Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 24 апреля (7 мая) 1906 г. по 1(15) марта 1917 г. Границы периода обусловлены изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции) и отречением от престола.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Линейные корабли типа «Иоанн Златоуст»
Линкоры додредноутного типа (в октябре 1907 г. переклассифицированы из эскадренных броненосцев), строившиеся для усиления практически полностью изолированного в то время из-за режима Черноморских Проливов Черноморского флота по улучшенному проекту линкора (эскадренного броненосца) «Пантелеймон» («Князь Потемкин-Таврический»). В следствие одновременной закладки кораблей, проект часто называют типом «Евстафий». Из-за событий революции 1905—1906 гг. и последовавшего жестокого кризиса строительство сильно затянулось. Всего были построены два корабля:
- «Иоанн Златоуст» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в марте 1911 г.[2] Стоимость корабля 13,8 млн рублей в ценах тех лет[3] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).
- «Евстафий» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в мае 1911 г.[4] Стоимость корабля 14,1 млн рублей в ценах тех лет[5] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Линейные корабли типа «Андрей Первозванный»
- «Андрей Первозванный»
- «Павел I»
Линейные корабли типа «Севастополь»
- «Севастополь»
- «Петропавловск»
- «Полтава»
- «Гангут»
Линейные корабли типа «Императрица Мария»
- «Императрица Мария»
- «Император Александр III»
- «Императрица Екатерина Великая»
Броненосный крейсер «Рюрик»
Крупнейший броненосный крейсер отечественного флота, названный именем геройски погибшего в августе 1904 г. предыдущего броненосного крейсера «Рюрик», спущенного на воду в 1892 г. Строился в Англии с использованием отдельных российских комплектующих - его постройка была частью контракта, предусматривавшего также получение права использования в отечественном судостроении некоторых критически важных патентов фирмы Виккерс. Заложен в 1905 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в эксплуатацию в июле 1909 г. Стоимость проекта составляла 1,5 млн фунтов стерлингов[6], что составляло 14,2 млн рублей в ценах тех лет (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров»
Серия броненосных крейсеров, строившихся по слегка доработанному проекту броненосного крейсера «Баян», спущенного на воду в 1900 г. Поскольку ко времени начала строительства родоначальник серии погиб в Порт-Артуре, его именем был назван один из новых крейсеров, причем из-за схожести проекта и эти три крейсера часто относят к типу «Баян». Другие два крейсера были названы в честь также погибших под Порт-Артуром адмирала С. О. Макарова и бронепалубного крейсера «Паллада». Первый из крейсеров строился во Франции (в качестве платы за использование проекта) с российским вооружением и частично оборудованием, остальные два строились на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге.
- «Адмирал Макаров» — официально заложен в марте 1906 г. (к этому моменту строился уже более года), спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в апреле 1908 г. Стоимость крейсера, с учетом доработки и покупки его проекта, но без дорогостоящего вооружения и прочего российского оборудования, составила 18,45 млн франков, что составляло примерно 6,92 млн рублей в ценах тех лет (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
- «Паллада» — заложен в июне 1906 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в феврале 1911 г. Стоимость крейсера 9,93 млн рублей в ценах тех лет (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
- «Баян» — заложен в августе 1905 г., спущен на воду в августе 1907 г., введен в строй в июле 1911 г. Стоимость крейсера 9,41 млн рублей в ценах тех лет (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Разность стоимости последней пары крейсеров связана с различными условияыми строительства — на заводе был только один большой крытый эллинг с краном, в котором строился «Баян», «Палладу» же пришлось строить на открытом стапеле.
Бронепалубный крейсер «Кагул» (бывший «Очаков») типа «Богатырь»
Последний по времени вступления в строй корабль этого типа (остальные три вошли в строй в 1902-1905 г.). Заложен в августе 1901 г., спущен на воду в сентябре 1902 г., введен в строй весной 1907 г. Существенная задержка ввода корабля в строй объясняется его участием в событиях революциии 1905 г., после чего уже практически готовый корабль пришлось возвращать судостроителям для серьезного ремонта. Первоначальная стоимость строительства корабля составила 7,36 млн рублей, а с учетом устранения последствий революции - не менее 8,54 млн рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Железные дороги
1906
Богословская железная дорога
Длина линии 212 верст[7], введена в строй в сентябре 1906 г.[8]
1907
Участок Волковыск — Андреевцы — Седлец
180 км Движение открытов 1906, введен в строй в 1907 г.
1908
1909
1910
1911
1912
1913
1914
1915
1916
Железная дорога Татарская - Славгород
Линия длиной 295 верст (315 км) в Южной Сибири. Строилась с 1914 г. акционерным обществом Нехорошева, введена в строй в 1916 г.[9]
1917
Машиностроение
Путиловская верфь
Крупнейшее машиностроительное предприятие страны — Путиловский завод — еще задолго до этого времени начал заниматься судостроением, в том числе и военным заказам с 1887 г. по 1913 г. было построено 20 мелкиъх и средних кораблей. Однако в связи с обсуждением и принятием Закона о флоте, согласно которому в России должен был возродиться мощный океанский флот, в 1910 г. Общество приобрело огромный земельный участок (80 га с отмелями), непосредственно прилегающий к заводской территории и при эом расположенный удобнее всех прочих судостроительных заводов Санкт-Петербурга. На 54 га была размещена новая верфь, которая, управляясь Обществом, тем не менее была образована как отдельное предприятие 1 ноября 1912 г. По своим размерам и оснащению верфь соответствовала лучшим судостроительным предприятиям того времени. Для сравнения: длина достроечной стенки Путиловской верфи составляла 2400 м, а аналогичный показатель на крупнейших судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга того времени — Балтийском и Адмиратейском заводах составлял всего 400 и 1520 м соответственно.
Фактически работа верфи началась уже в 1913 г., хотя основной эллинг для строительства крупных кораблей, который мог вместить два линкора-сверхдредноута одновременно, был закончен в 1914 г. Стоимость строительства составила 20 млн рублей ценах тех лет (порядка 26 млрд рублей в ценах 2012 г.).
В настоящий момент предприятие носит название ОАО «Северная верфь».
Техническое перевооружение Путиловского завода
Русско-Балтийский завод (Руссо-Балт)
Фортификационные сооружения
Крепость Владивосток
Реконструкция крепости Новогеоргиевск
Морская крепость Петра Великого
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ На 2013 г. спасательное судно "Комуна" ("Волхов") является старейшим в мире, фактически находящемся на вооружении. В 2010 г. судно оснащено новейшей подводной робототехникой[1]