирующих факторов в Российской империи начала XX века. Автор статьи, главный научный сотрудник СПбИИ РАН, анализирует влияние национального вопроса на состоянии дел в империи. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Конев А.Ю. | «Инородцы» Российской империи: к истории возникновения понятия[4] Статья посвящена истории формирования понятия «инородцы». Определяется время появления исследуемого термина в российской политико-правовой лексике и введения в оборот в качестве обобщающего наименования коренных народов Сибири. Как отмечает автор, «одной из особенностей Российской империи было то, что ее полиэтничность не имела четко выраженного территориально-административного воплощения».[5] |
||
Корнева Г.В., Козлова Л.В. | К истокам методики обучения русскому языку инородцев в России: методическая система Н.И. Ильминского[4] «Инородцы» – люди, принадлежащие к одной из малых народностей, составлявших национальное меньшинство в Российской империи. Статья посвящена сложившаяся в XIX веке система обучения русскому языку нерусских жителей России, созданная педагогом и переводчиком Н.И. Ильминским. Проанализированы основополагающие принципы его системы обучения, приводятся основные методы обучения, рассматриваются требования к учебным материалам.[5] |
||
Леонов И.В. | Школа для инородцев как элемент национально-конфессиональной политики на восточной окраине европейской России во второй половине XIX века[4] Статья посвящена истории создания системы начального образования для инородцев. Сопоставляется русская начальная школа и мусульманское образование, успехи которого создали угрозу массового отступничества инородцев от православия.[5] |
||
Миронов Б.Н. | Управление этническим многообразием Российской империи[4] Российская империя, будучи многонациональной страной, пыталась сформировать эффективную политику управления огромной территорий, населенной многочисленными этносами. В данной монографии осуществлен анализ национальной политики России в XVIII — начале ХХ веков, в частности способы интеграции «национальных окраин» в имперское пространство. Обобщен опыт империи в решении этноконфессиональных проблем.[5] |
||
Панченко А.Б., Стафеев О.Н. | Инородческий вопрос в дискурсах Российской империи: между потребностями государства и представителями общества[4] «Инородцы» в Российской империи описывались как отдельное сословие, созданное для максимально эффективного использования особенностей хозяйства и самоуправления некоторых групп населения. В статье предпринята попытка рассмотреть инородческий вопрос через призму многофакторного подхода, предполагающего существование нескольких разнонаправленных дискурсов, создаваемых различными акторами.[5] |
||
Петкевич К. | Литовцы, русские, поляки в польско-литовском государстве XIV–XVII веков (постановка проблемы)[4] В 1569 году Литва и Польша объединились в единое государство (Речь Посполитая), в составе которого оказались обширные территории бывшей Киевской Руси (нынешние Белоруссия и Украина). Автор статьи, профессор УАМ (Польша), описывает главные черты этнических и культурных взаимосвязей в польско-литовском государстве, прилагая к этому очерк политических событий, повлиявших на создание его специфической культуры.[5] |
||
Сорокин А.Ю. | Правовое положение инородцев в Российской Империи[4] Политики Российской империи в отношении инородцев продолжают ассоциировать с «национальным гнетом, насильственной русификацией и оголтелым шовинизмом». В статье описывается статус инородцев в XIX – начале XX века и опровергается миф о Российской империи как «тюрьме народов». Как отмечает автор, «инородцы, ставшие подданными Русского Царя, сохраняли свои вековые права и, в то же время, получали по сравнению с русскими весьма значительные преимущества».[5] |
||
Хлызова Д.В. | Православная миссия на Русском Севере и в Казанском Поволжье (ХIV-ХVI века)[4] Христианство – религия миссионерская, одной из задач которой является обращение как можно большего числа иноверцев. В работе изучена специфика православного миссионерства на примере распространения христианства среди местного населения Русского Севера и Казанского Поволжья (деятельность святителей Стефана Пермского и его последователей Герасима, Питирима и Ионы, а также Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия).[5] |
Советский Союз
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Аверьянов А.В. | Феномен национальной политики в СССР: особенности становления и развития в 1917–1930-е годах[4] Автор статьи, научный сотрудник ИРИ РАН, описывает историческую специфику национальной политики РСФСР-СССР в довоенный период. В работе выявлены такие её черты как динамичность (способность изменяться в ходе трансформации общественных отношений) и адекватность (соответствие историческим задачам и вызовам).[5] |
||
Безугольный А.Ю. | Национальный состав Красной армии (1918–1945: историко-статистическое исследование[4] Опора большевиков на этносы стала одним из главных факторов развития революции и советского строя на окраинах бывшей Российской империи. Автор книги, ведущий научный сотрудник ИВ РАН, исследует этнонациональный аспект истории Красной армии с момента ее основания и до окончания Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено тем аспектам военного строительства, в которых этническая принадлежность личного состава имела важное значение.[5] |
||
Безугольный А.Ю. | Отрицательный отбор: запреты и ограничения на комплектование Красной армии по этническому признаку в годы Великой Отечественной войны[4] В статье рассмотрена политика ограничений и запретов на прием в ряды войск некоторых советских этносов, а также чистками из армии военнослужащих в связи с их национальностью. Как отмечает автор, «для целого ряда этносов приостановка призыва в армию стала первым звеном в цепи репрессивных акций, окончившейся принудительным выселением всего народа в отдаленные регионы СССР».[5] |
||
Безугольный А.Ю. | Этнический аспект комплектования Красной армии в годы Великой Отечественной войны: историко‐статистический обзор[4] В России как многонациональном государстве этнический фактор всегда имел значение при комплектовании, организации и боевом применении армии. Статья посвящена анализу этнических процессов в Красной армии на протяжении Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Большое внимание уделено анализу динамики количественного и удельного представительства советских этносов на протяжении войны, причинам сокращения или, напротив, расширения этого представительства.[5] |
||
Бранденбергер Д., Тихонов В.В. | «Советская нация» vs «советский народ»: к вопросу о проблематизации наднациональной идентичности[4] В статье в формате дискуссии анализируются методологические аспекты концепта «советский народ» от возникновения СССР до его распада. С опорой на широкую историческую базу и выводы новейшей историографии участниками дискуссии обосновываются основные черты советского народа как групповой общности, центричной государственности в каждый конкретный момент времени. Важным аспектом размышлений участников дискуссии является сравнительный анализ этнических общностей в стране и «советского народа».[5] |
||
Земсков В.Н. | К вопросу о репатриации советских граждан. 1944–1951 годы[4] В статье приводится анализ численности советских граждан, оказавшихся во время войны за пределами СССР в качестве политических заключенных рейха (концлагерников), военнопленных, «иностранных рабочих», пособников оккупантов и всякого рода «беженцев». Отдельно затронут вопрос о месте «репатриированных» граждан в советском обществе после войны. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Мартин Т. | Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР (1923–1939)[4] Национальная политика СССР была нацелена на борьбу с национализмом путем создания «форм национальной государственности» в рамках единой страны. Автор книги, профессор Гарвардского университета (США), описывает национальную политику СССР в довоенный период (1923–1939), осуществляемой согласно идеям и предписаниям Иосифа Сталина. Как отмечает автор, «[советская политика] поддерживала внешние формы существования национальных меньшинств – культуру, язык, элиты, территории в гораздо большей степени, чем национального большинства – русских».[5] |
||
Мякшев А.П. | Демонтаж единого Союза и советской системы межнациональных отношений в августе–декабре 1991 года[4] В статье анализируется специфика процесса демонтажа союзной государственности и советского механизма межэтнического взаимодействия. Исследуются события, связанные с рождением новой геополитической реальности на просторах бывшего СССР. Как отмечает автор, «Советский Союз как субъект истории прекратил свое существование сразу после попыток части советского руководства ввести режим чрезвычайного положения в превратившихся в самостоятельные и независимые государства бывших союзных республиках».[5] |
||
Мякшев А.П. | Национально-языковое строительство в Советском Союзе в послевоенный период: основные направления и тенденции[4] В статье исследуются основные направления и особенности национально-языковой политики Советского государства во второй половине 1940 – середине 1980-х годов. Как отмечает автор, «в основе советской идентичности объективно находился русский язык – язык межнационального общения».[5] |
||
Ненароков А.П. | Из опыта национально-языковой политики первых лет Советской власти[4] В опыте 1920-х годов представляет практический интерес комплексный подход в определении эффективных способов как защиты национальных языков, так и обеспечения их действительного равноправия. В статье анализируется национально-языковая политика советской власти в первые годы после Октябрьской революции, в частности в Украинской и Белорусской ССР. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Подпрятов Н.В., Соловьев Р.А. | Межнациональные противоречия и причины роста национализма в СССР в 50–80-е годы XX века[4] В такой многонациональной стране, как Россия, национальный вопрос и межнациональные отношения всегда относились к числу наиболее значимых и острых. В статье рассматриваются проблема национализма в Советском Союзе и деятельность органов государственного управления по снижению межнациональных противоречий.[5] |
||
Синицын Ф.Л. | Советская нация и война. Национальный вопрос в СССР (1933–1945)[4] В предвоенный период в Советском Союзе началось формирование идеологии «советского патриотизма» и создание единой политической нации. В книге с опорой на широкий документальный материал показаны все основные аспекты национальной политики Советского государства 1930–1940-х годах. Отдельное внимание уделено национальному фактору в иностранной агрессии против СССР и отрицательным аспектам национальной политики СССР (депортации народов).[5] |
||
Синицын Ф.Л. | Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика[4] На оккупированных территорий СССР политика Германии носила цель их аннексии с установлением на ней своего суверенитета и базировалась на национальной (расовой) основе. Автор книги, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, на основе архивных документов анализирует развертывание нацистской политики на оккупированной территории СССР и контрмеры национальной политики Советского Союза. Отдельное внимание уделено коллаборационизму советских граждан.[5] |
||
Синицын Ф.Л. | Советско-германское идеологическое противоборство на оккупированной территории СССР: национальный и религиозный аспекты[4] В середине 1930-х годов руководство СССР приняло решение об использовании в системе государственной идеологии традиционных ценностей российской цивилизации, сложившихся под влиянием православия. В диссертации проанализировано содержание советско-германского идеологического противоборства в его национальном и религиозном аспектах, включая формирование концепций советской и германской пропаганды, направленной на народы СССР.[5] |
||
Тадевосян Э.В. | Советский федерализм: теория, история, современность[4] Первые указания Ленина о возможности создания федерации в будущей Советской России были сделаны в мае–июне 1917 года, где говорилось о возможности предоставить всем народам России «решить вполне свободно, хотят ли они жить в отдельном государстве или в союзном государстве с кем угодно». В статье анализируется эволюция отношения к федерации в марксизме, а также политики советской власти по национальному строительству. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Цай В.И. | Международные последствия распада СССР и углубление межнациональных проблем[4] В статье описаны причины распада СССР – основной акцент сделан на кризисе национально-государственного устройства СССР и национальных противоречиях. Как отметил автор «республики приобрели государственную независимость, но потеряли гораздо больше в экономике и других сферах жизни».[5] |
||
Шевяков А.А. | Гитлеровский геноцид на территориях СССР[4] В статье приводится оценка масштабов потерь мирного населения от нацистского террора, а также общее описание этой политики. Написано в конце XX века – при возможности рекомендуется ознакомиться с более актуальными работами.[5] |
||
Щербак А.Н., Болячевец Л.С. | История советской национальной политики: колебания маятника?[4] В статье поставлена задача рассмотреть советскую национальную политику как целостное явление, которое обладает определенной логикой и содержанием. Выделяя несколько основных периодов национальной политики, авторы используют концепцию «маятника» и показывают наличие мягких и жестких волн.[5] |
Российская Федерация
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Юшманов П.Н. | Защита прав национальных меньшинств в Российской Федерации: проблемы и пути решения[4] Национальные отношения – предмет правового воздействия в процессе осуществления национальной политики. В статье дан анализ конституционно-правовых гарантий прав национальных меньшинств в Российской Федерации. Выделены основные проблемы прав национальных меньшинств, намечены пути их решения как правовыми, так и социальными средствами.[5] |
Примечания