Литература по международному праву
Перейти к навигации
Перейти к поиску
В данной статье перечислены научные и научно-публицистические книги и статьи по международному праву, рекомендуемые основными редакторами Руксперта. См. критерии добавления публикаций.
Международное право – система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.[1]
Литература по российскому праву распределена по следующим тематическим спискам:
- Военные операции – публикации по правовому регулированию военных операций, в т.ч. «гуманитарных интервенций»;
- Право на самоопределение – публикации по праву народов на самоопределение, в т.ч. путем отделения (сецессия);
- Международная правовая практика – публикации по международным сравнениям реализации государственной политики.
Международное право
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Абрамова О.М. | Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств[1] В XXI веке внимание мирового сообщества к Арктике возросло в связи с новыми возможностями её освоения (потепление климата). В работе анализируются состояние и перспективы правового регулирования исследования и использования пространства – отдельное внимание уделено политике России в своей арктической зоне.[2] |
||
Андреев А.Ф. | Российская Федерация как суверенный субъект системы международных правоотношений[1] В работе показывается роль Российской Федерации как суверенного субъекта системы международных правоотношений. Россия как член ООН выполняет добросовестным образом свои функции члена мирового сообщества содействует поддержанию верховенства права в системе современных международных отношений.[2] |
||
Бабурин С.Н. | Ялтинские договоренности великих держав в 1945 году и их уроки для международного права[1] Одним из ключевых решений Ялтинской конференции (1945) была выработка ключевых принципов Организации Объединенных Наций (ООН). В статье рассматривается динамика международного права в 1945–2015 годах, роль международных компромиссов и принципов Ялтинско-Потсдамской системы международного права.[2] |
||
Воронин А.А. | Юридический анализ Будапештского меморандума как источника международного права[1] Цель заключения Будапештского меморандума ― получение Украиной гарантий от государств, обладающих ядерным оружием, как условия последующего подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В статье выявлены ключевые признаки данного документа, свидетельствующие, что он является источником международного права. На основании российского законодательства сделан вывод о том, что международный договор не повлек для РФ юридических последствий. Критически оцениваются заявления об исполнении обязательств, предусмотренных Будапештским меморандумом.[2] |
||
Калачев Д.Н. | Современная система международной безопасности: основные параметры[1] Международная безопасность – обеспечение защищенности жизненных интересов государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом от различных возникающих угроз. В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности.[2] |
||
Калинин Э.А. | О двойных стандартах в политике развитых стран и международное право: конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года[1] Конфликт в Южной Осетии является конфликтом локального характера с вовлечением элементов международного характера. В статье описывается конфликт в Южной Осетии с точки зрения международного права и реакции мирового сообщества.[2] |
Международное право | |
Карташкин В.A. | Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права[1] Устав ООН сформулировал принципиально новый подход государств к толкованию и применению принципа невмешательства во внутренние дела государств. В статье исследуются актуальные вопросы международного права, в частности по вопросу суверенитета государств.[2] |
||
Крицкий К.В. | Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве[1] В 2014 году впервые в новейшей истории Россия стала объектом применения масштабных ограничительных мер (санкции). Цель исследования – всестороннее изучения института международных санкций и практики применения односторонних ограничительных мер. Анализируется их соответствие современной системе международного права и, как следствие, установлении правомерности их применения.[2] |
||
Мельцер Н., Кустер Э. | Международное гуманитарное право: общий курс[1] Ужасные страдания и отчаяние жертв войны вызвали к жизни международное гуманитарное право (МГП), свод права, зародившийся на полях сражений прошлого и настоящего и предназначенный облегчить страдания человека в ситуациях вооруженного конфликта. Настоящая книга, подготовленная специалистами МККК, разъясняет базовые принципы МГП, его основных черт, а также его место и функции в рамках современного международного права. Отдельное внимание уделено нормам МГП, регулирующим ведение военных действий, их средства и методы.[2] |
||
Ноздрин А.В. | Политика двойных стандартов в международных отношениях[1] Распространенным явлением в международных отношениях являются двойные стандарты, выступающие неотъемлемой частью политики некоторых государств. В данной статье анализируется политика двойных стандартов в международных отношениях. Кратко рассматриваются конкретные примеры использования двойных стандартов в сфере международного терроризма, международной торговли оружием, глобальной энергетики и международных конфликтов.[2] |
||
Просандеева Н.В. | Иллюзорность европейского правового государства: идеи Карла Шмитта[1] Карл Шмитт (1888–1985) – немецкий философ, политолог, теоретик права. В статье описаны его критические взгляды на два столпа европейской ментальности и цивилизованности – право и правовое государство. Как отмечает автор, «международному праву не свойственно закреплять равноправные и симметричные отношения между государствами».[2] |
||
Сквозников А.Н. | Косовская проблема: историко-правовые аспекты[1] В статье описаны негативные последствия одностороннего провозглашения независимости края Косово и Метохия для международного права и международной безопасности. Отдельное внимание уделено позиции России и её представителей в Международном Суде.[2] |
||
Суворкина И.Е. | Роль МАГАТЭ в развитии международного сотрудничества на современном этапе[1] Центральная роль в осуществлении контроля в области нераспространения ядерного оружия принадлежит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В работе исследована роль МАГАТЭ в рамках борьбы с существующими глобальными проблемами в сфере международной безопасности, а также в развитии международного сотрудничества.[2] |
||
Тимофеев И.Н., Чуприянова П.И. | Политика санкций: цели, стратегии, инструменты[1] В издании, подготовленном РСМД, рассмотрена роль санкций как инструмента внешней политики современных государств, отраслевые и региональные особенности применения ограничительных мер, цели санкций в отношении России и других стран, а также последствия и стратегии противодействия санкционному воздействию.[2] |
||
Хасанов А.А. | Современные подходы к теориям признания новых государств в международном праве[1] В статье исследуется проблема признания новых государств в современном международном праве. Раскрыты критерии признания государств, закрепленные в международно-правовых актах, в частности критерий правомерности возникновения нового государства. Отмечается, что на современном этапе развития института признания необходимо руководствоваться смешанной теорией признания как наиболее отвечающей международному праву и практикой государств. Среди государств постсоветского пространства затронуты Южная Осетия и Абхазия.[2] |
Военные операции
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Галушко С. | Некоторые вопросы подготовки и проведения специальных операций в период после Второй Мировой войны (аналитический доклад)[1] Современные реалии военно-политической обстановки в мире характеризуются возникновением значительного числа новых противоречий различного характера между государствами и целыми регионами, а также внутри некоторых стран. В докладе раскрыты характерные черты и особенности проведения специальных операций, прежде всего в ходе войн и военных конфликтов в период после Второй мировой войны по настоящее время. Отдельное внимание уделено специальным операциям, осуществленным СССР в Афганистане и Россией в Чечне.[2] |
||
Кудашкин А.В. | Опыт концептуализации специальных военных операций в современном праве[1] Специальные военные операции связаны с установлением особого правового режима на определенной территории или в отношении определенных действий. В статье рассматриваются взаимосвязанные концептуальные, правовые и институциональные аспекты специальных военных операций, в т.ч. применительно к специальной военной операции (СВО) РФ на Украине на разных этапах правового регулирования. Выявлена специфика формирования специального законодательства по СВО, образующего отдельную предметную область российского права.[2] |
||
Тарасова Л.Н. | К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции[1] Понятие «гуманитарная интервенция» – термин с двумя смыслами: с одной стороны, характер акции, предпринимаемой во имя поддержания мира и стабильности, а с другой, грубое нарушении суверенитета государства. Статья посвящена проблеме правомерности гуманитарной интервенции. Неоднозначность данной проблемы порождается сочетанием общепризнанного международно-правового принципа неприменения силы в международных отношениях с растущим убеждением в том, что мировое сообщество не может оставаться безучастным к гибели, страданиям, грубым и массовым нарушениям прав людей в том или ином государстве.[2] |
Право на самоопределение
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Алексанян С.Р. | Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве[1] Принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. В диссертации приводится комплексное исследование этого принципа и его содержания, практики реализации и международного контроля по его соблюдению в современном международном праве.[2] |
||
Бозиев А.Т. | О праве наций на самоопределение в условиях глобализации[1] В XXI веке, эпохе глобализации, остаются актуальными стремления некоторых народов утвердиться в своей неповторимости и осознании своей идентичности. В статье рассматриваются проблемы реализации норм международного права при реализации права нации на самоопределение в условиях глобализации на примере крымского референдума (2014). Как отмечает автор, «никаких общепринятых международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует, и все решается в зависимости от исхода политической и вооруженной борьбы».[2] |
||
Буханова А.С. | Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств и возможные пути ее разрешения[1] Данная статья посвящена проблеме сочетания принципов единства и территориальной целостности государства и права народов на самоопределение. Как отмечает автор, «международное право защищает территориальную целостность только тех государств, чьи границы основаны на самоопределении народов».[2] |
||
Вельяминов Г.М. | Воссоединение Крыма с Россией: правовой статус[1] В статье проанализирован правовой статус крымского референдума 2014 года, в частности применение в данном случае права народов на самоопределение, прописанного в международных документах. Отдельное внимание уделено госперевороту на Украине как контексту крымского референдума.[2] |
2014 | |
Гайстлингер М. | Крымский референдум: международно-правовой аспект[1] Устав ООН и ряд других международных правовых актов считаются международно-правовой основой провозглашения независимости Республики Крым от Украины. Автор статьи, профессор Зальцбургского университета (Германия), рассматривает основные аспектов включения Республики Крым в состав России с точки зрения реализации закреплённого в Уставе ООН права наций на самоопределение. Анализируются международно-правовая основа включения Республики Крым в состав субъектов России и ключевые причины и последствия данного события.[2] |
2014 | |
Гуляков А.Д. | Право на самоопределение в сложносоставном государстве в условиях глобализации[1] В XXI веке проблема законности-незаконности самоопределения народов и этнических меньшинств в сложносоставном государстве стала деликатной темой в международном праве. В статье предлагается определить значение и последствия тех или иных событий, их легальность и желательность с различных углов зрения. Для анализа взяты примеры Крыма, Шотландии и Каталонии как автономий в составе унитарных государств.[2] |
||
Ибрагимов А.М. | Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией в призме международного права и мировой политики[1] Крым и Севастополь вошли в состав России через референдум. Этому событию способствовал общепризнанный принцип права наций на самоопределение, который как императивная норма общего международного права в условиях современной Украины оказался применимым для целей свободного определения статуса крымского региона и предотвращения в нем кризисных явлений.[2] |
2014 | |
Клишас А.А. | Сепаратизм вне права[1] Стремление отдельных территориальных образований к сепаратизму создает угрозу основополагающих конституционных принципов территориальной целостности государства и государственного суверенитета. Автор статьи, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, приводит правовую оценку сепаратной активности в мире на примере процесса выхода Каталонии из состава Испании. Как отмечает автор, «выход территории из состава государства допустим только в исключительных случаях и только в целях предотвращения грубого нарушения прав и свобод человека».[2] |
||
Кремянская Е.А. | Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование[1] Федерация – это соединение в одно государство нескольких государств, государственно территориальных образований в интересах достижения общих целей. В монографии исследуется опыт крупнейших федераций современного мира, а также анализируется российский опыт федерализма в сравнении с другими странами.[2] |
||
Кряжков В.А. | Крымский прецедент: конституционно-правовое осмысление[1] В статье анализируются конституционно-правовые вопросы, актуализированные событиями Крымской весны. Затронуты право народов на самоопределение, использование ВС РФ за пределами России, роль Конституционного суда России, а также государственно-правовое обустройство крымских татар в России.[2] |
2014 | |
Райков Г.Р. | Роль Российской Федерации в крымском вопросе сквозь призму сценария в Косово[1] События крымского кризиса, повлёкшие за собой изменения административно-территориального устройства России, которые не могли остаться незамеченными мировым сообществом, заняли своё место в международном дискурсе. В работе исследована степень влияния событий, связанных с отделением Косово от Сербии, на политику России в отношении Крыма, в том числе поставлена задача выявить основные сходства и различия обоих международных событий в различных аспектах.[2] |
2018 | |
Толстых В.Л. | Право на самоопределение как юридическое основание воссоединения Крыма с Россией[1] В статье рассматривается право наций на самоопределение как основание воссоединения Крыма с Россией, а также правовые и политические перспективы урегулирования украинского кризиса. Как отмечает автор, «государственный переворот на Украине привел к исключению населения Крыма из политического общения, что, в свою очередь, послужило предпосылкой формирования общей воли, направленной на воссоединение с Россией».[2] |
2014 | |
Томсинов В.А. | «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией[1] Автор книги, профессор МГУ, выступает с критикой оценки крымского референдума, данного властями Украины, которая «не опирается на анализ содержания международно-правовых документов, не учитывает практики осуществления права народа на самоопределение путем». Данное событие оценивается с точки зрения Конституции Украины, норм и принципов международно-правовых актов, международной практики разрешения подобных ситуаций.[2] |
2015 | |
Томсинов В.А. | Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией[1] Воссоединение Крыма с Россией стало событием, вызвавшим не просто острый конфликт, но и глубокий сдвиг в международных отношениях. При этом обнаружилось истинное состояние современного международного права: в нем проявились такие пробелы и недостатки, без устранения которых невозможно его поступательное развитие и соответственно поддержание устойчивого правопорядка в международных отношениях. Обращение к нормам и принципам, выраженным в Уставе ООН, международных конвенциях и декларациях, анализ практики Международного суда, изучение международно-правовой традиции разрешения споров — всё это даёт основания признать выход Крыма из состава Украины вполне легитимным.[2] |
2014 | |
Фарукшин А.М. | Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств[1] В статье рассматривается опыт швейцарского федерализма в защите интересов и прав религиозных и этнолингвистических меньшинств на федеральном и кантональном уровнях. Как отмечает автор, «федерализм рассматривается в Швейцарии как возможное разрешение конфликтов в мультикультурных обществах», а его опыт «является весьма поучительным в том плане, что, несмотря на существенные этноязыковые и религиозные различия, Швейцарии удалось создать хорошо интегрированные и процветающие общество и государство».[2] |
Международная правовая практика
Основная статья: Литература по российскому праву
Автор(ы) | Название публикации | Тема публикации | Год публикации |
---|---|---|---|
Борисов И.Б. | Международный опыт изменения Основного закона страны[1] В 2020 году в России была проведена конституционная реформа, чьи итоги были подкреплены результатами всенародного голосования. В докладе, подготовленном РОИИП, предпринята попытка проанализировать и обобщить международную практику организации конституционных реформ с участием населения. Рассмотрены процедуры принятия поправок к Конституции Российской Федерации с позиций соответствия/несоответствия общепризнанного и допустимого порядка в современном социуме.[2] |
||
Космачев А.В. | Унитарные государства стран СНГ[1] Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В статье анализируются особенности территориального деления унитарных стран СНГ и их отличий друг от друга.[2] |
||
Мандрыка Е.В. | Конституционно-правое регулирование референдумов в постсоциалистических государствах: общее и особенное[1] Референдум – свободное волеизъявление граждан по общественно значимым вопросам, проблемам, имеющим государственное значение, и принятие решений гражданами по этим вопросам непосредственно. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию правового регулирования референдумов в бывших коммунистических странах, выявлению общего и особенного в их законодательном закреплении, а также в их организации и проведении на практике.[2] |
||
Прокофьев К.Г. | Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий[1] В статье проводится сравнительный анализ норм российского и зарубежного законодательства относительно регулирования организации и проведения публичных мероприятий, а также меры ответственности за нарушения в указанной сфере. Рассмотрены нормы законодательства России, Великобритании, Германии, Франции, США, Швеции, Японии. Автор приходит к выводу, что ужесточение ответственности за нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий, а также за их несанкционированное проведение оправдано и не противоречит конституционным принципам.[2] |
||
Сбитнева Ю.О. | Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных мероприятий[1] Законы, конкретизирующие условия реализации свободы собраний и митингов, всегда содержат ограничения. В статье рассматривается зарубежное законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий. Как отмечает автор, «законодательства демократических развитых стран мира отличаются значительной (в сравнении с российской) степенью жесткости соблюдения приоритета общественного порядка и детализацией полномочий полиции».[2] |
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 Добавил редактор IgorSPb.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 2,25 2,26 2,27 2,28 2,29 2,30 2,31 2,32 2,33 2,34 2,35 2,36 2,37 Прокомментировал редактор IgorSPb