Афганистан

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Афганистан — страна на Среднем Востоке, одна из беднейших в мире. С 1978 года в Афганистане идёт гражданская война.

Взаимодействие Афганистана и СССР

Россия первой установила в 1919 г. и затем поддерживала с Афганистаном добрососедские отношения, осуществляла взаимовыгодное сотрудничество и оказывала помощь, завоевывая симпатии и даже дружбу афганцев [1]. Афганский и в целом азиатский вектор занимал особое место в политике и дипломатии России. Еще 3 декабря 1917 г. Советское правительство выступило со специальным обращением «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором, среди прочего, говорилось:

«…не от России и ее революционного Правительства ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые превратили вашу родину в расхищенную и обираемую свою колонию.» [2].

По мнению известного историка российской политики на Востоке Н.А. Халфина, «афганские прогрессивные деятели призывали к установлению дружественных отношений с северным соседом, с государством, где победила социалистическая революция; они приветствовали национальную политику Советского правительства и отказ от захватнических стремлений царизма» [3]. В этом контексте образ Советской России представлялся как миротворческий.

Само завоевание и становление афганской независимости рассматривалось в советской историографии как борьба за свободу, против колониального гнета и империалистов. Это сближало Россию и Афганистан, формируя тем самым образ «борца», характерный для каждой из этих стран. Большую роль в борьбе за независимость в Афганистане сыграло младоафганское движение, не имевшее организационного оформления, но представленное прогрессивными элементами, которых поддерживал сын афганского правителя (эмира) — Аманулла, взошедший на престол в результате государственного переворота в феврале 1919 г. Младоафганцы и их властный сторонник понимали необходимость внешней помощи для обретения и сохранения своей независимости, и пошли на контакты с советской стороной, несмотря на политико-идеологические расхождения и сопротивление традиционной элиты.

Первый советско-афганский договор, подписанный в Москве 28 февраля 1921 г., предусматривал равноправие сторон, невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение их территориальных прав. Советская Россия обязалась оказать материальную помощь Афганистану и предоставить ему возможность транзитных перевозок, что было особенно важно в связи с английской блокадой Афганистана [4]. В этом контексте стиль российской политики по отношению к южному соседу стал приобретать черты не только прямой военно-политической и экономической помощи, но и «мягкой силы».

В советской историографии советско-афганские отношения зачастую априорно представлялись как дружественные, и при этом упускались особенности афганского нейтралитета, стиля управления высшего афганского руководства и военных. Эти сюжеты в дальнейшем исследовались Ю.Н. Тихоновым, В.С. Бойко и др. Сами афганцы в качестве главного внешнеполитического врага рассматривали Великобританию, образ которой формировался на протяжении трех англоафганских войн XIX - начала XX вв., и был отягощен обычаем кровной мести за смерть родственников, искусственно проведенной англичанами государственной границей, разделившей пуштунский этнос. В этих условия у России/СССР был образ союзника.

Зарубежная историография, в том числе ее британская и германские школы, также отражают образ и стиль внешнеполитического поведения СССР в советско-афганских отношениях. Дипломат и востоковед Перси Сайкс отмечал, что британцы выступили против российской пропаганды в Афганистане среди пограничных племен и в 1924 г. и даже требовали отзыва полномочного представителя России - Ф.Ф. Раскольникова. Он ссылается на мнение одного из первых британских дипломатов в Афганистане Фрэнсиса Хэмфриса утверждавшего, что благодаря англо-индийской угрозе для Афганистана усиливалось влияние СССР через предоставление субсидий [5]. Для самой Великобритании Афганистан имел образ буферного государства между ее владениями в Индии и Советской Россией [6].


В 1979—1989 гг., по просьбе афганского правительства, Советский союз ввёл в Афганистан свои войска, с целью наведения порядка. Потери советских войск были сравнительно невелики, поставленные боевые задачи были выполнены. СССР успел сделать значительные вложения в экономику и инфраструктуру Афганистана. Тем не менее, в горных и отдаленных областях страны продолжалось сопротивление афганских боевиков-моджахедов, спонсируемых Западом и богатыми арабскими странами. В результате связанных с развалом СССР событий, советская армия покинула Афганистан, где вскоре к власти пришли выпестованные Западом радикалы-исламисты.

Страны Запада и Афганистан

Предстояло вывести на более или менее современный уровень общественного развития страну, 2/3 взрослого населения которой были неграмотными. ВВП на душу населения в 2002 г. составлял примерно 186 долл., что свидетельствовало даже не о бедности, а о крайней нищете подавляющего большинства населения. Промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания лежали в руинах, а главными источниками доходов афганцев были производство и сбыт наркотиков и – несколько в меньшей степени – торговля оружием.

Афганская Временная администрация с помощью иностранных советников разработала Национальную концепцию развития, в рамках которой были четко сформулированы основные направления реконструкции страны и определен формат бюджета развития страны. Всего было выделено несколько основных направлений, разделенных на три группы. Средства поступают в виде грантов и кредитов двух основных фондов: Афганского трастового фонда реконструкции (АТФР), управляемого Всемирным банком, и Трастового фонда по установлению закона и правопорядка (ЛОТФА), управляемого Программой развития ООН и финансируемого преимущественно Германией. В 2002–2004 гг. в Операционный бюджет было направлено 1032,8 млн. долл., в том числе – 576,9 млн. долл. в виде помощи и кредитов из двух вышеназванных фондов. Из этого бюджета финансируется заработная плата чиновников госаппарата – как центральных, так и провинциальных ведомств. Часть средств направляется на приобретение технических средств и оргтехники министерств и ведомств. Правительству страны помогают формировать и реализовывать Бюджет развития ряд западных консультативных групп и компаний. Самый значительный объем работ приходится на американскую «Bearing Point» – одну из крупнейших консалтинговых компаний мира (ее специалисты работают в 60 странах). Общая сумма уже реализованного компанией трехлетнего контракта (срок действия – с ноября 2002 по декабрь 2005 г.) – 96 млн. долл. Фирма реализует разработанную в 2002 г. Агентством США по международному развитию (USAID) «Концепцию устойчивого экономического развития и поддержки институциональных реформ страны». Помимо крупных западных консалтинговых компаний, непосредственные консультации правительственным учреждениям, органам местной власти и т.д. оказывают так называемые консультативные группы (КГ). В их состав входят представители правительства, неправительственных организаций (НПО), обосновавшихся в Афганистане агентств ООН, а также спонсоров, финансирующих конкретные проекты. Таких КГ создано 16 – каждая отвечает за реализацию одной из ключевых программ Национальной концепции развития. Главная статья этих расходов – создание Афганских Национальных Вооруженных Сил (АНВС), на это потрачено 770 млн. долл. В на чале 2005 г. сообщалось о подготовке 15 425 солдат и офицеров и о создании трех бригад Центрального командования в Кабуле и четырех бригад так называемого Провинциального командования – в Кандагаре, Герате, Гардезе, Мазари-Шарифе. В 34 провинциях организованы пункты рекрутирования солдат. Для целевой подготовки военнослужащих трех названных выше бригад Центрального командования создан Кабульский военный тренировочный центр. Целиком на западные деньги восстанавливается транспортная система страны. На эти цели предполагается затратить через Внешний бюджет 520 млн. долл. Важнейшие реализуемые проекты – это автомобильная дорога Кабул–Кандагар–Герат и Кабульский аэропорт. Кроме того, поступали сообщения о восстановлении ряда автомобильных дорог в провинциях. В 2005 г. правительство одобрило выделение банковского кредита на восстановление семи ключевых аэропортов страны.

Линия Дюранда

Боннский процесс

  • предотвращение гуманитарного кризиса;
  • укрепление безопасности;
  • укрепление власти центрального правительства и правопорядка.

Всемирный банк (ВБ), Азиатский банк развития (АБР) и Программа по развитию ООН (ПРООН) оценили размеры необходимой помощи, включая гуманитарную, на ближайшие десять лет – 14,5 млрд. долл.

Соглашение о предварительных договоренностях в преддверии восстановления постоянных институтов государства

Токийские договоренности

Берлинская декларация

НАТО в Афганистане

Разрушения, жертвы и раненые в результате ошибочного авиаудара в Афганистане

11 сентября в США произошел самый крупный теракт в истории этой страны — после удара врезавшихся в них пассажирских самолётов с террористами на борту рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. По иронии судьбы, этот теракт провели радикалы, связанные с афганскими радикальными исламистами, которым американцы помогали в Афганистане во время введения советских войск в эту страну в 1979—1989 годах. Практически не разобравшись толком в том, кто именно стоял за организацией и выполнением теракта, США вместе с союзниками по НАТО быстро ввели войска в Афганистан. В короткий срок сломив сопротивление афганских талибов, натовский альянс устроил в стране военное положение. Все жители были вынуждены беспрекословно подчинялись альянсу, который творил в стране произвол. [1]

  • Погибших — 35000 человек.
  • Беженцев — 500000 человек.
  • Регулярные военные преступления с убийством мирных жителей.
  • Неоднократные бомбардировки мирных районов, а также школ, больниц, лагеря беженцев и многочисленные случайные жертвы.[2]
  • Обострение межэтнических конфликтов, теракты, увеличение наркотрафика.

28 декабря 2014 года операция НАТО в Афганистане официально была завершена. Число натовских военных в стране сокращено со 130 тыс. до 12 тыс., и теперь они будут заниматься лишь подготовкой афганских войск. Между тем, 2014 год стал самым кровавым в Афганистане с 2001 года: в борьбе с талибами погибли, по меньшей мере, 4600 афганских военных.[3] Лидеры талибов объявили, что США потерпели поражение в Афганистане.[4]

Наркопроизводство в Афганистане

Солдаты НАТО патрулируют маковые поля. Афганистан, 5 мая 2010 года

21 июня 2010г. Министерство по борьбе с наркоторговлей, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану совместными усилиями выпустили в свет доклад под названием «Национальное обследование по вопросам наркомании в Афганистане за 2009 год». По приведенным в этом докладе прогнозам, почти 940 000 афганцев в возрасте от 15 до 64 лет регулярно употребляют наркотики и/или относятся к проблемной группе наркоманов. Со времени последнего обследования, которое было проведено в 2005 г., число наркоманов, злоупотребляющих опиумом, увеличилось на 53% и число наркоманов, злоупотребляющих героином, — на 140%. В ходе проведенного обследования было установлено также, что лишь 11% лиц, злоупотребляющих наркотиками, получали ту или иную форму лечения или медицинской помощи, поскольку имеющиеся возможности медицинских учреждений позволяют оказывать помощь лишь 10 500 пациентам в год. Своей очереди на лечение дожидаются около 780 000 человек, злоупотребляющих наркотиками. 26 июня по случаю проведения Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом президент Карзай выступил с решительным посланием к стране в поддержку усилий по борьбе с наркоторговлей. Как подтвердили министерство страны и ЮНОДК, на территории 11 провинций было уничтожено в общей сложности 2316 га посевов мака, хотя обстановка нестабильности по-прежнему препятствует проведению операций по уничтожению плантаций мака на юге и юго-западе страны...

В июле рыночные цены на опий достигли рекордного за последние 5 лет уровня как следствие нестабильности, связанной с отсутствием безопасности, военными действиями и заболеванием макового растения. Это обстоятельство перечеркивает все тенденции по неуклонному снижению цен, сложившиеся в основном в течение последних нескольких лет, и в результате, как ожидается, приведет к расширению посевных площадей и в конечном итоге к потере в 2011 г. одной или более провинций, объявленных свободными от опийного мака. Меры по смягчению вытекающих отсюда последствий потребуют усиления государственного вмешательства и наращивания международной помощи для подготовки к предпосевным кампаниям и применения положений об альтернативных источниках средств к существованию.[7]



В последние годы постоянно звучат обвинения в адрес США и натовской коалиции в том, что они допустили многократный рост производства наркотиков в Афганистане (до натовского вторжения талибы успешно боролись с наркопроизводством). Динамика производства опия в Афганистане по оценкам UNODC (управления ООН по наркотикам и преступности)[5].

Динамика производства опия в Афганистане по оценкам UNODC (управления ООН по наркотикам и преступности)
  • C момента начала операции «Несокрушимая свобода» в октябре 2001 года специалисты ООН зарегистрировали взрывной рост наркопроизводства в Афганистане — объемы производства героина выросли более чем в 40 раз, а площади посевов опийного мака только за 2013 год выросли с 150 тысяч га до 209 тысяч га (на 36 %).[6][7]
  • Урожай опиумного мака в Афганистане постоянно растет, и в 2014 году он побил все рекорды, увеличившись на 7 % по сравнению с прошлым годом.[8]
  • Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков(ФСКН) Виктор Иванов: "Наркопроизводство в Афганистане, мощность которого выросла почти в 50 раз с начала 7 октября 2001 года американской операции "Несокрушимая свобода" и продолжает расти [9].

Использованная литература

  1. Коргун В.Г. Россия и Афганистан: исторические пути формирования образа России в Афганистане. М., 2009.
  2. Документы внешней политики СССР. Т. 1. М., 1957.
  3. Халфин Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. - начало XX в.). М., 1959.
  4. Халфин Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане (XIX в. - начало XX в.). М., 1959.
  5. Sykes P. History of Afghanistan. Vol. 2. L., 1940.
  6. Бойко В.С. Третья англо-афганская война 1919 г. и отношения Великобритании и Афганистана в последующий период // Дневник Алтайской школы политических исследований. Барнаул, 2011. № 27.
  7. Из доклада Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» (14.09.2010).

См. также